В Москве прошла межведомственная конференция «Финансирование системы здравоохранения: проблемы и решения» №7(78), 2015 год
«Кризис — время нестандартных решений». Именно под таким девизом 7–8 декабря 2015 года в Москве прошла межведомственная конференция «Финансирование системы здравоохранения: проблемы и решения». Мероприятие организовано под эгидой и при поддержке ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Минздрава России и Минфина России, организатор конференции — Московское фармацевтическое общество.
В мероприятии приняли участие сотни специалистов не только из России, но и из других стран. Среди докладчиков были представители Минздрава РФ, а также ведущие специалисты органов управления здравоохранением субъектов РФ, Минфина и региональных министерств, руководители и специалисты Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Росздравнадзора, законодательных собраний субъектов РФ. Большой интерес к тематике конференции проявили и присутствовавшие на ней руководители и главные врачи ЛПУ, главные внештатные специалисты, депутаты Государственной думы и законодательных собраний субъектов РФ, руководители и ведущие специалисты ТФОМС, сотрудники предприятий — производителей медицинских изделий и лекарственных средств, представители профильных профессиональных ассоциаций, представители пациентских сообществ и отраслевых вузов.
Открыл пленарное заседание директор ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко» РАМН, д.м.н. Рамил Усманович Хабриев. Он напомнил недавнее послание президента РФ В.В. Путина в той его части, где говорилось, что продолжительность жизни наших граждан увеличилась. «Считаю это основной оценкой достижения нашего здравоохранения. Что касается финансирования здравоохранения как отрасли, то особенность его заключается в том, что оно пополняется не только государственным бюджетом, но и добровольным субсидированием граждан. В то же время важен не только количественный показатель финансирования здравоохранения, но и результат как иллюстратор оптимального использования полученных денежных средств», — высказал своё мнение Рамил Хабриев.
В своём выступлении заместитель министра финансов РФ Айрат Закиевич Фаррахов отметил, что нынешний форум — прекрасная площадка для обсуждения не только имеющихся проблем финансирования здравоохранения, но и переход к реализации перспективных моделей, которые должны быть использованы. «За год, прошедший после первой конференции, произошли существенные изменения. Так, в 2014 году в основу прогнозов была заложена цена на нефть в 100 долларов за баррель, курс доллара — в 37,7 рублей, ВВП — в более 77 триллионов рублей и темп роста нашей экономики — в 1,2. По понятным причинам многое пришлось корректировать. Вместе с тем общие расходы на здравоохранение в 2016 году составят 2 трлн 812 млрд рублей. Это больше по сравнению с 2015 годом на 5,8 %. Процентное соотношение к ВВП государственных расходов на нужды здравоохранения составляют 3,6 %. Это примерно столько же, как в 2015 году. При этом мы говорим о трёх главных источниках финансирования. Первый — это федеральный бюджет, а именно 525 млрд рублей, которые составляют примерно 18 % от общих государственных расходов на здравоохранение. Второй — консолидированный бюджет субъектов РФ: это 866 млрд рублей, что составляет около 30 % от государственных расходов на здравоохранение. И более 50 % средств, направляемых на здравоохранение, выделяется из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом основным инструментом планирования расходов на здравоохранение, безусловно, является Государственная программа развития здравоохранения, которая утверждена постановлением правительства на срок до 2020 года. Ответственным по исполнению этой программы является Минздрав РФ. Конечно, падение темпов экономического роста напрямую снизило фонд оплаты труда, а значит, доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Но в прошлом году был сформирован резерв, который стал подушкой безопасности. За этот счёт не произошло существенного падения субвенций, и все обязательства перед Фондом будут выполнены в полном объёме. Если говорить о конкретных цифрах, то доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2015 году составили 1 трлн 690 млн, а в 2016 году — 1 трлн 661 млн рублей. Кроме того, оказание высокотехнологичной медицинской помощи включено в базовую программу ОМС. И ещё. Существует мнение, что расходы на здравоохранение уменьшаются. На самом деле это не так. Более того, расходы государства на здравоохранение увеличиваются. Вместе с тем хочу обратить внимание на то, что есть страны, где расходы на здравоохранение ниже наших, а продолжительность жизни в них существенно выше, чем в России. Следовательно, мы должны сделать вывод о том, что наше здравоохранение является достаточно затратным, и есть ещё много внутренних ресурсов для того, чтобы сделать его более эффективным. Хочу ещё обратить внимание на то, что в России появился тренд достаточно высоких частных расходов на здравоохранение. При этом доля ДМС, то есть не экстренные, а плановые расходы, остаётся на крайне низком уровне. Эта информация требует отдельного изучения и оценки, а также определения будущей стратегии развития здравоохранения РФ. Кроме того, ставка страхового взноса в России сегодня составляет 5,1. Это — наименьшая ставка среди стран, где действует система обязательного медицинского страхования. Думаю, что нужно не только развивать здравоохранение как таковое, но и стимулировать интерес граждан к добровольному медицинскому страхованию», — подчеркнул Айрат Фаррахов.
