Неделя медицинского образования — 2018: наша задача — войти вузовским сообществом в концепцию ускоренного и направленного инновационного развития отрасли №3(92), 2018 год
IX Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования — 2018» состоялась в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова. Более 1600 участников представляли 90 с лишним российских и зарубежных образовательных организаций, в том числе из Великобритании, Ирландии, Австрии, Сербии, Польши, Китая, США и стран СНГ. Вниманию присутствующих было предложено свыше 250 докладов и выступлений.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова рассказала о существенных изменениях, которые произошли в медицинском образовании за годы проведения данных конференций: «То, что мы обсуждали в начале нашего пути, сегодня уже стало реальностью. В 2011 году был запланирован переход на новые государственные образовательные медицинские стандарты, существенно обогащённые знаниями по фундаментальным медицинским наукам. Кроме того, был взят курс на практикоориентированность, что позволило поэтапно перейти к аккредитации как новому механизму допуска к профессиональной деятельности».
Напомнив, что в 2018 году предполагается впервые аккредитовать выпускников медицинских колледжей, а на следующий — выпускников ординатур, министр подчеркнула особую роль профессионального сообщества в работе аккредитационных комиссий. Она поблагодарила Национальную медицинскую палату и её президента Леонида Рошаля, выразила признательность Совету ректоров медицинских и фармацевтических вузов, ассоциациям пациентов, профессиональным союзам.
По мнению Вероники Скворцовой, «генеральным вектором развития отечественного здравоохранения является формирование национальной системы, основанной на единых требованиях к доступности и качеству медицинской помощи, независимо от территории проживания пациента. Раньше, в советское и постсоветское время, у нас не было единых требований, единых клинических рекомендаций и критериев качества оказания медицинской помощи. Более того, в разных научных школах имелись разные представления о диагностике и лечении. С 2012 года нам предстояло за короткий период перейти на единый свод клинических рекомендаций, в структуру которых входят критерии качества оказания медицинской помощи, утверждаемые как нормативный документ». «По сути, — резюмировала министр, — мы создаём систему управления качеством медицинской помощи. На базе критериев качества вырабатываются регламенты контрольных и надзорных мероприятий Росздравнадзора, федерального и территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций. Клинические рекомендации, которые должны обновляться минимум один раз в год, являются матрицей для изменения критериев аккредитации специалистов соответствующих профилей и образовательных программ».
В этой связи Вероника Скворцова придаёт большое значение созданному Минздравом России порталу непрерывного медицинского образования, начавшему свою работу в 2016 году и обеспечивающему получение качественного и актуального образовательного контента. «Пользователями портала уже являются 300 тысяч врачей. Здесь имеется 18 тысяч интерактивных модулей для самообразования, представлено 450 образовательных и научных организаций, благодаря которым только за 2017 год 150 тысяч специалистов смогли пройти дополнительное обучение». Глава министерства подчеркнула, что на развитие портала Правительством РФ будет выделено 10 миллиардов рублей, что позволит создать в рамках проекта новые многопрофильные аккредитационные центры во всех городах-миллионниках и федеральных округах России.
Вероника Скворцова отметила особое значение для отрасли подготовки среднего медперсонала. На это нацелены усилия более 400 медицинских колледжей, конкурс в которые составил почти три человека на место. «Эта особая профессия, безусловно, должна быть важнейшей опорой всей системы здравоохранения», — считает министр. Сообщив, что «в этом году выпускники колледжей впервые будут проходить аккредитацию, построенную на принятых профессиональных стандартах, а также международном опыте», Скворцова подчеркнула, что для медицинских колледжей важно иметь сетевых партнёров в лице ведущих медицинских вузов. «Меняющиеся знания и навыки во врачебном сообществе, безусловно, должны отражаться на навыках среднего медперсонала», — считает она.
