Newtrition-2016: Здравоохранение будущего будет находиться в руках пациента №2(80), 2016 год

В Москве 15–16 апреля прошёл первый в России международный саммит по персонализированному здоровью и питанию Newtrition-2016, в котором приняли участие более 400 экспертов в области диетологии, нутрициологии, гастроэнтерологии, персонализированной медицины, наук о жизни и других сфер, вовлечённых в создание технологий здравосбережения и превентивной медицины. Мероприятие было организованно Биомедицинским холдингом «Атлас» при поддержке РВК, Philips, Фонда «Сколково» и лаборатории KDL.

Открыли саммит Сергей Мусиенко, генеральный директор Биомедицинского холдинга «Атлас», и Андрей Перфильев, медицинский директор Биомедицинского холдинга «Атлас» и генеральный директор клиники персонализированной медицины «Атлас». Они подчеркнули важность развития персонализированной медицины и новых подходов к питанию: «Использование геномных и постгеномных подходов в медицине увеличивает персонализацию не только лечения, но и предотвращения заболеваний, а генетические исследования при разработке персональных планов питания дают новый взгляд на продукты и на их сочетание. Биомедицинский холдинг «Атлас» первым в России сумел сочетать в себе одновременно научную деятельность в различных отраслях и клинику, в которой наука используется в реальной врачебной практике».

Первый выступающий, Ричард Кивел, успешный предприниматель и инвестор крупнейших проектов в области биотехнологий, представил доклад на тему «Предиктивная медицина как основа модели здравоохранения в XXI веке: тренды и перспективы». По его мнению, здравоохранение в ближайшем будущем будет находиться не столько во власти крупных корпораций и новых научных исследований, сколько в руках самого пациента: «Используя оперативную информацию из превентивной диагностики и носимых устройств, люди произведут революцию в персонализированной медицине, питании и профилактике заболеваний».

После вступительного доклада Ричарда Кивела началась секция «Нутригенетика и нутригеномика. Постгеномные технологии в практике диетолога». Ведущий секции — учёный Джеймс Кэпут, Ph.D в биохимии и молекулярной биологии, старший эксперт Metabolic Health Unit, Nestle Institute of Health Sciences, приглашённый профессор Центра эндокринологии, диабета и метаболизма клиники Университета Лозанны, приглашённый профессор Adinovo Center for Genetic & Genomic Medicine Zhejiang University (Ханчжоу, Китай), доцент Арканзасского университета медицинских наук, рассказал, как анализ огромного числа персонализированных геномов позволил учёным создать уникальную базу данных о влиянии генов на различные аспекты обмена веществ, связанные с питанием.

О том же, каким образом от фундаментальных исследований перейти к практическим рекомендациям для конкретного пациента с помощью геномных биомаркеров, специалист по методологии проведения клинических испытаний, автор работ в области нутригеномики Дайва Нильсен из Медицинской школы Гарварда рассказала в своём докладе «Персонализированная диетология. Ключевые геномные биомаркеры для подбора индивидуального рациона питания».

Большую дискуссию среди экспертов вызвал доклад «Гены, еда и продолжительность жизни: обзор последних исследований» учёного-геронтолога, эксперта по генетике старения и долголетия Алексея Москалёва. Алексей Александрович автор более 80 научных статей и книг в областях биологии и генетики старения, генетики продолжительности жизни, радиационной генетики, а также автор популярной книги «8 уникальных способов достичь долголетия».

Собственную точку зрения на многочисленные противоречивые рекомендации по питанию и разбор некоторых диет представил в своём докладе Терри Гроссман, семейный врач, учёный, популяризатор технологий борьбы со старением, предприниматель и основатель медицинского центра Grossman Wellness Center в Колорадо. В соавторстве с коллегой и партнёром по бизнесу, футуристом и техническим директором компании Google Рэем Курцвейлом он написал книгу «Transcend: девять шагов на пути к вечной жизни». Учёный рассказал, какие принципы следует соблюдать, чтобы правильно выбрать подходящий тип питания, ведь «диетические рекомендации меняются по нескольку раз в год. И редко, когда в списке бестселлеров нет одной или нескольких книг по правильному питанию. Но эти рекомендации противоречивы. И в их многообразии очень легко запутаться или потеряться. Я представлю простые принципы, которым необходимо следовать, чтобы улучшить состояние здоровья, снизить вес и достичь долголетия».

