Обучение через дискуссию: Московская урологическая школа прошла совместно с Московским урологическим форумом №6(89), 2017 год
30 ноября и 1 декабря в столице состоялась масштабная профессиональная встреча урологов из Москвы, Московской области и регионов России. В конгресс-центре Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова было организовано сразу три знаковых мероприятия: V Московская урологическая школа, Московский урологический форум и программа «Стандарты урологии».
Знание алгоритмов диагностики и лечения заболеваний, а также умение применять их в повседневной практике необходимо для врача. Речь идёт о подходах, прописанных в международных и российских клинических рекомендациях, эффективность которых проверена многочисленными исследованиями. Внедрение лучших стандартов в работу каждого столичного уролога изначально было главной целью Московской урологической школы.
Однако за два года успешного развития образовательного проекта, организуемого в рамках внедрения системы непрерывного медицинского образования, он существенно расширил свою географию и получил новые задачи. Помимо базового курса урологии, слушатели Школы теперь рассматривают возможности инновационных технологий, обсуждают нетипичные и спорные вопросы, а также обмениваются опытом со специалистами из других отраслей медицины.
Например, среди преподавателей V Московской урологической школы появились эксперты в области лучевой диагностики и патоморфологии: Н.А. Рубцова, В.Е. Шевелёва, Ю.Ю. Андреева и М.В. Ковылина. Вместе с ними участники Школы обсуждали роль магнитно-резонансной томографии (МРТ) в диагностике и стадировании рака предстательной железы, значение оценки результатов МРТ по шкале PIRADS V2, а также практические аспекты применения МРТ перед первичной и повторной биопсией простаты. Отдельной темой для дискуссии стал алгоритм выбора проведения компьютерной или магнитно-резонансной томографии при заболеваниях почек и перспективы позитронно-эмиссионной томографии в диагностике заболеваний органов мочевой системы. Особый интерес у урологов, посетивших мероприятие, вызвали сообщения о современной гистоморфологической оценке ткани мочевого пузыря и простаты, а также роли врача-морфолога в прогнозировании течения и выбора метода лечения рака мочевого пузыря и простаты.
Помимо Школы, нацеленной на изучение и обсуждение базовых и междисциплинарных вопросов, состоялся профессиональный форум, где московские врачи решали актуальные для своей практики задачи.
«Модульное преподавание на Московской урологической школе дополнено дискуссией в рамках Московского урологического форума. Это новые данные, которые нигде пока не опубликованы, но которые необходимо обсудить в экспертном кругу», — пояснил Дмитрий Юрьевич Пушкарь, главный внештатный специалист-уролог Министерства здравоохранения Российской Федерации и Департамента здравоохранения города Москвы, заведующий кафедрой урологии МГМСУ имени А.И. Евдокимова, член-корреспондент РАН.
Московская урологическая школа вновь проходила в интерактивном формате. Она включала образовательные модули, состоящие из лекций, разборов клинических случаев и видеосессий. Акцент делался на живом общении преподавателей с аудиторией и дискуссиях, выходящих за рамки базовых знаний современного уролога.
Принципиальное отличие V Московской урологической школы в том, что в центре внимания урологов стали различные технологии и междисциплинарное взаимодействие. В обучение вошли сессии, посвящённые лучевой диагностике и новым методам визуализации в урологии, возможностям функциональной урологии, в частности, ботулинотерапии, сессии по морфологии и подготовка к Московскому урологическому тесту.
Особое внимание организаторы уделили вопросам робот-ассистированной хирургии: впервые на Школе была проведена видеосессия, включавшая демонстрацию и обсуждение записей операций на предстательной железе и почке. Видеопрезентации сопровождались докладами об истории болезни и обсуждением каждого случая. Такой формат позволяет врачам знакомиться со сложными и интересными операциями, что необходимо для полноценной подготовки специалиста.
Параллельно с пятой Школой шло обучение по программе «Стандарты урологии». В ней принимали участие не только московские, но и региональные специалисты. Особенность этой программы заключалась в актуализации знаний и лекций предыдущих Школ от ведущих урологов России по фундаментальным вопросам клинической практики: по онкоурологии, мочекаменной болезни, доброкачественной гиперплазии простаты и мочевой инфекции, также урогинекологии и нейроурологии, андрологии и реконструктивно-пластической урологии.
Традиционно в число преподавателей Школы вошли признанные эксперты различных направлений и смежных дисциплин урологии, а также морфологи и рентгенологи, сотрудники ведущих образовательных и медицинских центров страны, руководители профессиональных ассоциаций и организаторы здравоохранения.
Дискуссии, начавшиеся в рамках Школ, обрели новый масштаб в ходе Московского урологического форума. На нём обсуждались такие вопросы, как качество жизни урологического пациента, выполнение клинических рекомендаций, проблемы оптимизации амбулаторной и стационарной урологической помощи в Москве. Поднимались темы, связанные с лечением урологических заболеваний при помощи новых оперативных и консервативных методов.
На форуме были представлены результаты последних московских исследований, содержащих оценку состояния медицинской помощи пациентам с почечной коликой, острой задержкой мочи и острым пиелонефритом. На основе анкетирования московских врачей составлен «портрет» типичного больного с доброкачественной гиперплазией и раком предстательной железы. Сообщения вызвали оживлённую дискуссию, в ходе которой врачам удалось выявить основные проблемы оказания медицинской помощи урологическим пациентам в столице и предложить варианты усовершенствования существующих стандартов диагностики и лечения.
В 2018 году Московская урологическая школа продолжит свою работу.