«Национальное здравоохранение — 2022»: от модели директивного подхода к живому диалогу №7(118), 2022 год
На прошедшем в Москве на площадке Центра Международной торговли Первом конгрессе с международным участием «Национальное здравоохранение — 2022» ответственные руководители российской медицины и другие заинтересованные специалисты обсудили задачи, стоящие сегодня перед системой здравоохранения, и возможные пути их решения.
В мероприятии, инициированном Минздравом России и Фондом «Росконгресс», приняли участие организаторы здравоохранения всех уровней, от руководителей центрального аппарата Министерства здравоохранения Российской Федерации, Росздравнадзора и Фонда обязательного медицинского страхования до региональных министров, профильных вице-губернаторов, главных внештатных специалистов, представителей научно-исследовательских институтов, главных врачей клиник.
В приветствии конгрессу заместителя председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой говорилось: «Реализация Национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» позволили поднять оказание медицинской помощи на качественно новый уровень. Это те ощутимые результаты, которые может почувствовать каждый человек, посетив новые или отремонтированные фельдшерско-акушерские пункты, поликлинику, пройдя обследование на самом современном оборудовании. Сегодня мы должны сообща выработать дальнейшую стратегию и тактику наших действий. Нам предстоит вместе построить здравоохранение, достойное граждан нашей страны».
Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко в начале своего выступления выразил огромную признательность всем работникам российской медицины за их самоотверженный труд по преодолению пандемии. «Мы с вами прошли сложный этап — мобилизацию системы здравоохранения на протяжении более двух лет. Вся отрасль фактически встала под ружьё. В 2020 году президентом России была объявлена задача — сохранить жизни и здоровье граждан. Тогда мы имели ещё не всем понятный вызов в виде новой коронавирусной инфекции, которая шагала по миру, охватывая всё новые страны. Наша страна успела вовремя предпринять все меры, чтобы профилактировать молниеносное распространение инфекции по стране и дать подготовиться системе для принятия пациентов и обеспечения медицинской помощи. Мы с вами тогда не имели чёткого понимания, как действовать в тех или иных ситуациях, какие препараты будут наиболее эффективны; практически вся медицина мира находилась в поиске. Наши медики приняли на себя всю ту неизвестность, всю ту опасность, все те тяжёлые бессонные ночи, которые позволили спасти десятки, даже сотни тысяч граждан нашей страны».
Михаил Мурашко отметил важную роль в борьбе с пандемией федеральных медицинских центров, движения волонтёров-медиков, предприятий, руководители которых в кратчайший промежуток времени смогли взять на себя производство средств защиты и антисептиков. Он выделил значение информационных технологий в подготовке медицинского персонала по оказанию помощи пациентам, инфицированным COVID-19. Сегодняшний вызов состоит в преодолении того ущерба здоровью людей, которое нанесла пандемия, а также в восстановлении ожидаемой продолжительности жизни — 78 лет — к 2030 году. Однако эти задачи невозможно решить без цифровой трансформации, уверен министр.
«Цифровые технологии, пришедшие в медицину, — это информационные системы медицинских организаций; цифровые помощники — это новое оборудование, которое позволяет проводить в том числе автоматический анализ. Это программы искусственного интеллекта, которые уже активно вошли в нашу жизнь. Более тридцати таких программных продуктов в стране зарегистрировано, — констатировал Михаил Мурашко. — Сформирован новый формат декомпозиции данных на основе данных ЕГР ЗАГС: это система, позволяющая по каждому региону отслеживать определённый набор показателей, связанных с причинами смертности населения, и оценивать каждый регион непосредственно до муниципалитета и врачебного участка».
Глава ведомства отметил важнейшую роль профилактики, в том числе в течение заболеваний у больных COVID-19: «Когда мы сообщаем о выходе из пандемии, нельзя не говорить о состоянии здоровья переболевших пациентов. Нужно оценить, почему так по-разному протекало заболевание у разных категорий пациентов. Вы видите, что фактически по результатам проведённой углублённой диспансеризации, 59–60 процентов от всех прошедших углублённую диспансеризацию первого этапа подлежали диспансерному наблюдению, причём доминировали в основном сердечно-сосудистые заболевания».