О крупном проекте по персонализированному питанию «Food4Me», организованном при поддержке ЕС, в подробностях рассказала Милка Соколович, руководитель направления «Питание и здоровье» при Европейском Совете по информации о продуктах питания, автор научных работ о системном ответе на голодание и ограничение пищи. Она поясняет: «Если научное сообщество хочет, чтобы его усилия приносили конкретные плоды и меняли мир, ему необходимо осознать, что именно на нём лежит обязанность снабдить общество достоверной и основанной на фактах информацией, которая даёт основания для конкретных действий. Особенно это верно в области, где передовые технологии применяются к таким базовым и глубоко личным материям и понятиям, как питание и здоровье».

Ещё одна секция была посвящена экологии питания: микроорганизмам в кишечнике, окружающей среде; географии и качеству пищевых продуктов. Председателем секции выступил директор по науке кластера биомедицинских технологий «Сколково» Юрий Никольский, молекулярный биолог, автор книги, научных статей и патентов. Свой доклад он посвятил перспективам развития и государственной поддержке современных агробиотехнологий в России: «Россия ввозит большую часть сортов сельскохозяйственных растений и пород животных и всё больше отстаёт в селекции собственных чистых линий и гибридов. В то же время, во многом благодаря санкциям, российские агрохолдинги переживают расцвет и инвестируют в новые технологии. Я расскажу про тренды и текущее положение в стране и приведу примеры интересных агростартапов».

Дмитрий Алексеев, учёный, автор работ о роли кишечной микробиоты в контексте диеты и различных патологических состояний, а также основатель и генеральный директор научно-исследовательской компании «Кномикс», резидента «Сколково», рассказал о влиянии кишечной микробиоты на здоровье. «Микробиота кишечника — целый новый орган, открытый недавно, большинство тайн всё ещё скрыто от нас, но уже сегодня мы связываем функционирование микробиоты с деятельностью иммунной системы и мозга», — отмечает Дмитрий.

Как смена диеты смогла повлиять на гены, связанные с метаболизмом питательных веществ, в своём докладе «Следы пищевых привычек в геноме человека. Эволюционное развитие основных путей метаболизма макро- и микронутриентов» продемонстрировала Татьяна Татаринова, профессор Университета Южной Калифорнии (USC), биоинформатик. Среди её основных научных интересов — генеалогия, биогеография и функциональная аннотация генома. В частности, достижения Татьяны помогают совершенствовать алгоритмы описания происхождения человека по данным персонального генетического тестирования. Её доклад затрагивал генетические изменения, сопровождающие шедшую в ходе эволюции человека смену пищевых привычек и происходившие в связи с этим изменения в основных путях метаболизма макро- и микронутриентов.

Едва ли кто-то будет отрицать, что при многих заболеваниях, казалось бы, никак не связанных с питанием, изменение диеты позволяет если не добиться улучшений, то хотя бы замедлить прогрессию и даже отсрочить начало самого заболевания у пока здорового человека. Актуальную тему изменения диеты как метода лечения и профилактики раскрыл доктор медицинских наук, профессор Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова Игорь Хорошилов. В докладе «Современные возможности нутриционно-метаболической профилактики и лечения наиболее распространённых заболеваний человека» он расскажет о современных перспективах профилактического и лечебного питания при атеросклерозе, диабете, раке, остеопорозе и других широко распространённых заболеваниях.

Так как саммит Newtrition-2016 организован специалистами, посвятившими себя развитию в России персонализированной медицины, то доклад «Основа персонализированной медицины и фармакогенетики», представленный Дмитрием Сычёвым, можно назвать программным для всего мероприятия. Дмитрий объясняет принципы персонализированной медицины следующим образом: «Это новая доктрина современного здравоохранения, в основе которой лежит практическое применение новых молекулярных технологий (т.н. omics — геномика, транскриптомика, протеомика, метаболомика, микробиомика) для совершенствования оценки предрасположенности к болезням и их профилактики и лечения (с использованием вмешательств, включая применение лекарственных средств и хирургических методов). Персонализированная медицина представляет собой подход к оказанию медицинской помощи на основе индивидуальных характеристик пациентов, для чего они должны быть распределены в подгруппы в зависимости от предрасположенности к болезням и ответу на то или иное вмешательство (профилактическое или лечебное)».

Биомаркерам здоровья и заболеваний, их использованию в превентивной медицине и клинической практике была посвящена секция конференции под председательством Анчи Барановой, директора по науке Биомедицинского холдинга «Атлас», доктора биологических наук, генетика, руководителя лаборатории Университета Джорджа Мейсона (США, Вашингтон). Анча Вячеславовна выступила с докладом «Системное воспаление и инсулин-резистентность. Как их измерить в клинической практике у пока здоровых людей, а затем скорректировать за счёт питания».

