Съезд победителей: в Смоленске прошёл V съезд Национальной медицинской палаты №2(80), 2016 год
На съезде были обсуждены результаты работы Национальной медицинской палаты, а также поставлены новые задачи, касающиеся профессиональной деятельности медицинских работников, которые Нацмедпалате необходимо решить в ближайшее время.
«В настоящее время Национальная медицинская палата — самое мощное объединение врачей России, — сказал президент некоммерческого партнёрства «Национальная медицинская палата» Леонид Рошаль, — и я бы назвал этот съезд съездом победителей. Врачи из 80 субъектов РФ на своих конференциях, а также врачи 73 общероссийских медицинских организаций на своих съездах проголосовали за вступление в НМП. Для этого понадобилось более 5 лет борьбы и работы. Наш путь не был устлан розами, были и те, кто был против такого мощного объединения врачей. Против нас создавались «ручные» объединения, но они все провалились. А мы победили, потому что мы не занимаемся политиканством, наша партия — это врачи и пациенты. Мы делаем реальное дело и твёрдо идём по пути объединения всего врачебного сообщества. Против нас настраивали ОНФ, что было видно на последнем форуме, но они проиграли, почти три четверти поручений президента РФ были основаны именно на наших предложениях».
Президент НМП подчеркнул, что решения III съезда Палаты находятся на контроле у президента РФ, а IV — на контроле Правительства РФ; не все из них ещё воплощены в жизнь, а значит, предстоит много работы.
Леонид Рошаль отметил, что Нацмедпалата далека от политики, критиканства и работает конструктивно, отражая интересы каждого врача России. Основная цель Национальной медицинской палаты — сделать так, чтобы в России было больше квалифицированных врачей, что является потребностью населения страны. Сегодня в рамках соглашения с Минздравом России любой приказ ведомства, касающийся профессиональной деятельности, сначала отправляется на экспертизу в Нацмедапалату. Таким образом профессиональная общественная организация разделяет ответственность с профильным министерством за качество подготовки документов. НМП совместно с Министерством здравоохранения РФ создала новую для российского здравоохранения государственно-общественную форму управления профессиональной деятельностью. Только за последний год совместными усилиями было подготовлено 16 проектных документов.
В частности, благодаря усилиям Нацмедпалаты были внесены изменения в нашумевший приказ № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», который с самого начала вызвал критику профессионального сообщества. Работа над поправками заняла почти два года. Как отметил Алексей Бойков, председатель правления НП «Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи», главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга, заслуженный врач РФ, д.м.н., член Общественного совета при МЗ РФ, идеология поправок Национальной медицинской палаты была направлена на то, чтобы дать больше полномочий субъектам РФ, сделать штатное расписание более функциональным; поправки касались и комплектации оборудованием бригад скорой помощи. В обновлённом порядке вновь предусматривается возможность включения в состав бригад медицинских сестёр, что очень важно для эффективной работы бригады, и ещё целый ряд принципиальных изменений. Важная поправка Палаты также относится и к времени доезда скорой. Впервые чётко определено время доезда до пациента бригады скорой помощи — при оказании помощи в экстренной форме оно не должно превышать 20 минут с момента вызова. В прошлой редакции был пункт только о территориальном планировании подстанций, которые должны создаваться с учётом 20-минутной транспортной доступности. «Этот интервал приближен к реалиям, — сказал Алексей Бойков. — Конечно, мы понимаем, что есть регионы с отсутствием автодорог, где эти нормативы выдержать нереально, в крупных городах другая проблема — проблема проезда по загруженным дорогам. Но это то, с чем надо работать, ужесточая наказания за непропуск машины скорой помощи с включённым спецсигналом, налаживая инфраструктуру в регионах». НМП нашла полный консенсус с сотрудниками Минздрава России при работе над этим приказом.
Завершился пилотный проект по независимой медицинской экспертизе, инициированный Нацмедпалатой, который прошёл в Смоленской, Липецкой и Московской областях. Была отработана система, не имеющая аналогов в мире, которая поможет обратившимся найти правду. Нацмедпалате удалось добиться того, что в ближайшее время будут внесены поправки в № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и независимая медицинская экспертиза будет передана профессиональному медицинскому сообществу.
