VII международная конференция «Росмедобр-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине» и V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине №3(81), 2016 год
29–30 сентября 2016 года состоялись два крупных мероприятия по направлениям непрерывного медицинского и фармацевтического образования и информатизации медицины. Организаторами выступили Национальная медицинская палата, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Ассоциация медицинских обществ по качеству, Российское общество симуляционного обучения в медицине.
Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) и информатизация отрасли вошли в пятёрку приоритетных проектов, которые Минздрав России будет реализовывать в ближайшие годы. Эти направления были названы в числе основных для здравоохранения на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Кроме того, на XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» председатель правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что обучение врачей намерены «вывести на новый уровень — благодаря порталу НМО. На нём в ближайшие годы будет размещено около 2 тыс. учебных модулей для повышения квалификации по всем врачебным специальностям. А к 2018 году повышение квалификации с использованием этих модулей должно пройти не менее 260 тыс. врачей».
Эти темы получили горячее обсуждение среди врачей, представителей органов власти в сфере охраны здоровья, руководителей профессиональных обществ и образовательных организаций на VII международной конференции «Росмедобр-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине» и V съезде Российского общества симуляционного обучения в медицине.
«Завершили пилотирование»
С 1 января 2016 года в системе здравоохранения внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности — аккредитация специалиста и система непрерывного медицинского образования (НМО). «Мы практически завершили пилотирование НМО и сейчас говорим о его повсеместном внедрении», — рассказала Татьяна Семёнова, директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России. Переход на новую систему НМО и аккредитации будет осуществляться поэтапно — вплоть до 31 декабря 2025 года. Суть в том, что медицинский работник будет повышать свою квалификацию не раз в 5 лет (как это было ранее), а на протяжении всей профессиональной деятельности. Каждый год он должен будет учиться не менее 50 часов, а через 5 лет, набрав их нужное количество, он сможет пройти аккредитацию, которая даст ему право продолжить работать по специальности. Важно то, что у врача появится возможность делать это «без отрыва от производства». Он будет сам формировать свой образовательный план и выбирать важные для себя компетенции из мероприятий, которые одобрены специальной комиссией и размещены на сайте www.edu.rosminzdrav.ru. Помимо очного участия, предусмотрено дистанционное обучение — с помощью образовательных модулей. Что касается самого экзамена — так называемой аккредитации, — то процесс апробировали весной этого года. Начали с выпускников медвузов. Первыми испытания прошли стоматологи и фармацевты. По замыслу, успешное прохождение аккредитации — это их допуск к работе с пациентами. Выпускникам предстояло пройти тестирование, выполнить задания на симуляционном оборудовании и решить клинические задачи на собеседовании с членами аккредитационной комиссии. По данным Минздрава России, 90 % выпускников успешно справились с тестами и почти 99 % — с практическими заданиями и собеседованием.
Аккредитация, по сути, запустила ещё один масштабный процесс — открытие и оснащение симуляционных центров при вузах по всей стране. Там студенты и во время обучения «набивают» руку, и сдают практическую часть экзамена. «Симуляционное образование — это обязательный компонент системы НМО. Оно не само по себе, и это важно. Мы видим, как во многих медицинских учебных заведениях такие центры запускают буквально с нуля. Необходимо, чтобы студенты старших курсов проводили там как можно больше времени, чтобы впоследствии лечить, а не тренироваться на пациентах в первые годы работы», — подчеркнул Залим Балкизов, заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), член Координационного совета Минздрава России.
Выставка решений для медицинского образования стала самой зрелищной частью конференции «Росмедобр-2016». Здесь были представлены лучшие разработки. У искусственных пациентов можно диагностировать симптомы заболеваний, проводить всевозможные манипуляции, отрабатывать навыки оказания помощи. Прямо в выставочном павильоне можно было даже «принять роды». Они у робота-симулятора роженицы могут проходить по разным клиническим сценариям. Реанимационные мероприятия отрабатывали на «младенцах», которые дышат, кашляют и даже капризничают. В рамках конференции прошли симуляционные тренинги по акушерству, гинекологии и перинатологии, по неотложной помощи, анестезиологии и реаниматологии, хирургии и стоматологии.
«Почему это нужно? Заказ общества есть определённый — нам нужны более качественные врачи. Мы пересматриваем систему высшего образования на основании профессиональных стандартов, которые сейчас разрабатываются по всем специальностям. Занимаемся совместно с Минздравом России внедрением системы НМО. Мы чётко понимаем, куда нужно двигаться», — заверил Леонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты.
«Куда двигаемся?»
Для того чтобы врач получал действительно качественное образование, обучающие мероприятия проходят тщательный отбор. В этом процессе задействованы:
1. Провайдеры — те, кто проводит мероприятия (конференции, мастер классы и т.д.) и разрабатывает модули для дистанционного обучения.
2. Рецензенты — те, кто проверяет качество мероприятий и «даёт добро» на их проведение. Это опытные представители профессиональных сообществ.
В этой части ещё есть вопросы, которые бурно обсуждали на кругом столе «НМО. Взаимодействие профессионального сообщества, индустрии и провайдеров образовательных услуг», среди них:
1. Кого допускать к разработке учебных мероприятий — только профессиональные общества или дать «зелёный свет» и другим организациям? В странах ЕС допускаются все участники, которые «получили добро» от рецензента. Этот вопрос оставили для дальнейшего обсуждения на заседании Координационного совета по НМО при Минздраве России.
2. Как сделать весь процесс максимально прозрачным? Например, к участию в разработке образовательных модулей стремятся фармацевтические компании. Для них, разумеется, врачи — целевая аудитория, а образовательные материалы — потенциальные площади для рекламы. Поэтому решили взять за основу высокие этические требования для фармбизнеса, которые уже приняты в развитых странах. За это проголосовали единогласно.
3. Как информировать врачей, профессиональные общества, кадровые службы региональных органов управления здравоохранением о новых правилах повышения квалификации? Решили подготовить методические рекомендации и направить их в регионы РФ.
«Не надо забывать, ради чего 3 года назад мы начали внедрять систему НМО. Главная цель — повышение качества медицинской помощи пациентам. А для этого нужно принципиально улучшить качество обучения по программам повышения квалификации врачей. А это значит — актуализировать содержание программ и предложить разные формы учебных мероприятий и материалов. Всё это уже делается сегодня при активном участии профессиональных обществ», — резюмировала Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ).