На VII Всероссийском конгрессе пациентов обсудили взаимодействие медицинского и пациентского сообществ №5(83), 2016 год
В МИА «Россия сегодня» прошёл VII Всероссийский конгресс пациентов на тему «Государство и граждане в построении пациент-ориентированного здравоохранения в России».
В рамках церемонии открытия конгресса к участникам, в число которых вошли более 200 некоммерческих организаций пациентов России и мира, обратились министр здравоохранения России Вероника Скворцова, заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева, заместитель министра промышленности и торговли России Сергей Цыб, глава Росздравнадзора Михаил Мурашко, а также представители других ведомств и организаций системы здравоохранения.
Открыл конгресс сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв, который назвал это важное ежегодное мероприятие площадкой для диалога между пациентским сообществом и властью — Минздравом России, Росздравнадзором, Фондом обязательного медицинского страхования и другими структурами и организациями. Этот диалог особенно важен для того, чтобы вместе противостоять новым вызовам и преодолеть существующие барьеры, подчеркнул Жулёв. Он отметил, что, благодаря конгрессу, удаётся многого добиться: например, изменить нормативную базу в области организации льготного лекарственного обеспечения или защиты прав пациентов, решить вопросы финансирования, улучшить информирование пациентов. Однако остаётся и много проблем, требующих решения.
Юрий Жулёв подчеркнул важность открытости системы здравоохранения, что подразумевает вовлечённость пациентских организаций в принятие решений и разработку нормативно-правовых актов. Также он отметил необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности работы всей системы здравоохранения.
Главной темой VII Всероссийского конгресса пациентов стал вопрос доступности и качества лекарственной помощи. В своём выступлении глава Минздрава России Вероника Скворцова отметила, что цены на препараты из перечня ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов) в 2016 году фактически не менялись, за прошедшие 9 месяцев колебания составили 0,5 %. По словам министра, за последние 2,5 года перечень увеличился на 100 МНН, то есть на 5 тыс. ассортиментных позиций. На сегодняшний день предельно допустимые отпускные цены производителей регистрируются на более чем 30 тыс. ассортиментных позиций. Министр назвала этот механизм «абсолютно рабочим» и для сравнения привела динамику цен на жизненно важные препараты: в 2015 году удалось удержать уровень цен существенно ниже уровня инфляции, а в этом году цены фактически вообще не менялись: за 9 месяцев колебания составили лишь 0,5 %, а в категории дешёвых препаратов рост цен составил 1 %. При этом министр отметила, что в нерегулируемом сегменте рынка колебания цен оказались существенно больше.
Вероника Скворцова добавила, что в этом году более 15 млн льготников уже получили лекарства на сумму 150 млрд рублей, и ещё 13 млн льготников монетизировали своё право на льготное лекарственное обеспечение. «Если посмотреть объёмы финансовые и по количеству пациентов, то они выше, чем это было в предыдущем году и существенно выше, чем это было три года назад», — сказала министр. Так, ещё в 2013 году в стране появилась Стратегия лекарственного обеспечения до 2025 года.
По словам директора Департамента лекарственного обеспечения Минздрава России Елены Максимкиной, одна из важнейших целей этого документа — сделать лекарства физически доступными, поскольку существуют ситуации, при которых тот или иной препарат уже вышел на рынок, но с его приобретением возникают сложности.
«Количество организаций для реализации лекарственных препаратов в нашей стране увеличилось. Если сравнить это количество в России и за рубежом, то перевес будет в сторону нашей страны», — подчеркнула Максимкина. Вместе с тем она отметила, что заниматься регулированием цен в аптеках сегодня невозможно, за исключением средств, входящих в список ЖНВЛП.
Также она затронула вопрос дефицита вакцины от полиомиелита: «Дефицит данной вакцины — это общемировая проблема. Но с февраля мы начнём выпуск отечественной вакцины», — заверила Елена Максимкина. Она добавила, что производством этой вакцины будут заниматься на площадке биомедицинского комплекса «Нанолек» в Оричевском районе Кировской области.
Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко, в свою очередь, рассказал в своём выступлении о новых формах взаимодействия Службы с Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре (проводятся совместные видео-селекторные совещания, на заседания приглашаются представители региональных ОС), проинформировал о нововведениях в законодательстве, регулирующем лекарственное обеспечение и подчеркнул важность взаимодействия с общественными организациями. «Нам, как контролирующему органу, необходимо иметь обратную связь от пациентских объединений и общественных советов, — отметил он в заключение. — При планировании надзорных мероприятий мы учитываем полученную от них информацию, и это позволяет решать возникающие в регионах проблемы оперативно и качественно».
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб в своём обращении рассказал о самых значимых итогах реализации госпрограммы «Фарма-2020» на сегодняшний день. «При активной поддержке со стороны государства и самих фармацевтических компаний Россия развивает собственные фармацевтические компетенции. Мы научились делать технологически очень сложные препараты. В онкологии — моноклональные антитела, рекомбинантные факторы крови, вакцины, белки — многое, что удалось создать за последние пять лет, не существовало в советское время, — рассказал замминистра. — Это недостаточный срок, чтобы мы смогли серьёзно продвинуть эту область на новый уровень. Однако то, что создана платформа для дальнейшего развития, очевидно». При этом, по его словам, поставлены амбициозные цели и задачи.
Сергей Цыб особо отметил, что сейчас внимание регуляторов и бизнеса акцентируется на вопросе развития производства орфанных препаратов, в решении которого взаимодействие с пациентским сообществом имеет колоссальное значение на этапах формирования планов по производству данной группы продуктов. «Мы сейчас такую работу активно проводим в рамках реализации мероприятий дорожной карты по оказанию паллиативной помощи», — подчеркнул он.
Также заместитель министра заявил о необходимости прямого диалога пациентов, регуляторов и представителей бизнеса в решении задачи по развитию современного фармацевтического и медицинского производства. «Минпромторг ставит в этом и следующем году задачу участвовать во всех крупнейших медицинских форумах, конгрессах и конференциях, в том числе узкой нозологической направленности, — сообщил он. — Для нас диалог с медицинским и пациентским сообществами приобретает совершенно иное значение в свете решения новых задач».
Выступивший на конгрессе депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров заявил, что комитет готов принять представителей пациентских организаций, с тем, чтобы наряду с депутатами они могли работать над законодательством, высказывать свою позицию.
По словам депутата, в скором времени к рассмотрению будут представлены проекты законов о санитарной авиации и о детской трансплантации. «Законопроект о детской трансплантации нужно возвести в ранг закона, нам нужна пациентская поддержка.
Это сложнейший этический вопрос, но мы хотим, чтобы дети, которых можно спасти, не умирали в России и мы их не возили за рубеж», — сказал депутат. Ещё один законопроект, рассмотрением которого скоро займутся депутаты, связан с электронными сигаретами. «Хочу, чтобы мы с вами решили этот вопрос — надо запретить продавать их несовершеннолетним», — обратился депутат к пациентскому сообществу.
Получив согласие руководителей пациентских организаций участвовать в общественном обсуждении законопроектов, Александр Петров выразил уверенность, что удастся согласовать этот вопрос уже в ближайшее время.
В ходе конгресса были обсуждены проблемы развития здравоохранения и лекарственного обеспечения населения на современном этапе, пути повышения доступности и качества медицинской помощи в РФ, а также вопросы организации системы общественного контроля и надзора над исполнением действующих законов и решений в сфере здравоохранения. Были рассмотрены проблемы качества и доступности медицинского оборудования и изделий медицинского назначения, развития информационных технологий в сфере здравоохранения и взаимодействия медицинского и пациентского сообществ.
В рамках конгресса прошли пресс-мероприятия, образовательные семинары и тренинги по вопросам организации работы обществ пациентов, НКО и власти, развития общественного контроля в сфере здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи.