В Москве состоялся II Всероссийский конгресс «Право на лекарство» №7(78), 2015 год
19 ноября 2015 года в Москве прошёл II Всероссийский конгресс «Право на лекарство», организованный «Лигой защитников пациентов» и Национальной ассоциацией организаций больных редкими заболеваниями «Генетика». В нём приняли участие представители Министерства здравоохранения РФ, представители лекарственного обеспечения региональных министерств здравоохранения, Федеральной антимонопольной службы, уполномоченного по правам человека в федеральных округах РФ (представитель уполномоченного РФ, Москвы, Московской, Нижегородской, Пермской, Калужской, Ярославской областей, Республики Татарстан), эксперты в области здравоохранения, представители органов здравоохранения, научных сообществ, представители крупнейших пациентских организаций, пациенты, представители ведущих фармацевтических компаний.
Задачей проведения II Всероссийского конгресса «Право на лекарство» было предоставить расчёты и обсудить, сколько стоит всеобщее бесплатное лекарственное обеспечение.
Открывая конгресс, президент Национальной ассоциации «Генетика» Светлана Каримова отметила, что по нормам международного и российского права у населения РФ есть право на бесплатную медицинскую помощь, и в рамках этой помощи — право на лекарство, которое предоставляется государством. По её словам, недофинансирование системы здравоохранения повлекло за собой принятие ряда ограничительных решений, и такое положение дел приводит к нарушению прав граждан, к ухудшению их здоровья, к росту конфликтов, коррупции и неопределённостям, которые дорого обходятся государству. Но ещё дороже — гражданам, так как здоровье — это жизнь, а жизнь бесценна.
Участникам конгресса было озвучено послание уполномоченного по правам человека в РФ Э.А. Памфиловой, в котором отмечалось, что государственная политика в области лекарственного обеспечения должна гарантировать доступ к необходимым лекарственным средствам каждому российскому гражданину вне зависимости от его социального статуса, материального положения, места проживания. Сегодня проблема доступности и безвозмездности лекарственного обеспечения для граждан продолжает оставаться не на должном уровне. В послании отмечается, что проблема обеспечения лекарствами граждан, в том числе страдающих орфанными заболеваниями, содержится и в многочисленных обращениях граждан, поступающих к уполномоченному по правам человека в РФ. Граждане жалуются на необеспечение или длительное необеспечение лекарственными средствами, на прерывание курса лечения при отсутствии необходимых лекарств в аптечной сети, отказы в выписке льготных рецептов.
Ключевой задачей ведущий конгресса Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов», определил необходимость разработки плана финансирования сферы здравоохранения, определения методики расчёта стоимости, вариантов снабжения и условий лекарственного обеспечения населения как основных аспектов, которые лягут в разрабатываемую концепцию доступа жителей страны к их «праву на лекарство». Соответствующие расчёты были подготовлены ведущими учреждениями отрасли, экспертами по просьбе Минздрава РФ.
С докладом «Баланс интересов трёх «П» — промышленности, правительства и пациентов» выступил А.Г. Орджоникидзе, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». По словам эксперта, поддержание баланса — это весьма непростая задача, российская фармацевтическая отрасль последних лет — яркий пример оптимального баланса трёх «П». Сегодня этот сектор экономики — один из самых быстрорастущих, высокотехнологичных и конкурентных. За последние 5 лет в России построены, в том числе иностранными компаниями, современные производства, где внедрены передовые технологии, созданы целевые кластеры. Важно не просто сохранить баланс, но и думать о будущем. Миром сегодня правят инновации, и медицинская отрасль не исключение.
Спикеры по-разному оценили объём финансовых инвестиций в покупку за счёт средств государства и государственных внебюджетных фондов лекарственных препаратов, назначенных врачом, для бесплатного обеспечения ими пациентов. Суммы разнились от 150 до 340 млрд рублей.
Как отметила ведущий научный сотрудник ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Е.А. Тельнова, институт в течение двух лет проводит работу по изучению вопроса льготного лекарственного обеспечения как одной из составляющих качественного лекарственного обеспечения. По расчётам, на 2012 год потребности в финансировании программы возмещения — 485 млрд, однако ежегодно эта цифра должна увеличиваться.
По мнению исполнительного директора Ассоциации «Фармацевтические инновации» В.В. Кукава, на основании расчёта по 10 топ-нозологиям, которые являются наиболее проблемными, сумма составляет 220 млрд рублей.
Директор ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы» Д.В. Мелик-Гусейнов оценил стоимость лекарственного обеспечения в 150 млрд рублей на основании десятка основных препаратов.
Е.А. Максимкина, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России, сообщила, что окончательно сегодня невозможно назвать точную сумму для обеспечения всех граждан РФ необходимыми лекарствами. По словам Елены Анатольевны, «сколько стоит «светлое завтра» — это вопрос не только денег, это вопрос системы». Прежде чем выходить на какую-то сумму, необходимо понять, какая система и модель будут в основе.
Исполнительный директор AIPM В.Г. Шипков в рамках оживлённой дискуссии предложил создать междисциплинарный коллектив или рабочую инфраструктуру, которые бы занялись разработкой конкретных моделей. Необходимо максимальное привлечение фармацевтического и пациентского сообщества.
Е.Ю. Красильникова, руководитель Центра изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕврАзЭС, в своём выступлении затронула важнейшую тему для многих пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями — вопрос доступности лечения. По результатам исследования 2013 года было сделано два глобальных вывода: первый — орфанным больным в РФ не хватает финансирования на лечение; второй — в субъектах недостаточно развита нормативно-правовая база. Как отмечает эксперт, в сравнении с 2013 годом дефицит финансирования на орфанные заболевания сегодня вырос в два раза, что в дальнейшем ляжет тяжелейшим бременем на субъекты РФ.
По итогам проведения конгресса была подготовлена резолюция, в которой отмечается, что государство ежегодно дополнительно к нынешним расходам должно выделять около 490 млрд рублей (в ценах 2012 года), чтобы покрыть расходы на закупку лекарств для всеобщего бесплатного лекарственного обеспечения, включая амбулаторные и орфанные лекарства. В этом случае право граждан на бесплатную медицинскую помощь в части лекарственного обеспечения может быть полностью реализовано.
Более подробно ознакомиться со всеми предложениями, внесёнными в резолюцию II конгресса «Право на лекарство», которая будет направлена президенту Российской Федерации и Правительству РФ, можно на сайте конгресса http://lekpravo.ru/kongress/ii-y-kongress/rezolyuciya/.
Было принято решение о проведении III Всероссийского конгресса «Право на лекарство» в мае 2016 года для обсуждения пилотных проектов, моделей лекарственного обеспечения и контроля их реализации.