Далее слово взяла заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ирина Фёдоровна Серёгина. Она начала свой доклад с напоминания о законе 323-ФЗ и сообщила, что теперь появилось определение качества медицинской помощи. Оно состоит из совокупности характеристик, которые отражают своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для достижения запланированных результатов. В связи с этим Министерство здравоохранения РФ выпустило достаточно много документов. Это, прежде всего, свыше 35 порядков оказания медицинской помощи. Для определения критериев её качества в этом году Минздравом был издан приказ № 422ан. «Хочу обратить внимание коллег, что по количеству обращений граждан в Росздравнадзор первое место (свыше 50 %) занимают жалобы граждан на качество и безопасность медицинской помощи. При этом 323-м Федеральным законом предписаны три уровня контроля, которые должны проводиться в медицинских учреждениях: это государственный, ведомственный и внутренний контроль. И если с первыми двумя уровнями всё достаточно регламентировано, то по поводу внутреннего контроля на сегодняшний день нет определённого нормативно-правового акта. Поэтому сейчас на территории России в разных медицинских организациях можно встретить различные документы, отражающие проведение внутреннего контроля. Более того, в ряде учреждений вообще не регламентируется и фактически не проводится внутренний контроль. А это является грубым нарушением законодательства. Во многом именно поэтому растёт показатель уровня штрафов, которые накладываются на медицинские учреждения. Так, за 9 месяцев этого года они составили более 72 млн рублей. Что касается предписаний Росздравнадзора, то их выполнение держится на границе 92 %, а собираемость штрафов составляет 81 %. В прошлом году было изъято более 5 млн упаковок недоброкачественных или фальсифицированных лекарственных средств и 724 медицинских изделий, не отвечающих требованиям», — сказала Ирина Серёгина.
Заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Александровна Карчевская отметила, что, несмотря на кризис, система ОМС является гарантией финансового обеспечения при наступлении страховых случаев. Но, говоря о бюджете, надо сказать, что вопрос о неработающем трудоспособном населении стоит на повестке дня под номером 1. У нас есть площадка «Российская трудовая комиссия», которая рассматривает все проекты, затрагивающие права и свободы граждан, в том числе и все бюджеты. Позиция работодателей очень активизировалась. Они говорят о том, что регионы должны платить за неработающих столько же, сколько платят и работающие. Есть регионы, которые платят более 7 % только за неработающих россиян. В 2016 году, несмотря на трудности, будет сохранено оказание высокотехнологичной помощи по системе ОМС. При этом на 20 % увеличится субсидирование регионов. В то же время остаётся много вопросов по тарифам. Их разница по субъектам РФ превышает 20 раз. Усиление ответственности граждан за своё здоровье — ещё одна важная тема для рассмотрения. И тут нужна связь с работодателями. Чтобы они отпускали сотрудников в рабочее время на прохождение диспансеризации, поощряли дополнительными днями отпуска тех, кто позаботился о своём здоровье и не брал листок нетрудоспособности, отказался от курения и т.п.
В связи с переходом на импортозамещение лекарственных средств сообщение президента группы компаний «Новартис» в России Вадима Игоревича Власова было весьма актуальным. Он сказал, что в июне 2010 года согласно стратегической инвестиционной программе в России компанией «Новартис» был запущен проект объёмом 500 млн долл. В рамках программы в 2015 году в Санкт-Петербурге закончилось строительство завода компании по производству сухих форм, и с 2017 года начнутся первые отгрузки фармацевтической продукции в виде таблеток, порошков и капсул. Планируется производить до 2 млрд единиц твёрдых лекарственных форм в год. «На первой очереди препаратов, которые будут у нас производиться, числится 43 наименования, среди которых есть и высококачественные дженерики, и оригинальные препараты компании. Области их применения — кардиология, неврология, трансплантология, онкология, гастроэнтерология и диабет. Сейчас на новом предприятии смонтированы три производственные линии. После завершения наладки оборудования начнётся тестовый выпуск препаратов и будет проведена процедура их регистрации», — уточнил Вадим Власов.
В формате конференции состоялись пленарное заседание, специализированные секции и ставшие уже традиционными научно-практические симпозиумы, посвящённые механизмам обоснования и утверждения ключевых параметров финансирования программ в области здравоохранения на федеральном и региональном уровне. Наряду с этим впервые в рамках конференции в этом году прошли новые уникальные секции и мастер-классы с участием ведущих международных специалистов в различных областях здравоохранения.
На секционных заседаниях, панельных дискуссиях и круглых столах обсуждались проблемы обязательного медицинского страхования и пути их решения, демаркация программы госгарантий, эффективность использования ресурсов здравоохранения и качества медицинской помощи как элемента социальной и финансовой стабильности.
Тематические сессии были посвящены расходам на ЛС, лекарственному обеспечению на федеральном и региональных уровнях, практическому опыту использования оценок новых лекарственных средств в США, Франции, Германии и Великобритании.