Развитие спортивной индустрии: физкультурно-оздоровительные услуги предложено отделить от медицинских услуг №1(103), 2020 год
Почему необходимо законодательно развести понятия «медицинские услуги» и «физкультурно-оздоровительные услуги» и какие нюансы при этом нужно учесть? Представители сферы медицины, спорта, оздоровительных услуг, бизнеса и органов власти обсудили на заседании экспертного совета при Комитете Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи возможность законодательного регулирования оздоровительного сектора.
В феврале 2020 года в Госдуме прошло заседание экспертного совета при Комитете Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи по направлению «Развитие спортивной индустрии». Участники дискуссии — представители органов власти, общественных организаций в сфере спорта и оздоровительных услуг, учреждений здравоохранения — обсудили актуальные задачи по необходимости разграничить понятия физкультурно-оздоровительных и медицинских услуг и внести соответствующие поправки в законодательство.
Как отметил Константин Вырупаев, председатель экспертного совета по физкультуре и спорту при Комитете Совета Федерации РФ по социальной политике, это важная и актуальная тема. Если физкультурно-оздоровительная услуга будет выделена законодательно, то регионы получат возможность формировать свой бюджет для развития этой сферы. Виктор Кудрявцев, начальник управления Российского международного олимпийского университета, член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере спорта, подчеркнул важность поддержки предпринимательских инициатив в сфере развития массового любительского спорта.
Опираясь на букву закона
Владимир Егоров, президент Национальной ассоциации специалистов народной медицины и оздоровительных практик, зампред экспертного совета при Комитете Госдумы по охране здоровья, напомнил, что физкультурно-оздоровительная услуга — это «деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья», и задачи этой услуги, по ГОСТу: формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, восстановление работоспособности, сил и создание условий для восстановления здоровья. «Важно, чтобы эти услуги не входили в медицинские, задачи которых — диагностика, профилактика, лечение, реабилитация», — пояснил Владимир Егоров, напомнив, что и объекты медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг разные: в первом случае они касаются заболеваний и травм, а во втором — здоровья и систем организма. Владимир Егоров предложил внести формулировку «физкультурно-оздоровительная деятельность» в закон, а силами Минспорта России вести реестр организаций, оказывающих такие услуги, чтобы в том числе следить за безопасностью оказания таких услуг.
В свою очередь академик Александр Разумов, президент Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, главный специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению Департамента здравоохранения Москвы, считает, что «категорично разделить физкультурно-оздоровительные и медицинские услуги без нормативной и законодательной базы сложно. Объектом профилактической медицины уже стал сейчас здоровый человек, в противном случае это не профилактика, а лечение. С другой стороны, в таких странах, как Норвегия, Япония, Китай, где развиты оздоровительные технологии, продолжительность жизни увеличивается». По мнению Александра Разумова, нужно говорить о культуре здоровья, а создавая комплекс мероприятий по оздоровлению, надо использовать накопленный опыт в медицине. «Врачи всегда знают, сколько у них больных, но не знают, сколько у них здоровых», — заметил академик. Александр Разумов предложил закрепить в 323-м ФЗ «Об основах здоровья граждан в РФ» понятия «оздоровительная деятельность», «оздоровительная услуга», чётко определить их общеукрепляющий, а не медицинский характер и внести соответствующие изменения в 329-й закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ». «Также нужно провести ревизию санаторных учреждений страны. Обладающих кадрами и оборудованием оставить и сохранить в статусе санатория, остальные санатории перевести в статус оздоровительных учреждений, обеспечить там грамотное проведение оздоровительных мероприятий на высоком уровне, подготовить кадры. Сформировать государственные и региональные программы поддержки здоровья, используя ресурсы народных методов и народной культуры», — добавил Александр Разумов.
