Экспорт медицинских услуг на подъёме №8(102), 2019 год
Ход реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» был освещён на пресс-конференции, которая состоялась в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Участие в мероприятии приняли заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Олег Салагай, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России Сергей Муравьёв, руководитель Координирующего центра по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава РФ Сабина Грин и директор Национального института качества Росздравнадзора Игорь Иванов.
Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» является частью национального проекта «Здравоохранение», реализуемого в 2019–2024 годах. В его задачи входят разработка программы коммуникационных мероприятий по информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых в российских учреждениях, а также формирование системы мониторинга статистических данных медицинских организаций по объёму оказания медицинских услуг иностранным гражданам. На данный момент в проекте участвует 71 субъект РФ. Целевой показатель проекта — увеличение экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с показателями 2017 года, то есть до 1 млрд долларов.
Олег Салагай напомнил, что задача по увеличению объёма экспорта медицинских услуг до 1 млрд долларов была поставлена президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Объективным положительным фактором является то обстоятельство, отметил он, что в последние годы рынок медицинских услуг растёт во всём мире, и Россия не стала исключением.
Если говорить о первом полугодии 2019 года, то в учреждениях государственной системы здравоохранения России получили помощь 530 тыс. иностранных граждан. Для сравнения: в 2018 году таковых было около 300 тыс., а в 2017 году — 120 тыс. Устойчивая положительная динамика, по мнению заместителя министра, связана с повышением интереса к здравоохранению и более корректным представлением о видах медицинской помощи, которые можно получить в Российской Федерации. В государственном секторе приоритетными с точки зрения спроса являются такие профили, как кардиология, хирургия, стоматология, офтальмология, неврология, травматология и ортопедия. Если говорить о частном секторе, то нужно добавить репродуктивную и эстетическую медицину.
Тот факт, что в проекте развития экспорта медицинских услуг участвует 71 субъект Федерации, показывает, отметил спикер, что в эти процессы вовлечены не только федеральные учреждения. И надо сказать, что сегодня медицинские учреждения субъектов предоставляют медицинскую помощь весьма высокого уровня.
В продолжение пресс-конференции представители Минздрава России и Координирующего центра ФП «Развитие экспорта медицинских услуг» представили разъяснения по методологии проекта и подвели итоги мероприятий, проведённых в первый год его реализации.
Как отметил директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России Сергей Муравьёв, планируется, что к 2024 году количество иностранных граждан, обратившихся за медицинскими услугами в медорганизации различных систем здравоохранения РФ, достигнет 1,2 млн человек. Он сообщил, что проведён мониторинг существующих барьеров развития экспорта медицинских услуг, а также проанализировал региональные особенности в реализации проекта.
Поток иностранных граждан, прибывающих в Россию на лечение, пока является стихийным, отметила руководитель Координирующего центра по реализации проекта при ЦНИИОИЗ Сабина Грин. Подчеркнув, что особое значение приобретает разработка содержательной коммуникационной и рекламной кампании за рубежом, она призвала профильные российские СМИ подключиться к её проведению.
Директор Национального института качества Росздравнадзора Игорь Иванов, в свою очередь, выразил мнение, что участие в проекте «Развитие экспорта медицинских услуг» является драйвером развития российских медицинских учреждений. Чтобы оставаться конкурентными, они должны совершенствовать менеджмент качества медицинской помощи, подчеркнул он.