Кроме того, считает Михаил Мурашко, необходимо восстановление и увеличение объёмов оказания плановой медицинской помощи, в том числе ортопедической и высокотехнологичной, для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Ещё одной из важных задач министр здравоохранения России назвал формирование инновационной продуктовой линейки. «Переход от чисто наблюдательных исследований к решениям, в том числе и к поиску новых решений для создания лекарственных препаратов и медицинских изделий, — это новый вызов для страны, который обеспечит не только импортонезависимость, а именно — опережающий формат развития системы здравоохранения; и такие возможности у нас есть».
Говоря о направлениях стратегического развития российской системы здравоохранения в целом, Михаил Мурашко подчеркнул: «Мы должны перейти от системы контроля к системе управления качеством».
В пленарном заседании конгресса также приняли участие вице-губернатор, заместитель председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике, министр здравоохранения Оренбургской области Татьяна Савинова, руководитель Департамента здравоохранения Воронежской области Александр Щукин, директор ТФОМС Ставропольского края Сергей Трошин, главный врач КГБУЗ «Краевая клиническая больница» Егор Корчагин, врач-кардиолог ГБУЗ МО «Домодедовская центральная городская больница» Павел Краснов, фельдшер скорой и неотложной помощи ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 4» Дарья Павленко, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета Николай Карякин. Были обсуждены вопросы цифровой трансформации и информатизации, кадрового обеспечения отрасли, лекарственной безопасности и другие.
В рамках конгресса были организованы 33 профильные сессии с онлайн-трансляцией, участниками которых стали более 8000 человек. Спикерами конгресса выступили 120 экспертов различных специальностей. Состоялась также конференция организаторов здравоохранения стран СНГ с участием представителей ВОЗ, посвящённая МКБ-11. А кроме того, прошёл форум Национальной медицинской палаты и многое другое.
Подводя итоги Первого конгресса с международным участием «Национальное здравоохранение — 2022», министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко подчеркнул: «Мы активно работали над выработкой ключевых решений развития системы здравоохранения на предстоящий период. В формате открытого и честного диалога участникам конгресса удалось проработать наиболее актуальные и острые вопросы развития отрасли и вынести совместно разработанные предложения, которые послужат руководством к конкретным действиям в реальной жизни. Значимым результатом работы конгресса я вижу сформировавшиеся горизонтальные связи, которые, уверен, существенно повысят скорость и эффективность решения ряда региональных проблем. По итогам мероприятия будут выработаны поручения регионам, формирующие дальнейшую стратегическую программу действий, которые внесут вклад в достижение национальных целей».
Советник президента Российской Федерации Антон Кобяков считает, что состоялось «мероприятие нового уровня, беспрецедентное по степени открытости руководства отрасли, абсолютно доступное для всех заинтересованных медиков и сотрудников смежных специальностей». При этом «глубокое погружение в самые важные проблемы медицинской сферы иллюстрирует, как меняется уровень дискуссии между врачами и руководителями системы. Мы переходим от модели директивного подхода к живому диалогу со специалистами и основанной на нём гибкой и оперативной трансформации».
«Конгресс не только продемонстрировал возможность члену медицинского сообщества, специалисту любого уровня системы медицинской помощи в регионе возможность быть услышанным, но на основе диалога с ним будут сделаны выводы и приняты необходимые решения. Думаю, что такое мероприятие целесообразно проводить на ежегодной основе», — заключил Кобяков.
Представителю редакции журнала «Кто есть кто в медицине» удалось побеседовать с некоторыми спикерами Первого конгресса с международным участием «Национальное здравоохранение — 2022». Им было задано по два вопроса:
1. Чем вам запомнился прошедший год?
2. Поделитесь, пожалуйста, наиболее успешными практиками.
1. Случилось так, что последние годы большинства российских врачей и медработников были посвящены борьбе с пандемией. Мы, как главные их помощники, не стали исключением. В учреждениях здравоохранения по всей стране было задействовано свыше 35 тысяч волонтёров-медиков. Помогали мы и на горячих линиях, и в адресной доставке продуктов и лекарств. При этом, несмотря на большую нагрузку, была продолжена системная работа движения, связанная с выездами в отдалённые ФАПы, обучением населения оказанию первой помощи, организацией донорских акций.
