Неделя медицинского образования — 2017: ориентация на практику и инновационность №3(86), 2017 год
VIII Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования — 2017» прошла в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова. Её участниками стали более полутора тысяч человек. Министерство здравоохранения РФ, Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», Общероссийская общественная организация «Медицинская лига России» и Сеченовский университет пригласили российских и зарубежных коллег обменяться мнениями по наиболее актуальным вопросам оценки качества, аккредитации и разработки профессиональных стандартов медицинских специалистов. Участие в пленарных заседаниях, симпозиумах и совещаниях, мастер-классах и круглых столах приняли преподаватели региональных медицинских вузов и учреждений среднего медобразования, представители профессионального сообщества и государственных структур, в том числе Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) и Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT).
В приветственном слове участникам форума ректор Сеченовского университета П.В. Глыбочко, напомнив о задаче, поставленной два года назад министром здравоохранения РФ В.И. Скворцовой перед профессиональным и образовательным сообществами по изменению качества подготовки студентов-медиков, отметил, что сегодня «необходимо выполнить огромнейшую работу для того, чтобы профессиональные стандарты соответствовали тому уровню, который даст нам возможность качественно вести подготовку в наших университетах». Он подчеркнул, что если в прошлом году провели первичную аккредитацию на фармации и стоматологии, то в этом году она предстоит уже всем выпускникам медицинских вузов. «Согласно поручению Минздрава России, — продолжил Глыбочко, — мы провели у себя пилотный проект и создали систему подготовки, начиная со школы и заканчивая первой аккредитацией и независимой оценкой знаний и умений наших выпускников». При этом «очень важно, чтобы одни готовили, а другие принимали экзамены и практические навыки. Поэтому необходимо, чтобы в первой аккредитации принимало активное участие наше профессиональное сообщество во главе с Национальной медицинской палатой».
Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики МЗ РФ Т.В. Семёнова сообщила, что представленный в прошлом году системный доклад «сегодня вылился в проект стратегии развития медицинского образования». Уже оформлены «поручения приоритетно-стратегических проектов здравоохранения, где одним из самых знаковых является подготовка кадров в целях обеспечения отрасли квалифицированными специалистами».
Отметив, что в настоящее время «медицинское образование реализует 99 образовательных организаций разной ведомственной принадлежности», Семёнова выразила уверенность в необходимости предъявления единых требований к выпускаемым специалистам. Для этого «профессиональное сообщество разрабатывает профстандарты, которые определяют ту совокупность компетенций, которыми должны владеть те или иные специалисты. Дальше планку подхватывает образовательное сообщество, модифицируя, изменяя и улучшая образовательные стандарты». На выходе профессиональное сообщество ставит свой «знак качества» подготовке специалиста. Это «полностью замыкает технологическую цепочку», считает она. Таким образом, «вся методологическая база подготовлена. Мы стартовали в прошлом году и, надеюсь, дальше будем идти в трендах единого высокого качества, что позволит в нашей стране каждому гражданину обеспечить своевременную и качественную медицинскую помощь».
Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский заверил участников форума в высоком уровне ответственности и профессионализма депутатов, которые работают в профильном комитете.
По словам заместителя министра науки и образования РФ Л.М. Огородовой, сегодня Минобрнауки России реализует «три приоритетных национальных проекта, которые имеют непосредственное отношение к сегодняшней повестке дня». Первый из них посвящён развитию среднего профессионального образования. Второй — проект вуза как «центра и пространства создания инноваций». Именно вузы должны стать поставщиком новых задач для страны, её исполнительной власти. Может быть — и для законодательной власти, поскольку при развитии без нормативных изменений обойтись невозможно», — уверена Огородова. Третий представленный замминистра приоритетный проект посвящён развитию онлайн-образования, ценность которого, по мнению выступающей, в том, что «вузы, в которых отсутствуют какие-то виды курсов или программ подготовки, могут заимствовать их у других университетов. Для этого мы сегодня развиваем в России целую группу университетов-лидеров. В программе «Проект 5–100» есть и Первый МГМУ имени И.М. Сеченова. Недавно проведённый Международный экспертный совет Минобрнауки России высоко оценил дорожную карту данного вуза».
Л.М. Огородова также рассказала о недавно представленных федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования ФГОС 3+, приведённых в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. «Уже в июле 2017-го будут представлены новые ФГОС 3++», — заверила она присутствующих.
Президент Общероссийской общественной организации «Медицинская лига России» Л.М. Рошаль предложил коллегам «выработать эталон, которым может, к примеру, стать Сеченовский институт, и довести все лечебные учебные заведения страны до этого уровня». Он призвал «увеличить финансирование не только системы здравоохранения в целом, но и медицинского образования».
«Национальная медицинская палата идёт к саморегулированию профессиональной деятельности», — заверил выступающий. Это «принято во всём мире», когда не госструктуры, а «профессиональные организации отвечают за профессиональную деятельность. Что сделано за последние годы? Во-первых, мы пересматриваем последипломную непрерывную профессиональную подготовку. Мы перенимаем международный опыт (балльную систему), для того чтобы врачи могли постоянно совершенствовать свои знания. Такое образование должно быть бесплатным, необременительным и вместе с тем заставляющим каждого врача двигаться вперёд. Во-вторых, это введение аккредитации специалистов. Допуском к профессии должны заниматься профессиональные организации». Профстандарты и клинические рекомендации, требования к уровню знаний и умений «должны быть едины, независимо от места работы», убеждён президент «Медицинской лиги России».
По мнению первого заместителя министра здравоохранения И.Н. Каграманяна, именно на такого рода мероприятиях, как нынешний съезд, «формируется вектор развития высшего медицинского образования в нашей стране». Он рассказал о подведении итогов работы лучших педагогических коллективов медвузов, подготовивших «учебные пособия, которые будут востребованы всей высшей медицинской школой нашей страны». В рамках студенческой олимпиады «представители 51 вуза соревновались между собой в применении знаний и практических навыков, решении конкретных клинических задач у постели больного, то есть в формате, максимально приближенном к формату аккредитации, отметил Каграманян. «Вне зависимости от подходов вектор развития медобразования един: это практикоориентированность в сочетании с постоянной инновационностью. Потому что наша специальность как ни одна из многих других — это твёрдая опора на сложившиеся традиции, в том числе клинической практики, а также морально-нравственные традиции. И в то же время — постоянная устремлённость в будущее».
С докладом «Качество подготовки медицинских кадров — стратегическая задача страны» выступил П.В. Глыбочко. Сеченовский университет активно участвует в проекте «Медицинский класс в московской школе», подчеркнул он. Выстроен инновационный ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий». В рамках нового пилотного проекта по созданию образовательной системы качества в сфере подготовки медицинских специалистов «контроль практической подготовленности студентов стал осуществляться путём проверки навыков по принципу объективного структурированного клинического экзамена, где оценку теоретических знаний проводят независимые экзаменаторы», одновременно оценивается и качество работы преподавателя.
В докладе академика РАН, проректора по учебной работе МГМСУ им. А.И. Евдокимова, профессора И.В. Маева были рассмотрены методологические подходы к процедуре аккредитации профессорско-преподавательского состава организаций медицинского и фармацевтического профиля. Проректор по учебной работе Сеченовского университета Т.М. Литвинова посвятила своё выступление критериям обеспечения качества подготовки специалистов.
Накануне данного мероприятия в Сеченовском университете состоялось совместное заседание Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» и Совета деканов (директоров) медицинских факультетов (институтов) государственных университетов Минобрнауки России. Было проведено коллегиальное обсуждение подготовки и введения в практику ФГОС высшего образования нового поколения.