На пленарном заседании Государственной думы обсудили проблемы обязательного медицинского страхования №5(94), 2018 год
13 марта Государственная дума рассмотрела законопроект № 273375-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».
Авторы законопроекта — депутаты фракции КПРФ — предлагают исключить страховые медицинские организации из числа участников обязательного медицинского страхования, а их функции и полномочия передать территориальным фондам ОМС и Росздравнадзору. Столь кардинальные изменения правоотношений в сфере ОМС авторы инициативы обосновывают неэффективным использованием средств ОМС, существованием частных страховых организаций в государственной системе и отсутствием у них реальных страховых рисков.
Обсуждение законопроекта превратилось в широкую, эмоциональную и заинтересованную дискуссию, как и заседание круглого стола о роли и статусе страховых медицинских организаций, проведённого Комитетом по охране здоровья в феврале 2018 года.
От авторов выступил Николай Осадчий, который объявил, что концепция законопроекта опирается на мнение врачебного сообщества и общественных организаций пациентов и предполагает передачу контроля за деятельностью медицинских организаций и экспертизу качества медицинской помощи полностью Росздравнадзору, а работу с полисами, учётом застрахованных граждан и прямое финансирование медицинской помощи — территориальным фондам ОМС.
С содокладом выступила член Комитета по охране здоровья Тамара Фролова. Она показала противоречия законопроекта действующему законодательству: в представленном варианте все договоры регламентируют вопросы оплаты медицинской помощи и по сути дублируют друг друга; родители не смогут выбирать территориальный фонд при страховании новорождённых, поскольку в каждом регионе он единственный. Расширение функций Росздравнадзора по проведению контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи приведёт к дополнительным расходам федерального бюджета. При этом будет утрачен принцип независимости экспертизы.
Существенное замечание сделала первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева, напомнив, что федеральный бюджет, бюджет ФОМС и бюджеты территориальных фондов ОМС приняты на три года. Принимая законопроект, мы ломаем систему межбюджетных отношений.
В выступлениях депутатов разных фракций были затронуты стратегические вопросы о модели здравоохранения и его финансировании, что наглядно демонстрирует широкий интерес к обсуждаемой теме.
Председатель Комитета Дмитрий Морозов в своём выступлении предостерёг от радикальных изменений, которые могут разрушить крупный сегмент здравоохранения, существующий уже 25 лет. Он напомнил, что президент Российской Федерации В.В. Путин в Посланиях Федеральному Собранию поставил задачи о завершении перехода здравоохранения к страховым принципам, а также об усилении роли и ответственности страховых медицинских организаций в деле защиты прав застрахованных. Председатель Комитета по охране здоровья считает очень важной задачей сохранение независимой экспертизы. «В связи с принятием Закона о клинических рекомендациях я вижу роль страховщиков в качестве соединяющего фактора между врачом и пациентом, особенно сегодня, в нездоровой атмосфере взаимоотношений врачебного сообщества и социума. Наша задача — контролировать их работу, обеспечивать её финансово и спрашивать конкретный результат», — заключил Дмитрий Морозов.
По итогам голосования законопроект был отклонён Государственной думой.
В то же время в соответствии с рекомендациями круглого стола на тему «Страховые медицинские организации. Законодательное регулирование, финансирование и новые парадигмы развития» в Комитете ведётся разработка предложений по внесению изменений в законодательство, направленных на усиление регламентации деятельности страховых медицинских организаций.