Росмедобр-2019 прошёл одновременно с VIII съездом Российского общества симуляционного обучения №5(99), 2019 год

2–5 октября в Санкт-Петербурге прошёл X юбилейный международный форум «Росмедобр-2019. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине.

Цифры и факты

Свыше 600 участников, которым небезразлично образование и профессиональное развитие врачей и молодых специалистов, собрались на площадке Росмедобра-2019. В этом году программа была значительно расширена. Помимо двух основных дней конференции, участников ждала насыщенная программа pre- и postconference в симуляционных центрах шести медицинских вузов Санкт-Петербурга.

О будущем медицинского образования, первых результатах аккредитации в России, эффективности использования симуляционного обучения, применении объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для оценки, развитии непрерывного медицинского образования (НМО) говорили руководители крупнейших международных и российских организаций.

Представленность международных стран — участников форума ежегодно расширяется, в этом году ими стали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Великобритания, Германия, Государство Израиль, Канада, Республика Казахстан, Республика Корея, Норвегия, ОАЭ, Республика Молдова, Королевство Саудовская Аравия, США, Республика Узбекистан, Швейцария, Япония.

Форум «Росмедобр-2019» был организован при поддержке Минздрава России, Национальной медицинской палаты, Международной ассоциации медицинского образования (AMEE) и Сеченовского университета.

Актуальные вопросы медицинского образования

Татьяна Владимировна Семёнова, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации: «Ключевым сегодня является проект «Медицинские кадры России», который направлен на решение задачи, поставленной Президентом России в Указе № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». В нём сказано: «Необходимо к 2024 г. ликвидировать дефицит в амбулаторно-поликлинической службе». Укомплектованность штатных должностей должна составить 95 % к концу 2024 г. Должны быть внедрены процедуры аккредитации и НМО в РФ.

В рамках реализации этого проекта мы начали широкомасштабную профессиональную профориентационную деятельность. Эти мероприятия реализуются сегодня практически на территории всей страны; это, по сути, изменения принципов подготовки в школе, в 9-х, 10-х, 11-х классах, с возрождением медико-биологических классов.

Основным ключевым моментом становится целевое обучение. Мы будем рекомендовать образовательным организациям в этом году в своих локальных нормативных актах приоритетно предоставлять платному студенту возможность перевода на бюджетное место при заключении договора о целевом обучении.

В рамках федерального проекта «Медицинские кадры России» ежегодно предусмотрено 500 млн рублей на дополнительную профессиональную переподготовку специалистов для обеспечения целей национального проекта и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации на основе анализа численности ежегодно устанавливают, кого им нужно обучить, и направляют нам заявки с указанием образовательных организаций».

Будущее медицинского образования

Впервые на форуме выступил основатель и генеральный секретарь Международной ассоциации медицинского образования (АМЕЕ), автор ряда распространённых методик в медицинском образовании, включая ОСКЭ, профессор Рональд Харден (Ronald M. Harden) с докладом о будущем медицинского образования и о достижении совершенства в нём.

«Один из вызовов, с которым мы все сталкиваемся, — это информационная перегрузка. Медицинское знание развивается очень быстро: объём информации растёт, удваивается. В настоящий момент в медицине существует 60 тысяч диагнозов, более 6000 видов вмешательств, и наши студенты должны всё это подробно изучить. Разве это возможно? Нужно решить, что должно входить в основную программу, на чём нужно сконцентрироваться, каковы приоритеты. Это вызов сегодняшнего дня.

Студентов необходимо научить трём вещам: во-первых, как правильно формулировать свои вопросы, чтобы получать верные ответы; во-вторых, как найти источники информации, из которых можно быстро получить качественный ответ, и в-третьих, как оценить полученный ответ.

Не надо брать всю ответственность на себя, её надо делегировать — в этом залог успешного будущего. Нужно налаживать партнёрские отношения с другими вузами, чтобы расширять горизонты. Это позволит студентам выбирать различные элементы курса за счёт того, что разные образовательные учреждения будут разделять ресурсы. Это сотрудничество необходимо пронести через весь континуум медицинского образования — от базового к последипломной подготовке, аспирантуре, научной деятельности. Все эти этапы должны быть объединены единой рамочной структурой».

