×

«Платиновая унция»: фармацевтический рынок в эпоху перемен №3(105), 2020 год

Пресс-конференция оргкомитета XXI Конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая унция» состоялась в издательском доме «Аргументы и факты» в формате онлайн.

Основной темой мероприятия стал Всероссийский открытый конкурс профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая унция». Участники пресс-конференции рассказали о номинациях конкурса, трендах фармацевтического рынка, а также об основных изменениях в организации конкурса.

Председатель организационного комитета конкурса Юрий Крестинский отметил, что эта пресс-конференция даёт старт конкурсу. Конкурсанты — вся отрасль. Номинанты и победители определяются представителями научной общественности, авторитетными изданиями рынка фармакологии, генеральными директорами фармацевтических компаний. Подсчёт голосов осуществляется до 1 февраля 2021 года. По результатам второго этапа анкетирования выявляются победители в каждой номинации. Вот некоторые из них: «Компания года», «Производитель года», «Сеть года», «Лучший бизнес-проект», «Лучший социальный проект», «Лучший препарат», «Сделка года» и специальные номинации комитета.

Генеральный директор компании AlphaRM Анна Ермолаева рассказала о тенденциях фармрынка. Спикер отметила много перемен по сравнению с 2019 годом. «На 12–13-й неделе пандемии продажи лекарственных средств подскочили больше чем в два раза. Это связано не только с продажей антисептиков и противовирусных препаратов. Все лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, ЖКТ были закуплены гражданами впрок. Говорили, что главный бенефициар от ковида — фармацевтический рынок. Но мы в летние месяцы получили отскок, поскольку лекарства, требуемые населению, были закуплены загодя. Сейчас, когда система маркировки была запущена, мы столкнулись с тем, что препараты без неё не могут быть отпущены потребителю. Это привело к тому, что на рынке стали пользоваться спросом те препараты, которые не маркированы, цена на них подросла и отразилась на общей динамике», — сообщила эксперт.

Денис Вязников, генеральный директор коммуникационного агентства RX Code, рассказал, по каким правилам проходит голосование.

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк сообщил о непредсказуемом рынке 2020 года: «Всё, что мы видели в предыдущие годы: сезонные заболевания ОРВИ, весеннюю аллергию и так далее, — в этом году эти тренды не действовали. Изолированность привела к тому, что сезонное ОРВИ не распространялось и кишечные инфекции были на минимуме, что приводило к спаду продаж. Был хаотичный спрос на лекарственные препараты. Когда рубль падает, люди понимают, что препараты могут подорожать, и начинают скупать всё подряд. Рынок просел начиная с конца апреля до конца июля. В это время тренды были ниже показателей 2019 года. Но к концу июля спрос начал восстанавливаться. Продажи в аптеках выросли на 9,7 %. Потребление антибиотиков растёт такими темпами, как будто половина населения России болеет. Люди запасаются ими впрок, вызывая дефицит данных препаратов. Очень повлияла, конечно, маркировка. Упали продажи из-за того, что препараты застряли на складах. Они исчезают из аптек, а потребление так велико, что производители не успевают восполнить».

Олег Фельдман, содиректор подразделения Healthcare компании Ipsos в России, сообщил о том, что происходит с обратной связью от фармацевтов: «Изменились потребительские мотивации и характеристики. Формируется стремление обращаться к интернет-ресурсам. Многообещающим направлением в условиях ограничений стала телемедицина. Доля тех, кто обращается к этому формату, растёт. В целом изменилась структура общения пациент — врач. Всё чаще используются удалённые коммуникации, мейлинг, онлайн-мероприятия».

Главный редактор объединённой редакции «Фармацевтический вестник» и «Медицинский вестник» Полина Звездина добавила, что в связи с переформатированием рынка в конкурсе появились новые номинации — это «Онлайн-аптека» и «Онлайн-сервис».

В пресс-конференции приняли участие также Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma, и Юрий Уляшев, генеральный директор коммуникационной группы Aaron Lloyd.

Участники пресс-конференции сошлись во мнении, что очень сложно делать прогнозы о рынке в текущем году. Если говорить о рознице, то, скорее всего, мы увидим динамику на уровне 12–14 %, однако всё будет зависеть от того, как долго продлится вторая волна пандемии. Государственный сегмент будет чувствовать себя значительно лучше. В целом же по фармацевтическому рынку в 2020 году мы будем видеть динамику порядка 15 %.