Возвращение к жизни: врачи ФМБА России сделали невозможное возможным №7(78), 2015 год
«Возвращение к жизни» — так называлась пресс-конференция, которая состоялась 26 ноября 2015 года в ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России и была посвящена применению уникальных, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике биомедицинских технологий при спасении больного с комбинированной травмой, не совместимой с жизнью.
Пресс-конференцию открыл руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Викторович Уйба. Он обратил внимание коллег и представителей СМИ на то, что спасение человека — это дело первостепенной важности и для организаторов здравоохранения, и для всего медицинского сообщества. Истории этих процессов трогательны, а их успешное завершение является очень хорошим итогом для врача, ведь получение положительного результата в этом деле можно, без преувеличения, назвать выполнением главной миссии доктора. Тот, кому посчастливилось приложить к этому душу и руку, несомненно, получает огромный потенциал для будущей профессиональной деятельности. Одну из таких историй и поведал руководитель агентства. События были воспроизведены буквально в хронологическом порядке.
Итак, 31-летний мужчина, о котором шла речь, в феврале 2015 года пострадал в результате взрыва горючего вещества на производстве по переработке радиоактивных продуктов. Произошло это на одном из подведомственных ФМБА России предприятий города Северска Томской области. Пострадавший получил тяжелейшие комбинированные ожоговые травмы, которые изначально расценивались как несовместимые с жизнью, ведь ожоговое поражение составляло 85 % общей площади тела, при этом глубокие ожоги 3-й и 4-й степеней достигали 60 %. И хотя травма была получена в удалённом от Москвы регионе, практически с первой минуты в спасении этого человека была задействована многоуровневая система организации медицинской помощи.
— Я хочу особо подчеркнуть, что в сложившейся ситуации именно отлаженная работа всех звеньев вертикальной структуры ФМБА России реально спасает человека. Вне этой многоуровневой системы пациенты с такой большой областью поражения не выживают, — сказал Владимир Викторович Уйба.
Действительно, в рассматриваемой ситуации каждая минута была дорога. Как известно, огромное поражение вызывает шок, поэтому пострадавшему требовалось срочно оказать первую помощь. И этот момент не был упущен: фельдшер оперативно включилась в работу с самого начала происшествия. Затем последовал мгновенный запуск системы быстрого реагирования. Реанимационный автомобиль службы скорой медицинской помощи доставил пациента в лечебное учреждение Томска, медицинский персонал которого, переняв эстафету, действовал в строгом соответствии с дистанционными рекомендациями своих коллег из ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России под руководством генерального директора Александра Сергеевича Самойлова.
На место происшествия специализированным для транспортировки тяжёлых больных самолётом ФМБА России, оборудованным реанимационным блоком, вылетела бригада быстрого реагирования, куда вошли специалисты центра (хирург, реаниматолог и врач-профпатолог). Действия бригады требовали особой слаженности для более точного диагностирования характера полученной травмы, формирования первичного плана лечения пациента, определения условий эвакуации. Больному была оказана специализированная хирургическая помощь, начата ранняя профилактическая интенсивная терапия, собраны необходимые пробы для определения начальной степени лучевого поражения. Организована прямая связь в режиме реального времени между руководством и бригадой для поминутного планирования процесса эвакуации пациента.
Спустя несколько часов после получения травмы больной был доставлен в Москву, в ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна. Его поместили в специализированное отделение, в отдельную, обустроенную особым образом палату, позволяющую справляться с септическими осложнениями, которые при таких поражениях неизбежны. Состояние пациента с течением времени прогрессивно ухудшалось, однако большим преимуществом являлось то, что все патологические процессы были спрогнозированы заранее благодаря комплексному коллегиальному подходу к лечению пациента, не прекращавшемуся ни на минуту. Интенсивная терапия в условиях отделения реанимации проводилась с использованием всех доступных на данный момент новейших разработок в сфере оказания помощи пациентам в критических состояниях. Было задействовано огромное количество специализированного персонала, высоких технологий с обеспечением профилактики дыхательной недостаточности, использованием аппаратов при почечной и печёночной недостаточности. Также, учитывая тяжёлую патологию сердечно-сосудистой системы, врачи применяли сложную схему медикаментозной поддержки функций сердца пациента.