2. Адаптация к таким сложным условиям стала для всех нас важным уроком. Наш подход помог эффективно справиться со всеми трудностями. И теперь мы готовы делиться своим опытом с другими.
1. Прошедший год, к сожалению, для нас, как и для всех, прошёл под знаком ковида. Были всплески, были подъёмы. Вся работа системы здравоохранения была нацелена на оказание своевременной помощи жителям для сохранения максимально возможного количества человеческих жизней. При этом мы продолжали оказывать и плановую медицинскую помощь населению. Ведь люди продолжают страдать и другими заболеваниями. В частности, онкология никуда не уходит.
2. Хотелось бы поделиться нашими практиками в области информатизации. Поскольку в случае получения точной и своевременной информации гораздо легче организовать управление теми или иными процессами в сфере здравоохранения.
На базе ситуационного центра губернатора Московской области мы создали специальную систему дашбордов, благодаря которой сразу вскрывалось истинное положение вещей, все плюсы и минусы работы с ковидными больными как на региональном, так и на федеральном уровнях. Из информационных систем мы автоматически выводили красные зоны, где пока ещё были проблемы с кадрами, с доставкой пациентов, службой скорой помощи, уровнем смертности. Далее уже коллегиально принималось решение по исправлению данных ситуаций.
Помимо этого, оказалось, что многим пациентам, особенно во время пандемии, при большой нагрузке на регистратуру, важно получить подробное разъяснение по своим дальнейшим действиям. Тогда мы создали колл-центр, позволивший нам справиться с нагрузкой, несмотря на то, что во время подъёма уровня заболеваемости у нас в день было до 60 тысяч звонков.
Уверен, без создания должного уровня системы информатизации и управления обращениями жителей и потоками пациентов не может существовать современная медицина.
1. Прошлый год запомнился реальным разрешением эпидситуации с коронавирусной инфекцией. Уже было понимание того, что мы справимся.
2. Чем хотелось бы поделиться с коллегами? Наверное, рассказать о мероприятиях, реализацией которых мы занимались в целях сокращения дефицита медицинских кадров.
Решаем мы вопрос по нескольким направлениям. Первое из них касается предоставления утверждённых региональным законодательством очень значимых мер социальной поддержки. Сюда следует отнести и «губернаторские» 1,5 миллиона рублей, выплачиваемые врачам дефицитных специальностей при обязательстве отработать в областных государственных медучреждениях не менее пяти лет. Плюс ещё одна дополнительная мера для этих специалистов — выплаты на строительство и приобретение жилья. А до этого врачу полностью компенсируется арендная плата.
Такие меры реально позволяют нам привлекать дипломированных, состоявшихся специалистов, не имеющих опыта работы в липецком здравоохранении. И всё это — в дополнение к тем мероприятиям, которые наша область, как и прочие субъекты Российской Федерации, реализует в области целевого набора, а также по программе «Земский доктор».
Второе. Для устранения дефицита кадров и поддержания должного уровня заработной платы врачей на должности, непосредственно не связанные с лечением пациента, мы стараемся привлекать лиц без медицинского образования. Такие сотрудники занимаются вопросами, связанными с управлением потоками пациентов, администрированием очерёдности, работой в режиме «бережливых» технологий, — то есть всем тем, что непосредственно влияет на удовлетворённость пациентов уровнем оказания медицинской помощи.
Наконец, третье. Мы стараемся расширить полномочия среднего медицинского персонала, привлекая его к решению целого ряда задач, ранее относившихся к врачебным компетенциям. Время, связанное с преодолением эпидемии, показало, что эти люди с такими вопросами прекрасно справляются. А при наличии дефицита врачебных кадров в целом ряде клинических, лечебно-диагностических ситуаций именно средний медперсонал оперативно реагирует на изменение состояния здоровья пациентов, принимая грамотные и взвешенные решения.
1. Было много тяжёлых коронавирусных пациентов. Кроме того, практически всем из них, кто был госпитализирован, была нужна кислородная поддержка. Такие условия требовали очень напряжённой работы всего медицинского сообщества, начиная от первичного звена и заканчивая реанимацией стационара.