Развивать ответственное отношение к здоровью во всех сферах
Иван Рыбаков, руководитель отдела внедрения корпоративных программ ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России, заметил, что последний тренд — поддержка бизнесом развития программ, обеспечивающих здоровье сотрудников. Это не только социальная ответственность бизнеса, но и практичное вложение средств. В частности, привёл пример Иван Рыбаков, в компании Unilever на 1 рубль, вложенный в оздоровительную политику, возвращается почти 5 рублей. Расходы на здорового и больного человека серьёзно отличаются. Бизнес-компании стараются активно внедрять программы укрепления здоровья персонала.
Андрей Попов, руководитель Дирекции партнёрских программ и регионального развития Лиги здоровья нации, руководитель общероссийской сети Центров здорового образа жизни, также заметил, что тренд на сохранение здоровья сейчас охватывает и молодёжь, а в работу Центров здорового образа жизни включилось уже более 50 городов, но, действительно, есть проблемы законодательного регулирования этой индустрии.
Алексей Малый, президент Федерации боевого самбо России и Всемирной федерации боевого самбо, также предложил в сфере развития оздоровительных услуг соблюдать национальные интересы и законодательно закрепить поддержку отечественных видов спорта.
Необходимо разработать новые профстандарты
Эльмира Мингазова, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», доктор медицинских наук, профессор, отметила важность экспертизы качества оздоровительных услуг: «Сегодня недостаточно профессионально подходят к пропаганде привлечения населения к регулярным занятиям физкультурой. Не устраивает уровень материальной базы учреждений спорта, количество и качество подготовки тренерского состава, инструкторов, не хватает специалистов по ЛФК, в которой важный критерий «не навреди», нужен чёткий классификатор: имеющийся сейчас не даёт понимания о всём спектре оздоровительных услуг».
Участвующие в дискуссии эксперты отметили важность разработки новых профессиональных стандартов. Сейчас, как рассказала Валерия Майданникова, исполнительный директор АНО по развитию и реализации социально значимых проектов и программ «Здоровая нация XXI век», разработан стандарт «тренер», задача которого — поддержка спортивного потенциала, однако в этом профстандарте нет ни слова о физкультурной или оздоровительной деятельности. «А если мы говорим об инструкторе ЗОЖ-центра или консультанте по культуре здоровья, оздоровительным техникам, то данный профстандарт не имеет отношения к этим профессиям», — подчеркнула Валерия Майданникова. Эксперт напомнила, что в ряде вузов сейчас готовят специалистов по специализации «консультант ЗОЖ»: «Но если такой профессии и профстандарта нет, какую специальность получают выпускники? Такая ситуация развивает теневую экономику. Её надо регулировать и контролировать». И ещё одна проблема — учителя физкультуры в обычных школах: с их специализацией также нужно работать. Валерия Майданникова предложила создать в рамках экспертного совета рабочей группы по разработке и внедрению профстандартов «инструктор ЗОЖ», «инструктор санаторно-оздоровительного комплекса» и ряд других. Поддержав эту мысль, Константин Вырупаев предложил задуматься и над разработкой других профстандартов, ведь тренер или инструктор-методист не может заниматься оздоровительной культурой или быть учителем физкультуры: нужен профстандарт «учитель физкультуры», «специалист фитнес-услуг», и в такую работу нужно вовлекать профильные ведомства, в частности Министерство труда РФ.
Рекомендации, составленные на основе предложений участников дискуссии, будут предложены для изучения профильным ведомствам. При этом эксперты предостерегли от возможного зарегулирования сектора. Виктор Кудрявцев отметил, что, возможно, надо более чётко сформулировать понимание, что есть физкультурная деятельность, а что — оздоровление, иначе есть опасность, что закон превратится в декларацию. В свою очередь, Андрей Чухлиб, зампред экспертного совета, подчеркнул, что законодательное разведение двух обсуждаемых сфер даст дополнительные возможности и поможет стимулировать развитие отрасли как медицинских, так и физкультурно-оздоровительных услуг.