«Мы сейчас договорились с Минздравом России, что и организация экспертизы, и проведение — это входит в русло работы профессиональной организации. Мы должны это организовать и сделать. Это хорошая новость. Мы выстроим систему по всей стране: досудебного урегулирования споров (медиация) — третейских судов — профессиональной независимой медицинской экспертизы», — сообщил Леонид Рошаль. Уже сегодня началось внедрение системы независимой профессиональной медицинской экспертизы, разработанной НМП в других субъектах РФ.
Идёт большая работа с клиническими рекомендациями и протоколами, по которым должны лечить пациентов. «Мы сейчас изучаем их практическое применение, для того чтобы сделать работу более эффективной. Для координации работы с профессиональными ассоциациями мы создаём при НМП научно-клинический совет, который будет заниматься и этой работой», — обозначил ещё одно направление работы Нацмедпалаты Леонид Рошаль. Принято решение о том, что клинические рекомендации и протоколы должны проходить междисциплинарный комитет НМП до их полного утверждения.
Также важное направление деятельности Нацмедпалаты — разработка профессиональных стандартов. Палата продвинулась в разработке профессиональных стандартов деятельности — концептуальных документов, в которых определяются требования к специалистам разного уровня подготовки. Профессиональный стандарт является основой как для допуска в специальность, так и требованием к процессу обучения медицинских работников. Сначала Палата совместно с профессиональными медицинскими организациями разработала 4 профстандарта. В 2015 году была проведена большая работа по подготовке ещё десяти профессиональных стандартов. В этом году планируется разработка уже 17 новых профессиональных стандартов и для каждой специальности будут чёткие квалификационные категории. «Мы должны чётко обозначить, что должен уметь и делать студент после окончания института и что должен знать и уметь делать ординатор после окончания ординатуры», — сказал Леонид Рошаль. А квалификационные категории должны мотивировать врачей к постоянному совершенствованию. Особо подчёркнута необходимость создания института наставников, с передачей им юридической ответственности за допуск конкретного врача к новому этапу его трудовой деятельности.
С разработкой профессиональных стандартов тесно связано и ещё одно направление деятельности Нацмедпалаты — профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Как отметил Евгений Шляхто, вице-президент НМП, президент Российского кардиологического общества, главный кардиолог Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, все федеральные государственные образовательные стандарты, по которым проводят обучение специалистов, должны быть актуализированы в соответствии с разрабатываемыми профессиональными стандартами. «И уже на основе профессиональных стандартов нужно говорить о требованиях к образовательным стандартам и строить систему ведомственной и профессиональной общественной аккредитации образовательных программ. Как мы знаем, Национальная медицинская палата была наделена полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении при Президенте Российской Федерации. Именно этот Совет и должен заниматься этой проблемой. Проводить мониторинг соответствующего сегмента рынка медицинских услуг, потребности в медицинских квалификациях, разрабатывать и организовывать применение профстандартов, а также устанавливать требования для подтверждения медицинских квалификаций и контролировать их оценку. И конечно, организовывать и проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ», — сказал Евгений Шляхто.
И сегодня в рамках этого Совета уже проделана масштабная работа. Разработаны все нормативные акты Палаты, которые регламентируют проведение профессиональной общественной аккредитации образовательных программ. Были определены процедуры самой аккредитации, получения заключений и выдачи аккредитационных свидетельств. В рамках Национальной медицинской палаты существует огромное количество профессиональных организаций. В каждой есть лидеры, лучшие специалисты. Именно они и будут формировать этот пул экспертов для оценки образовательных программ.
Также в связке с этой работой будет находиться работа Национальной медицинской палаты по аккредитации врачей. С 1 января 2016 года российская медицина постепенно переходит от нынешней сертификации врачей на систему аккредитации. Меняется схема допуска к профессии. Как рассказала Татьяна Семёнова, директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, в 2016 году новая процедура допуска к профессиональной деятельности коснётся выпускников, которые заканчивают обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а в системе медицинского образования их реализация начата в 2011 году. В России нормативный пятилетний срок обучения у стоматологов и у провизоров, поэтому в 2016 году летом выпускники стоматологических и фармацевтических факультетов будут допущены к оказанию профессиональной деятельности через процедуру первичной аккредитации, которая предназначена для выпускников по программам специалитета, в 2017 году — для всех остальных выпускников. Первичная аккредитация разбита на три этапа. Первый уровень — это прохождение тестовых заданий, второй уровень — симуляционный практический экзамен, и третий — это решение клинических кейсов. Оценивает знание выпускников аккредитационная комиссия.