Руководитель Федерального медико-биологического агентства отметил, что центр обладает уникальными технологиями, которые выполнили свою функцию при лечении пациента. Был произведён забор костного мозга с целью постепенного использования инновационных технологий, и именно они на последующих этапах позволили добиться результатов. Ведь для того, чтобы заместить поражённые участки, нужна кожа этого же человека, а при такой большой площади поражения взять требуемое её количество просто неоткуда. Поэтому сотрудники центра встали перед необходимостью выращивания кожи в пробирке, что и было сделано. Всё рассказанное Владимиром Викторовичем сопровождалось демонстрацией слайдов, показывающих поэтапно состояние пациента на момент поступления в ГНЦ и дальнейшие его изменения под воздействием медицинских манипуляций и операций специалистов.
Далее слово было предоставлено врачу-хирургу ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России Илье Юрьевичу Колышеву. Он рассказал, что до поступления больного в центр его состояние было расценено как крайне тяжёлое. Отмечались циркулярное поражение нижних конечностей и кистей рук, тотальное поражение спины, ягодиц, лица, передней боковой части грудной клетки и брюшной стенки, а кроме того, тяжёлый ожоговый шок, почечная недостаточность, колоссальная потеря жидкости и мультибактериальный сепсис. Наиболее важной на первом этапе была организация многоуровневого междисциплинарного подхода к лечебному процессу, который и позволил подготовить пациента, а также клинику не только к решению плановых проблем, но и к развитию возможных осложнений. Всё это явилось уникальным примером персонифицированной лечебной тактики. Незамедлительно была налажена система почечной заместительной терапии, отобраны пробы биологических жидкостей, смыва кожных покровов с целью подбора таргеотерапии. Уже на четвёртые сутки пациенту провели первое оперативное вмешательство, в ходе которого было удалено максимальное количество некротизированной ткани, что позволило убрать источники интоксикации в ранние сроки. Всё это могло быть сделано только в стационаре с высокотехнологичными возможностями с очень сильной реанимацией, отметил И.Ю. Колышев, так как радикальность этой процедуры предполагает критическое ухудшение состояния пациента сразу после её окончания, и коррекция таких осложнений является чрезвычайно сложной задачей. Через неделю была выполнена аутодермопластика, то есть реконструкция кожных дефектов при помощи кожного лоскута, произведённого с донорских участков.
— Во время этой процедуры нами также была использована уникальная технология плунжерной аэрозольной аппликации как аутологичных, так и аллогенных стволовых клеток. Данная технология является передовой в области клеточной медицины не только в России, но и за рубежом. В течение первых трёх месяцев удалось добиться появления 95 % эпителия на поражённых участках кожи, через 100 суток пациент был переведён из отделения реанимации в стационар, а ещё через три недели — поставлен на ноги, что позволило расширить комплекс процедур для его физической реабилитации, — рассказал Илья Юрьевич.
Тем не менее у пациента сохранялся ряд длительно не заживающих ран на спине, голени, бёдрах. Ситуацию спасло то, что из трёх сантиметров неповреждённой кожи удалось вырастить значительный массив так называемых кожных эквивалентов. Всего же пациент провёл 108 дней в условиях реанимации, принял 14 процедур заместительной почечной терапии, перенёс 11 больших операций — некротомий (в процессе которых были иссечены участки поражённой кожи), 11 этапов кожной пластики, свыше 100 больших перевязок (когда из-за сильной боли работает в полном объёме реанимация), и более 140 часов наркоза. Реабилитация пациента была начата ещё до его полной вертикализации. С этой целью на основе опыта ФМБА России, применяемого для спортсменов, получивших травмы, специалисты центра разработали индивидуальную программу.