«Создание подвижной высокопрофессиональной системы медицинского образования, живущей конгруэнтно по законам быстро развивающейся практической медицины, не будет возможным, если среди наших вузов не появятся мощнейшие научно-исследовательские образовательные кластеры. Наша задача — войти вузовским сообществом в концепцию ускоренного и направленного инновационного развития отрасли и создать центры лидерства, центры превосходства как научные группы в ведущих российских медицинских университетах», — заключила глава ведомства.
Главной темой «Недели медицинского образования — 2018» стало обсуждение концепции «Электронное медицинское образование в России», предложенной ректором Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петром Глыбочко. Цифровая революция и глобализация — это новые тренды, которые формируют образ будущей системы медицинского образования. В настоящее время электронное обучение является той самой технологией, которая позволяет обеспечить высокий уровень доступности образования и одновременно повысить его качество, возможность освоения учебных программ и их модулей, независимо от места нахождения обучающегося. «Снижение трудозатрат преподавателей способствует решению задачи по охвату территорий качественным образованием, — подчеркнул докладчик. — Система обучения при помощи информационных электронных технологий в российском медобразовании развивается в контексте цифровизации всей экономики страны».
Пётр Глыбочко сообщил, что при разработке концепции электронного профессионального образования ставилась задача базовой триады обучения: доступ информации, её актуальность и возможность самообразования, а также независимая оценка знаний для прохождения аттестации и сертификации квалификаций. «Масштабы и скорость развития электронного медицинского образования в России определили необходимость создания инфраструктурной и ресурсной базы для этого направления», — отметил он, назвав 2018 год стартовым пунктом первого в России института медицинского электронного образования (ИЭМО), сформированного на базе Сеченовского университета.
По словам ректора Первого МГМУ, «ИЭМО включает в себя Федеральную электронную медицинскую библиотеку, ресурсы которой насчитывают три миллиона библиографических материалов. Методический центр аккредитации института обеспечивает процедуру сопровождения аккредитации специалистов по всей стране. Кроме того, эффективно функционируют центр непрерывного профобразования, центр медицинских систем и технологий, отдел мониторинга качества образования. Задачами института мэтр назвал разработку стратегии внедрения электронных технологий в обучение; создание системы независимой оценки знаний студентов и аттестации преподавателей; формирование национальной системы аккредитации медицинских специалистов; интеграцию дистанционных программ в систему непрерывного медицинского образования.
Оценка знаний студентов и аттестация преподавателей должны быть независимыми, подчеркнул Пётр Глыбочко. Активное использование электронного обучения, по его мнению, «меняет роль преподавателя в медицинском вузе, выводя его на позиции эксперта-консультанта по формированию компетенций».
О целях и задачах нового института подробно рассказала его директор Наталья Серова.
Важнейшим событием мероприятия стало открытие представительства Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE). Директор по развитию АМЕЕ Тревор Гиббс отметил: «Мы можем многое почерпнуть в России. Особенно много точек для взаимодействия я вижу в областях, связанных с цифровизацией обучения».
Ректор Сеченовского университета считает, что выбор площадки для представительства АМЕЕ не был случайным, поскольку Первый МГМУ является ведущим среди медицинских вузов страны. «Мы много внимания уделяем развитию международной конкурентоспособности, поэтому такая интеграция очень значима. Для нас важны вопросы публикационной активности, развития научных разработок, создание фармпрепаратов и биопродуктов, внедрение их в клиническую практику. Это становится возможным, когда мы свободно обмениваемся мнениями и идеями».
В рамках конференции прошло совместное заседание Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России» и Комитета по социальной политике Совета Федерации ФС РФ; состоялись круглые столы, мастер-классы, семинары и симпозиумы. Вниманию участников и гостей Недели медицинского образования была предложена выставка, посвящённая новым технологиям в образовании: применению виртуальной реальности и 3D-визуализации в симуляционном обучении, решениям в области телемедицины, электронным продуктам для медицинского образования и др.