Вероника Скворцова: «Наша система оказания медицинской помощи — одна из самых эффективных» №5(88), 2017 год
Глава Минздрава России Вероника Скворцова приняла участие в заседании Комитета Государственной думы по охране здоровья. Дискуссия прошла активно: вопросы депутатов в адрес министра здравоохранения не иссякали.
Вероника Скворцова поделилась с участниками встречи цифрами. За восемь месяцев текущего года, по данным Росстата, смертность населения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 2,5 процента и составила 12,7 случая на 1000 населения (за восемь месяцев 2016 года данный показатель равнялся 13,0). «Это означает, что за восемь месяцев 2017 года удалось сохранить на 31,2 тысячи человеческих жизней больше, чем годом ранее», — отметила министр.
Реформа даёт свои плюсы
Цифры — сильные аргументы. А потому, наряду с теми, что были приведены выше, членов Госдумы интересовали также цифры, отображающие судьбу бюджетных средств, выделяемых на сферу здравоохранения.
«Радует, что будет увеличение консолидированного бюджета, чего не было в предыдущие годы, — заявила Вероника Скворцова. — И на первом месте по стратегическим направлениям стоит доступность медицинской помощи».
Кредиторская задолженность в ходе исполнения бюджета ФОМС оценивается по-разному, заметили участники встречи: от 2 млрд 780 млн до 532 млрд рублей, которые давала Счётная палата. Из этого закономерно вытекал интерес депутатов к тому, что планируется сделать для снижения долга ФОМС и субъектов.
«Мы каждый год постановлением правительства принимаем программу государственных гарантий бесплатной медпомощи. Это единственный механизм для распределения помощи, — пояснила Вероника Скворцова. — Нас критиковали за переизбыток стационарной помощи, нерациональные траты на скорую помощь, избыточное посещение амбулаторного звена. В итоге неотложка формировалась заново с нуля, потому что за 1990–2000-е годы её не стало совсем». Экономное отношение к ресурсам дало положительные результаты, констатировала Вероника Скворцова, «в итоге в 2016 году у нас снизилось число вызовов скорой помощи на 613 329 единиц, это 1,4 процента. Число неотложных вызовов увеличилось на 7 млн 725 тысяч 735 звонков — на 18,6 процента. Уменьшилось число пустых вызовов. Эта система — балансировка показателей».
Также, отметила Вероника Скворцова, в последние два года полностью меняется база мониторирования и статистики посещений поликлиник. Это происходит, считает министр, благодаря развитию проекта «Бережливая поликлиника». К примеру, часть врачебных приёмов переведена на специалистов со средним образованием. Общее число посещений поликлиник сейчас — 1,5 млрд в год. Это количество снизилось всего на 2 млн, на 0,4 процента. Но при этом на 6 процентов снизилось количество посещений врача для выписки справок. Или, к примеру, количество посещений стоматологов снизилось на 1 млн 182 тысячи 416 единиц, это 5,7 процента. Но при этом увеличилось число обслуженных больных. А число больных увеличилось на 13,5 млн за год. Как и почему так получилось? «Потому что изменили порядок амбулаторной стоматологии, — поясняет министр. — Больному не приходится пять раз ходить на санацию полости рта. Теперь больному должны делать максимум работ за одно посещение».
В целом чуть снизилось число случаев оказания помощи в стационарах. На 185 тысяч случаев уменьшилось число госпитализаций, осуществляемых в течение года (в целом их было 29 млн 170 тысяч). При этом на 100 тысяч увеличилось число пациентов, которые были вылечены с помощью высоких технологий, на 170 тысяч увеличилось количество пролеченных с помощью методов реабилитации.
Врачи должны иметь хорошую практику
Кадровый вопрос остаётся злобо-дневным по сей день, не случайно он стал одним из наиболее волнующих для участников дискуссии. Как отмечали выступающие, сейчас выпускники медицинских вузов замотивированы идти в узкие специальности и не хотят работать в первичном звене. При этом Минздрав России в этом году ограничил количество бюджетных мест в ординатуре. Не ограничиваем ли мы тем самым число узких специалистов, задаются вопросом представители сферы здравоохранения.
