Главный человек – пациент №4(98), 2019 год
11 сентября 2019 года в ТАСС состоялась пресс-конференция на тему Всемирного дня безопасности пациента, который был учреждён 25 мая 2019 года на Всемирной ассамблее здравоохранения. 17 сентября 2019 года его впервые отметили в России.
По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаила Мурашко, «такие страны, как Российская Федерация, имеющие высокий уровень финансирования и организации медпомощи, имеют и большие риски – при формировании диагноза, проведении лекарственной, хирургической терапии».
М. Мурашко отметил важность начатого Росздравнадзором в 2016 году пилотного проекта по формированию систем менеджмента качества в медицинских организациях. «Фактически мы отработали методологию по безопасности пациента в медицинских организациях на всех этапах, начиная от приёмного покоя, включая хирургическую и терапевтическую помощь, безопасность применения лекарств и медизделий», – констатировал он. Среди полученных результатов глава Росздравнадзора назвал сокращение средней длительности лечения при улучшении его качества и уменьшение больничной летальности.
Мурашко напомнил, что безопасность и качество медицинской помощи сегодня являются государственной политикой России. «За последние 20 лет здравоохранение действительно шагнуло далеко вперёд. Продолжительность жизни увеличилась в среднем на 8 лет. Младенческая смертность сократилась более чем в 3,5 раза. В 5 раз снизилась материнская смертность. Это все те шаги, которые наша страна, Минздрав России делают ежечасно, ежеминутно». К важным элементам системы оказания пациентоориентированной медпомощи руководитель Росздравнадзора относит внимание к безопасности больного. Он пояснил, что фактически сегодня в стране «правила внутреннего контроля, система менеджмента качества являются лицензионными требованиями для каждой медорганизации. Каждый главный врач обязан формировать у себя систему расследования неблагоприятных случаев, а главное – выработки мер по их последующей профилактике». Принципиальным подходом, по мнению Мурашко, является декриминализация разбора медицинских ситуаций. «При этом, – заявил он, – медицинский надзор будет работать жёстко». Мурашко уверен, «для того чтобы система менялась, нужен открытый диалог всего медицинского сообщества».
Глава Росздравнадзора предложил провести 17 сентября в медицинских учреждениях врачебные конференции, организовать учёбу по формированию принципов безопасности пациента. «Мы хотим, чтобы в этот день медицинским персоналом было уделено максимум внимания этой проблеме, поскольку пациент – главный человек, ради которого мы работаем», – подчеркнул Михаил Мурашко.
Приветствуя большой вклад нашей страны в разработку стратегии Всемирной организации здравоохранения, глава её представительства в Российской Федерации Мелита Вуйнович отметила значительное место, которое отведено теме безопасности пациента в политике российского здравоохранения. Она уверена в необходимости научного подхода к данной проблеме, поскольку случайно наносимый пациенту вред – «это не ошибка одного человека, а провал системы».
Помощник министра здравоохранения РФ Илья Шилькрот предложил оценивать качество медицинской помощи не по итогам лечения, а в процессе назначения исследований, проведения операции либо лекарственной терапии. Этому помогут разработанные Критерии оценки качества медицинской помощи. При внедрении информационной системы, данный анализ можно будет делать онлайн, а также проводить электронный бенч-маркетинг. Такой подход позволит избежать возможных ошибок, считает он.
Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулёв согласился с мнением Мелиты Вулич: иногда может быть виноват и конкретный врач, но чаще всего это – проблема системы, «и здесь трудно переоценить роль пациентских организаций в оценке качества и безопасности медпомощи».
Жулёв напомнил, что к безопасности также относятся риски, с которыми больные сталкиваются во время пребывания в медучреждении, поэтому существует система независимой оценки условий оказания медпомощи.
«Думаю, что пациент также должен быть ответствен за свой образ жизни, правильное отношение к своему заболеванию, своевременную коммуникацию с врачом. В этих целях наша организация активно проводит пациентские школы, повышая приверженность людей к лечению. Именно комплексный подход поможет совершенствовать систему качества медицинской помощи», – уверен Жулёв.
Главный врач консультативно-диагностической поликлиники № 121 Андрей Тяжельников видит необходимость выстраивать доверие между врачом и пациентом, поскольку «построение системы внутреннего контроля качества на амбулаторно-поликлиническом этапе – это совместная работа и врачей, и пациентов, и контролирующих органов».
Генеральный директор Национального института качества Росздравнадзора Игорь Иванов сообщил, что успех пилотного проекта по формированию систем менеджмента качества в медицинских организациях (сегодня в нём участвуют 146 медицинских организаций 29 субъектов Российской Федерации) позволил подготовить методологическую базу под проект Приказа Минздрава по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, вступающий в силу с 16 сентября 2019 года. «Это важный этап, – отметил он, – и я уверен что медицинские организации в Российской Федерации сегодня готовы к тому, чтобы обеспечить должный уровень безопасности, абсолютно гармонизированный с международным опытом, который принят в странах с развитой системой здравоохранения».
Он призвал самое пристальное внимание уделить подготовке специалистов, студентов-медиков, для того чтобы у них «сформировать культуру безопасности пациентов при работе в медицинских организациях».