Что касается уже работающих сертифицированных врачей, то была пролонгирована выдача сертификатов специалистов, которые уже работают в отрасли, ещё на 5 лет. И их аккредитация подразумевает иную схему — после получения последнего сертификата в ближайшие пять лет врачу необходимо включиться в систему непрерывного профессионального образования. В течение этих пяти лет врач будет накапливать образовательную активность, у него будет формироваться образовательное портфолио, к нему прикрепляется профессиональное портфолио, и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность продолжения специалистом его профессиональной деятельности.
Своим положительным опытом в системе непрерывного профессионального образования на съезде поделилось общество неврологов.
«Как мы видим, огромную роль для допуска к профессии играет аккредитационная комиссия. Я придерживаюсь точки зрения, что учить должны вузы, а в профессию допускать профессионалы. Аккредитационная комиссия состоит из представителей профессионального сообщества, работодателей и представителей учебного сообщества и является неким триумвиратом. Эту комиссию пока утверждает Минздрав России. Сначала мы долго не могли определиться, кто будет возглавлять эту комиссию, и думали, что у нас будет три сопредседателя от каждого пула, но мы пришли к выводу, что наиболее правильно, если будет один председатель комиссии от некоммерческого профессионального общественного объединения, каким является Национальная медицинская палата. Мы ожидаем, что Нацмедпалата будет нам направлять свои кандидатуры для этих комиссий из территориальных отделений. В дальнейшем мы хотим, чтобы вся деятельность по аккредитации врачей не имела отношения к федеральному органу исполнительной власти в сфере здравоохранения, а имела отношение к зрелому профессиональному сообществу — к Нацмедпалате. И мы надеемся, что Минздрав отойдёт от этой системы и она будет полностью передана в ваши руки», — сказала Татьяна Семёнова.
На съезде прозвучала и критика некоторых важных аспектов деятельности отрасли. В частности, Леонид Рошаль напомнил, что Нацмедпалата категорически высказалась против той формы оптимизации здравоохранения, которую стали проводить на местах, не советуясь с медицинским сообществом, и которая подразумевала исключительно сокращение — кадров, ФАПов, закрытие больниц и пр. «Оптимизация нужна, но оптимизация — это не повальное сокращение всего: у нас тотальный дефицит кадров в отрасли и особенно в первичном звене. Нагрузка на врачей первичного звена существенно возросла и перешагнула за 2 ставки. Надо эту проблему решать. Нацмедпалата является сторонником распределения выпускников медицинских вузов, которые обучались на бюджетных отделениях, на 3 года», — сказал Рошаль. Нам нужно точно знать потребность по каждой профессии и иметь чёткий план восполнения дефицита.
Частично сокращение врачей связано и с выполнением майских указов президента. Для того чтобы в соответствии с ними увеличить зарплату врачей к показателям, которых необходимо достичь к 2018 году, врачей стали сокращать, чтобы увеличить заработную плату оставшимся. По мнению членов Нацмедпалаты, такая форма исполнения является профанацией указа президента. «Тот вариант реализации майский указов, который был связан с бюджетным процессом, по нашим оценкам, приведёт к негативным результатам в здравоохранении. Если мы выполним майские указы, то 90–95 % всех расходов в здравоохранении должно пойти на заработную плату и сопутствующие расходы. Ожидаемый рост зарплаты в рамках майских указов в 2014 году по сравнению с 2013-м — 1 %, в 2015 году рост по сравнению с 2014-м — 6,3 %, в 2016-м — 22,6 %, в 2017 году — 40,4 %. Если ассигнования на остальные статьи бюджета не будут адекватно повышены, в системе останется мизерное количество денег, что приведёт к тому, что обеспечение медикаментами, расходными материалами, медицинской техникой будет очень сильно страдать», — сообщил директор ЦНИИ организации информатизации здравоохранения Минздрава РФ, вице-президент НМП Владимир Стародубов.
На съезде врачи пришли к выводу, что в связи с финансовым кризисом майские указы необходимо скорректировать в соответствии с новыми реалиями. На съезде вновь было озвучено мнение о недофинансировании здравоохранения и о необходимости увеличения финансирования здравоохранения до 5 % от ВВП для создания нормальных условий для профессиональной деятельности врачей и их социального статуса.