«Дефицит специалистов формировался ещё с конца 60-х годов, — напомнила Вероника Скворцова. — А статус тех, кто шёл работать в первичное звено, был искусственно снижен. В 70–80-х годах только троечники шли работать на участок, остальные — в ординатуру, аспирантуру и так далее. Но всё современное здравоохранение зиждется на базисе, нам нужна качественная профилактика. Нужно медицинское сопровождение здоровых людей на высоком уровне. При этом надо создать систему, чтобы на основе честного конкурса люди шли работать в ординатуру. Причём те, которые сдали хорошо экзамены и доказали, что могут работать врачом общей практики. За рубежом выпускник всегда сначала становится врачом общей практики, чтобы доказать, что потом он может стать классным узким специалистом.
И то, что мы ввели первичную аккредитацию, — это огромный шаг вперёд. Создавались целые очереди в вузах из тех, кто был уверен, что им не надо учиться, что они потом пойдут в ординатуру. Теперь, не сдав аккредитацию, они не имеют права учиться дальше на следующей ступени. И это честный конкурс: в ординатуру идут на основе балльной оценки и личных заслуг. Сейчас мы планируем доработать эту методику с учётом первого опыта вместе с ректорами вузов.
Ещё многое зависит от желания регионов взять этих выпускников на местах. Теперь благодаря терпеливой работе с губернаторами мы эту проблему преодолеваем. Количество пришедших на работу в первичное звено уже увеличивается».
Добиваться прозрачности
Министр здравоохранения отдельно остановилась на некоторых приоритетных вопросах развития отрасли. В частности, по мнению Вероники Скворцовой, очень важно обеспечивать соблюдение законодательства в ходе оказания медицинских услуг.
Например, программа государственных гарантий устанавливает, что паллиативная помощь оказывается бесплатно как в стационаре, так и в амбулаторных условиях. При этом, заметили участники дискуссии, объёмы и нормативы финансовых затрат установлены только для стационарной помощи. А значит, надо более чётко прописать нормативы финансовых затрат бюджета и на паллиативную помощь на дому. «Это один из приоритетных межведомственных проектов, — согласилась Вероника Скворцова. — Мы обсуждаем эту ситуацию с Министерством труда и соцзащиты и Министерством промышленности и торговли, потому что это новая опция для нашей страны. В перспективе планируется установить нормативы».
Всех волнует и проблема с обеспечением лекарственными средствами на местах, а также задолженности в этом секторе. «Наша с вами система одна из самых эффективных, если сравнить уровень наших затрат, объём и качество медицинской помощи и долю высоких технологий, — сказала министр. — Но у задолженности за лекарства есть объяснения. У нас по ряду заболеваний тарифы соответствуют себестоимости. Но существует много организационных нарушений на местах. Иногда эта кредиторская задолженность формируется субъективно. Искажают тарифы, вскрываются факты недобросовестности при закупках».
Сейчас, подчеркнула Вероника Скворцова, ведомство готовится внести в Госдуму изменения в Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» — по клиническим рекомендациям и созданию условий со стороны врачей для возможности исполнения врачами этих рекомендаций. «Мы в поездках часто видим массу просроченных лекарств. Мы выявляем ужасные аферы на местах. Потому что закупаются не те лекарства, которые нужны. Нужно сделать так, чтобы управленческие решения были прозрачны», — убеждена глава Минздрава России.
Министр отдельно остановилась на вопросах финансирования здравоохранения, заметив, что проект федерального бюджета будет в ближайшее время внесён Правительством РФ в Государственную думу. В нём предусмотрен рост финансового обеспечения по целому ряду направлений. Так, например, подушевой норматив в рамках ОМС увеличится до 10 812,7 рубля — на 21,5 процента по отношению к текущему году. Вырастет также обособленный сегмент ФФОМС на высокотехнологичную медицинскую помощь, что, безусловно, сделает её ещё более доступной.