Контрольно-надзорная деятельность в сфере здравоохранения: стандартизация здравоохранения идёт правильным, результативным путём №3(92), 2018 год
В совместном публичном обсуждении результатов контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области и Департамента здравоохранения города Москвы приняли участие около 800 человек. Это представители Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента, ФМБА России, ФСИН России, Генеральной и столичной прокуратур, органов исполнительной власти Московской области, руководители медицинских и фармацевтических организаций.
Руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун, назвав данное мероприятие историческим, выразил надежду на то, что такие встречи станут регулярными. «Когда Росздравнадзор приходит в медицинскую организацию, это хорошо. Такой взгляд со стороны не только замечает наши недостатки, но и даёт профессиональные, а иногда и товарищеские советы. Широта вопросов, по которым мы взаимодействуем с Росздравнадзором, впечатляет: от правильности выполнения порядков диагностики и лечения, клинических рекомендаций и протоколов до выстроенной нами системы контроля качества», — заключил он.
«Качественная медпомощь — это своевременность, правильность выбора методов профилактики и лечения и степень достижения запланированного результата», — подчеркнул руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. И здесь прежде всего надо говорить о соблюдении нормативных требований, в том числе лицензионных, и о квалификации медперсонала.
Глава ведомства напомнил, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления «сводится к ответственности не только за подведомственные организации, но и за организацию всей медпомощи и взаимодействие с самими организациями. Это касается и направления пациентов из негосударственных клиник для соблюдения цепочки маршрутизации на всех этапах оказания медпомощи».
«Стандартизация здравоохранения на сегодняшний день идёт правильным, порой жёстким, но результативным путём, — считает Мурашко. — Это выражается в трёх основных принципах, заложенных во всех системах менеджмента качества: структура, процесс и результат».
Докладчик констатировал, что «Росздравнадзор первым из федеральных органов исполнительной власти завершил формирование реестра лицензий медицинской помощи и фармацевтических организаций с привязкой к кодам Федеральной информационной адресной системы (ФИАС), которая в последующем позволит любому информационному ресурсу использовать это как каталог, — неважно, для аптечных организаций (в том числе для формирования поисковых систем) или для государственных учреждений — в целях маршрутизации пациентов». В том числе они могут «широко использоваться фондами ОМС для планирования программ госгарантий на территориях».
Говоря о реформе контрольно-надзорной деятельности, Мурашко подчеркнул, что возглавляемая им служба идёт «по пути структурирования объектов по критериям опасности, формируя эти группы и для определённых объектов вводя льготный режим плановых проверок. Интенсивность контроля и презумпция невиновности идут в обмен на качественный самоконтроль». Он напомнил, что при создании в 2017 году Единой информационной системы здравоохранения ЕГИСЗ были учтены «критерии качества оказания медпомощи, которые вводят бинарную систему, что позволяет в последующем при внедрении этих систем в медорганизациях (в частности, электронных историй болезни) фактически вводить электронный бенчмаркинг на каждом этапе, в каждой медорганизации. Это верный путь, который сегодня реализуют многие страны», — добавил докладчик.
Глава службы также рассказал об одобренном правительством проекте Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации по вопросам клинических рекомендаций». Закон вводит такое понятие, как протокол оказания медпомощи, который формируется самой медорганизацией на основе клинических рекомендаций. «Конечно, мы должны двигаться по пути декриминализации врачебных ошибок», — уверен он. «Однако фактически работа с токсичными и высококонцентрированными растворами на сегодняшний день не во всех медучреждениях Российской Федерации является безопасной: имеются случаи, когда пациенты пострадали, скажем, при введении формалина или при часто встречающейся процедуре проведения катетеризации центральных вен. Эта стандартная операционная процедура обязательно должна быть разработана и стать безопасной для пациента», — заявил выступающий. Мурашко отметил, что безопасность медицинской помощи касается не только стационаров, но и неотложной и амбулаторной помощи. И здесь, по его мнению, «необходим скорейший переход на электронное здравоохранение». Говоря о работе в этом направлении правительства Москвы и МГФОМС, глава службы подчеркнул, что и здесь путь информатизации является наиболее перспективным. Фактически «после внедрения системы подхода к единым параметрам внутреннего контроля мы должны перейти к системе регистрации и расследования неблагоприятных событий — как на этапе медорганизаций, так и производя формирование консолидированных позиций и погружение их в клинические рекомендации, что сегодня делают многие страны», — считает он.
Докладчик напомнил, что в 2018 году появится новый международный электронный ресурс: на русский язык переведён Справочник-классификатор для фармаконадзора med.ru. Он выразил уверенность, что «в последующем именно стандартизированные подходы позволят разработать мобильное приложение для врачей и для определённой категории пациентов, в том числе для более быстрого доступа инновационных препаратов на рынок».
Констатировав, что инструкции сегодня, к сожалению, опаздывают, Михаил Мурашко подчеркнул, что правилом хорошего тона для врача должно стать «знакомство и использование в работе писем Росздравнадзора по безопасности лекарственных препаратов, таких как гидроксиэтилированный крахмал, флупиртин или катадолон, улипристал, парацетамол».
Нарушения обязательных требований, выявляемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по результатам работы за I квартал 2018 года, были рассмотрены в докладе заместителя начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи Росздравнадзора Сергея Ковалёва.
Выступающий отметил, что в рамках соблюдения прав граждан традиционным, как это ни печально, является нарушение права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий. Часто встречается и «осуществление медицинского вмешательства без получения добровольного информированного согласия». Решение данного вопроса Ковалёв видит в правильном выстраивании данной системы в медорганизации.
Среди других отмеченных им нарушений — несоблюдение Порядка оказания ВМП с применением специализированной информационной системы и невыполнение Требований к содержанию и форме информации о деятельности медорганизаций, размещаемой на их официальных сайтах и в сети Интернет.
Ковалёв призвал как организаторов здравоохранения, так и учредителей медорганизаций обратить особое внимание на то, что в рамках контроля соблюдения порядков оказания медпомощи и стандартов медпомощи «постоянным и малоснижаемым показателем является невыполнение стандартов оснащения подразделений медорганизаций».
Начальник Управления организации государственного контроля и регистрации медицинских изделий Росздравнадзора Елена Астапенко в своём докладе подчеркнула важность внедрения в практику государственного контроля проверочных листов, позволяющих унифицировать процедуры проведения проверок, повысив их качество, а также снизить административную нагрузку на субъекты обращения медицинских изделий.
Практические рекомендации для медицинских и фармацевтических организаций по разработке стандартных операционных процедур прозвучали в выступлении начальника отдела контроля обращения лекарственных средств Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирины Старостиной.
Врио начальника Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Росздравнадзора Алла Трапкова отметила необходимость проведения медицинскими и фармацевтическими организациями внутреннего аудита в рамках разработанной системы качества лекарственных средств.
О проблемах организации государственного контроля по применению цен на лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП, на территории столицы коллегам рассказала начальник Управления по контролю за применением цен на лекарственные препараты Департамента здравоохранения города Москвы Елена Христенко.
В ходе публичных слушаний также были рассмотрены вопросы фармаконадзора, маркировки лекарственных средств, обращения медицинских изделий и другие.