В этой связи руководитель агентства вспомнил прогноз известного немецкого специалиста с мировым именем, приглашённого в центр для консультации. Коллега из Германии сказал, что подобного в своей практике не встречал, но убеждён, что лучшим исходом для данного пациента станет инвалидная коляска. Однако сотрудники центра не теряли уверенности в том, что им удастся поставить человека на ноги и избежать его инвалидизации. Наука, технологии, практика, персонал и огромное желание вылечить человека сделали своё дело, подчеркнул В.В. Уйба.
Руководитель центра хирургии и трансплантологии, заведующий отделением хирургии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России Сергей Эдуардович Восканян, комментируя этот уникальный медицинский случай, отметил, что только при мультидисциплинарном подходе и использовании целого ряда инновационных технологий можно получить положительный результат в столь запредельных по сложности ситуациях. Впервые эти практики были применены специалистами центра хирургии и трансплантологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России в 2007 году при лечении пострадавших от резонансного пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». Но их поражения были значительно меньше, чем у пациента, о котором идёт речь сегодня.
— Мы добились максимального и надёжного приживления в условиях колоссального дефицита донорских участков кожи, ускоренной регенерации повреждённых поверхностей кожного покрова, необходимой эластичности кожных трансплантатов. Всё это было бы невозможно без участия очень большой команды — от руководителей ФМБА России, которые постоянно курировали ситуацию, до младшего медицинского персонала. Ну и, конечно, надо отметить, что пациент — настоящий боец. Его стремление к выздоровлению, терпение и оптимизм в определённом плане очень помогали медицинскому персоналу, — сказал Сергей Эдуардович.
После выступлений представителей ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России журналистам представилась возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Ответил на них руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Викторович Уйба.
— Могут ли получить медицинскую помощь, в частности высокотехнологичную, в клинике ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России те, кто не работает в подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству организациях?
— Да. ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна — лицензионный центр ВОЗ. К нам поступают пациенты при сложных сочетанных поражениях не только из России, но и стран СНГ. Пример той же «Хромой лошади»: 19 пациентов с ожогами 65 % были доставлены к нам из этого ночного клуба и пролечены нами. Были и ещё крайне тяжёлые больные. Вообще хочу обратить внимание присутствующих на то, что мы работаем как федеральный центр. Поэтому я всегда говорю своим коллегам, в том числе и на совещаниях в Минздраве России, что они должны знать о наших возможностях и при необходимости прибегать к ним. Причём делать это очень оперативно. Надо лишь без промедления дать знать нашему центру, что есть сложный пациент, и дальше мы, используя все свои возможности, — а у нас их много, — будем лечить пациента. Для нас не важно, что это за человек. Мы реагируем мгновенно, так как провести такую высокотехнологичную помощь пациенту при ожогах, как у нас, пока больше негде.
— Как отреагировали ваши зарубежные коллеги на прорывной и перспективный метод при лечении ожогового пациента, о котором было рассказано сегодня?
— Пока мы его никому не показывали. На пресс-конференции это произойдёт впервые. В настоящий момент проводится реабилитация, восстановление его статических и локомоторных функций. Благодаря современным технологиям реабилитации, применяемым в центре, пациент к моменту выписки восстановил работоспособность. Но, безусловно, через определённый промежуток времени мы обязательно покажем своим коллегам всё, что касается этого уникального случая.
А пока аудитории выпала счастливая возможность увидеть воочию спасённого врачами ФМБА России пациента, который появился перед нею в завершение мероприятия в сопровождении своей мамы. Человек, возвращённый к жизни после трагической случайности, свободно двигался, садился, жестикулировал и благодарил всех, кто помог ему не только выжить, но и остаться абсолютно дееспособным мужчиной.