2. Но этот период запомнился и пониманием того, как нам дальше совершенствоваться. Поэтому мы сразу в поликлиниках отдельно выделили кабинеты неотложной помощи, набрали туда врачей и средний медицинский персонал, тем самым разгрузив участковых терапевтов.
Из областного бюджета были выделены средства на закупку лекарственных препаратов от ковида, мы полностью обеспечили ими всех пациентов на дому. Все эти решения помогли нам максимально справиться с волной эпидемии.
Правильным решением было и строительство двух новых инфекционных центров в Белгороде и Старом Осколе. Это позволит нам лучше обеспечить инфекционную безопасность в случае любых новых вызовов.
Мы активно развиваем электронные сервисы и в настоящее время реализуем проект по доставке лекарственных препаратов льготникам на дом, создавая для этого специальные службы в каждой медицинской организации.
Активно использовался у нас сервис открытия/закрытия электронных больничных листов. Мы таким образом проводили большое количество пациентов, что также способствовало улучшению эпидемической обстановки.
1. Прошедший год — это, конечно же, две самые тяжёлые волны COVID-19, когда нам потребовалась мобилизация всей отрасли.
2. К счастью, благодаря федеральным и региональным решениям нам полностью удалось обеспечить стабильность работы всех наших медицинских учреждений и открытие новых медцентров, приближённых к месту пребывания граждан. Для нас это очень важно, потому что наш край — второй по территории в Российской Федерации, и если раньше специализированные виды медицинской помощи оказывались только в Красноярске, то сейчас её можно получить и в шести крупных межрайонных центрах.
Не меньшее значение имеют программы вакцинации и углублённой диспансеризации, начатые нами в прошлом году.
Хочу отметить и наши региональные новации в вопросах кадровой политики. В крае уже два года успешно работает программа «Образовательный сертификат». Мы увеличили целевой набор за счёт краевого бюджета, когда поступающие на платное обучение студенты имеют возможность обучаться за счёт региона с обязательством последующей отработки в нашем практическом здравоохранении.
Есть и дополнительные меры социальной поддержки для врачей и среднего персонала.
В настоящий момент краевое здравоохранение активно нацелено на практику пациентоориентированности. Лидером здесь является Красноярская краевая клиническая больница, которая уже несколько лет занимается вопросами внедрения стандартов качества и безопасности медицинской помощи, работой с персоналом по максимальному удовлетворению потребностей пациента. Специально созданному на базе клиники краевому центру компетенций поставлена задача максимально тиражировать эти подходы во все наши медицинские организации.
1. Безусловно, два последних года стали вызовом для нашей системы здравоохранения.
2. Практика, которой я хочу поделиться, связана с решением кадрового вопроса, проблемами обеспечения медицинской помощи в малых населённых пунктах. В Оренбургской области число сельских жителей составляет 40 процентов. Есть много населённых пунктов, где проживает меньше 300 человек и даже меньше 100: таких у нас порядка 800. Но и там люди хотят иметь постоянного медика. Согласно федеральным нормативам, в таких условиях должно быть организовано домовое хозяйство, то есть некое волонтёрство, когда один из жителей села берёт на себя общественную нагрузку по вызову скорой, оказанию в случае необходимости доврачебной медицинской помощи и так далее.
Жизнь показала, что в этом случае не всегда получается так, как всем бы хотелось. Поэтому мы пошли по другому пути: за 2,5 месяца обучили женщин — жительниц этого села по программе младшего медицинского персонала по уходу. В результате за полгода практической работы таких вот «помощников фельдшера», как мы их называем, нами получена масса благодарностей от пациентов малонаселённых пунктов, а жалоб нет вообще.
И это, я считаю, главный социальный эффект данной практики. На сегодняшний день мы тиражируем эту технологию уже в двадцати трёх малых муниципальных образованиях.
Ещё один предмет для гордости — открытие новой инфекционной больницы. Ведь всего год назад нам самим не верилось, что мы осилим столь большую стройку. В настоящий момент мы опережающими темпами достраиваем областную детскую больницу, и я надеюсь, что она примет первых пациентов уже в первом полугодии 2023 года. Кроме того, мы активно ремонтируем фельдшерско-акушерские пункты, районные больницы.
Повышение доверия жителей к службе здравоохранения — вот, на мой взгляд, основное, над чем мы должны сейчас работать.