Морозов предложил упростить процедуру получения согласия пациента на скорую помощь №2(96), 2019 год
Процедура получения от пациента согласия на медпомощь от бригад скорой помощи должна быть упрощена, для этого можно предусмотреть использование аудиорегистраторов. Об этом 20 мая заявил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов при обсуждении соответствующих законодательных инициатив в рамках партийного проекта «Единой России» «Здоровое будущее», сообщает «Парламентская газета».
Действующее законодательство обязывает прибывшую на вызов бригаду скорой перед оказанием помощи получить у пациента или его законного представителя информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Однако сделать это зачастую невозможно. Сам человек может находиться без сознания, в состоянии стресса или шока, а его потенциальные представители — не иметь при себе документов, доказывающих родство.
Решить эту правовую коллизию депутаты предлагают изменением законодательства: соответствующие поправки в закон об основах охраны здоровья граждан в Комитете Госдумы по охране здоровья уже разрабатываются.
В частности, парламентарии предлагают включить «оказание скорой, в том числе специализированной медпомощи вне медицинской организации» в перечень случаев, в которых лечить пациента без его письменного согласия разрешается.
Сейчас делать это можно в том числе в отношении лиц, страдающих опасными для окружающих заболеваниями, тяжёлыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния и так далее.
«Получение согласия на помощь от бригад скорой также нужно упростить», — уверен Дмитрий Морозов. По мнению парламентария, считать согласием на оказание медпомощи в данном случае можно было бы даже не вызов скорой.
«Звонки диспетчерам, вызовы могут быть хулиганскими, — отметил Морозов. — Но можно предусмотреть другой метод. Каждая бригада медиков в данном случае могла бы иметь аудиорегистратор. Заходит врач, спрашивает: «Скорую вызывали»?» Ответ «да» станет автоматическим согласием на получение таких услуг. Не тратя время на подготовку и подписание бумаг, можно вслух проговорить отдельные позиции: диагноз; что в данном случае нужно делать; какие препараты врач будет вводить; необходима ли эвакуация».
Морозов отметил, что в данном случае можно провести аналогию с гражданской авиацией, где согласием на перелёт и доверием к системе считается факт покупки пассажиром билета.
«И представьте себе ситуацию, если после этого у пассажира будут требовать добровольное согласие буквально на всё: на взлёт, на турбулентность, на приземление в другом городе из-за погодных условий», — сказал он.
По словам члена думского Комитета по охране здоровья Юрия Кобзева, ежегодно в России осуществляется 45 миллионов вызовов скорой помощи.
«На каждый из этих вызовов необходимо оформить письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство», — сказал депутат.
При этом, согласно инструкции, в данном согласии должно быть прописано буквально каждое действие медика, с которым столкнётся пациент, а также последствия такого действия.
«Тайминг составления и подписания такого согласия занимает от пяти минут и выше, что в условиях неотложной помощи принципиально недопустимо», — уверен Кобзев.