С докладом «Эпигенетика питания: хронические заболевания и онкология. Как, изменяя питание, отложить начало и замедлить скорость развития болезни?» выступил Санун Чой, профессор CHA Medical School и глава Anti-Aging Institute, CHA University (Корея, Сеул). Некоторые из его работ посвящены роли потребления витаминов в регуляции уровня провоспалительного сигналинга и риске развития онкологических заболеваний. «Питательные вещества и питание в целом взаимодействуют с генами для поддержания нашего здоровья. В последние годы наибольшее значение придаётся механизму пищевой эпигенетики, который позволяет лучше понять это взаимодействие и открыть то, как питательные вещества могли бы замедлять старение и развитие возрастных заболеваний. Если нам удастся выделить эпигенотип долголетия, который увеличивает продолжительность жизни и здоровья, то, возможно, мы сможем достичь его при помощи питания», — поясняет учёный.

Секцию завершил доклад Брайана Пининга, генетика, работающего в Школе медицины университета Стэнфорда над проектом «Персональное омиксное профилирование прогрессирования сахарного диабета 2-го типа». Доклад посвящён теме «Биомаркеры здоровья и комплексный персональный омиксный профиль как метод управления гомеостазом». Как отмечает Брайан Пининг, «благодаря последним достижениям в области омиксных технологий мы можем описать биомолекулярную реакцию на изменения в здоровье и питании с непредставимой ранее точностью. Это приближает нас к цели создания полноценных и полностью персонализированных профилей здоровья».

Завершающая секция «Кишечная микробиота как новый диагностический и терапевтический таргет» под руководством Дмитрия Алексеева открылась докладом Сергея Фетисова, профессора Руанского университета (Франция) из Лаборатории исследования питания, кишечника и работы мозга. «Удивительно, но факт, что микробиота кишечника воздействует не только на пищеварение и стенку кишечника, но и на пищевое поведение. Действительно, кишечные бактерии выделяют белки, которые через сосудистую систему достигают головного мозга и активируют нервные клетки, регулирующие чувство насыщения. Более того, антитела, вырабатываемые иммунной системой против таких белков, могут вызывать нарушения пищевого поведения», — объясняет исследователь.

«Персонализированная медицина? Но для которого генома?» — такой вопрос ставит Иофам Суэц, биолог из Научно-исследовательского института имени Вайцмана (Израиль). Он рассказал о результатах масштабного израильского исследования связи питания, микробиоты и метаболизма. Его ключевые публикации затрагивают связь микробиома и углеводного обмена, в частности показывают, каким образом бескалорийные синтетические подсластители могут через воздействие на микробиоту приводить к нарушению толерантности к глюкозе.

С докладом «Результаты нутригеномных исследований в понимании воздействия питания на метаболические процессы» выступила Татьяна Амирова, практикующий врач-генетик, руководитель научных проектов клиники «Атлас», специалист в области разработки биоинформатических систем анализа генетических данных и интерпретации их для клинических задач. Татьяна отметила, что «каждый из нас обладает уникальным генетическим строением. Однако фенотип пластичен и управляем посредством питания, физических нагрузок, изменения микробиома. На сегодняшний момент системная биология даёт нам знания, позволяющие успешно внедрять новую форму терапевтического вмешательства — персонализированную нутригеномную терапию».

О разработке индивидуального рациона питания на основе геномных данных рассказала врач-диетолог медицинского центра «Атлас», кандидат медицинских наук, популяризатор здорового питания Ксения Селезнёва.

Итоги двухдневной работы первого международного саммита по персонализированному здоровью и питанию Newtrition-2016 были подведены на двух панельных дискуссиях. В формате обсуждения ключевые спикеры обобщили представленные доклады и ответили на два вопроса: как использовать современные технологии для персонализации диетологических рекомендаций, выбирая тот или иной подход к питанию, и как с ранних лет закладывать основу долголетия при помощи питания.

Закрывающий саммит доклад Павла Шклюдова, руководителя направления передовых технологий IBM Europe, представил новую технологию первого искусственного интеллекта в медицине, которая опирается на данные тысяч специально отобранных научных статей и клинических случаев, — Watson от компании IBM, которая позволит более эффективно использовать медицинские, в том числе персонализированные, данные, делать их понятнее и ближе людям.

В саммите приняли участие более 400 человек из 25 стран; за два дня работы были представлены более 30 докладов, а также прошли яркие дискуссии.

Подробная информация доступна на сайте www.newtrition.ru