Модернизированный портал НМО

Ольга Фёдоровна Природова, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию РНИМУ им. Н.И. Пирогова, представила модернизированный портал НМО: «НМО позволяет работникам совершенствовать знания и навыки на протяжении всей профессиональной жизни. В течение 5 лет — от допуска до допуска — обучающиеся должны и имеют возможность выбирать различные образовательные элементы и складывать их в коробочку своей образовательной активности. Сами компоненты, безусловно, можно выбрать на том ресурсе, который стал функционировать с 2016 г., – на портале НМиФО Минздрава России (edu.rosminzdrav.ru).

Одна из важнейших задач модернизации портала — индивидуализация обучения. Каким образом она сейчас реализуется по некоторым специальностям? С учётом образовательных потребностей самого специалиста, потребностей системы здравоохранения в целом, уровня знаний, умений специалиста и особенностей его профессиональной деятельности автоматически формируются персональные рекомендации по обучению.

Сейчас на портале более 900 организаций-провайдеров, и 745 из них имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование (ДПО). Все минздравовские организации, которые реализуют ДПО для специалистов по крайней мере с высшим образованием (со средним ещё не посчитали), все НМИЦ, много научных медицинских организаций, некоторые профессиональные сообщества. Более 26 тыс. программ, более 2,5 тыс. модулей только на платформе портала».

Об аккредитации медицинских специалистов

О первичной специализированной аккредитации на основе опыта 2019 г. говорила Жанна Михайловна Сизова, директор Методического центра аккредитации специалистов Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова: «С целью научно-методического обеспечения и сопровождения процедуры поэтапного внедрения процедуры аккредитации в 2016 г. на территории РФ был создан Методический центр аккредитации специалистов. Минздравом были поставлены задачи: разработка единых требований к формированию единого фонда оценочных средств, к авторам и к экспертам оценочных средств, а также подготовка членов аккредитационной комиссии. Сегодня мы уже имеем 4-летний опыт первичной аккредитации. С января 2019 г. стартовала первичная специализированная аккредитация по 6 специальностям, в основу которой была положена та же модель, что и при первичной, т.е. были выделены 3 этапа, которые отличаются друг от друга по степени своей компетентности, и каждому этапу соответствует определённый вид оценочных средств».

Съезд РОСОМЕД

Традиционно в рамках форума состоялся VIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД). Были представлены отчёты о международной деятельности общества, озвучены планы и задачи на 2020 г., подведены итоги деятельности текущего года и выдвинуты предложения по аккредитации и реаккредитации симуляционных центров.

Мастер-классы

2 и 5 октября прошли программы pre- и postconference: ведущие специалисты мирового уровня проводили мастер-классы и круглые столы в шести симуляционных центрах медицинских вузов Санкт-Петербурга. Организаторы благодарят медицинские вузы и факультеты за активное участие в форуме: Центр медицинских аккредитаций Научного парка СПбГУ, Симуляционный центр Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Центр образовательных систем и информационных технологий СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Симуляционный центр Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Центр инновационных образовательных технологий ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (59-й корпус), Институт медицинского образования НМИЦ им. В.А. Алмазова.

Выставка

3 и 4 октября работала выставка симуляционного оборудования и медицинских тренажёров, на которой инновационные разработки в области медицинского образования представили более 60 мировых производителей.

Организаторы благодарят партнёров форума «Росмедобр-2019»

Официальный партнёр — Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM).

Генеральный информационный партнёр — медицинский портал «Медвестник».

Информационные партнёры: портал VADEMECUM, портал МЕД-инфо, издательство «Отраслевые справочники», журналы «Менеджмент качества в медицине», «Кто есть кто в медицине», телеканал «Доктор», издательство учебной литературы «Кнорус», Группа компаний «Ремедиум», благотворительный фонд «Вблагодарность».