Российское государство заинтересовано в успешном развитии негосударственного сектора здравоохранения №7(78), 2015 год
Развитие конкуренции в нашей стране — один из приоритетов в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации по улучшению качества жизни граждан. Конкуренция влияет на ассортимент и качественные характеристики предоставляемых услуг и предлагаемых товаров, способствует повышению их доступности и снижению стоимости.
Эффективной конкуренции в сфере здравоохранения способствует прежде всего расширение сектора негосударственной медицины и фармацевтических услуг. В России накопленный исторический опыт частной врачебной практики и околомедицинского предпринимательства (аптеки, цирюльни и пр.) был прерван на годы советской власти. Однако с возникновением свободного рынка частная инициатива в сфере здравоохранения снова расцвела, и сегодня негосударственный сектор полноправно участвует в системе сохранения и укрепления здоровья российских граждан.
За четверть века в новой России рынок частных медицинских услуг прошёл значительный путь: от возникновения на первом этапе небольших узкоспециализированных кабинетов частной практики (в большинстве своём они предоставляли стоматологические услуги) до значительного разнообразия медицинских организаций как по формам предпринимательской деятельности, так и по набору услуг, вплоть до создания крупных многофункциональных лечебных и оздоровительных комплексов. Частная инициатива пришла в систему ФАПов и в санаторно-курортное лечение, предприниматели оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь с применением новейшего оборудования и инновационных методик и обеспечивают терапевтическое обслуживание шаговой доступности.
Наиболее динамично развивающаяся часть рынка — это фармацевтика. Обеспеченность населения аптеками в России едва ли не самая высокая в мире: одна аптека приходится в среднем на 800 человек (в странах Евросоюза и в Северной Америке этот показатель ниже в несколько раз).
Для осуществления комплекса мероприятий, связанных с развитием конкуренции в различных отраслях экономики и совершенствованием антимонопольной политики, правительством была принята «дорожная карта». За время действия этого плана мероприятий на рынке медицинских услуг увеличилось число организаций негосударственных форм собственности.
Добросовестная конкуренция в сфере здравоохранения служит улучшению обеспечения россиян доступной медицинской помощью, лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Об этом говорилось на заседании Правительства РФ, которое прошло 29 октября 2015 года и в котором приняли участие председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев.
В своём выступлении, открывающем заседание правительства, Дмитрий Медведев подчеркнул важность наличия развитой конкурентной среды, которая должна стимулировать бизнес-проекты, государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения.
«Число частных клиник, которые включены в реализацию территориальных систем обязательного медицинского страхования, также растёт. Их доля сейчас даже больше, чем мы планировали. Такие клиники и страховые компании должны быть по-особенному активны, чтобы конкурировать за застрахованных граждан. Число негосударственных медицинских организаций в 2010 году составляло 618 штук, или около 8 % от общего числа медицинских организаций, а в 2015 году их уже почти 2 тысячи, или 22 %. Это даже превышает некий целевой показатель, который был установлен в «дорожной карте». Это достаточно серьёзный рост», — отметил Д.А. Медведев.
Кроме того, он обозначил как крайне важный вопрос конкуренцию на рынке лекарств и медицинских изделий. «Правительство за последнее время прилагало усилия, чтобы остановить повышение цен на жизненно необходимые лекарства, — сказал Д.А. Медведев. — Сейчас в большинстве регионов цены стабилизировались, хотя проблемы есть, и их нужно видеть, ими нужно заниматься. Важно систематически контролировать ситуацию и, конечно, продолжать совершенствовать механизмы ценообразования».
Председатель правительства проинформировал участников заседания, что 28 октября 2015 года подписал постановление «О порядке определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения», которое также должно способствовать развитию конкуренции в данном сегменте рынка и позволить регионам выбирать менее затратные препараты при госзакупках.
Продолжила тему развития конкуренции в здравоохранении Вероника Скворцова. «Законодательством об ОМС установлены единые критерии распределения объёмов медицинской помощи между всеми медицинскими организациями независимо от формы собственности, — подчеркнула она. — В субъектах под руководством вице-губернаторов по социальным вопросам функционируют комиссии по разработке территориальных программ ОМС, в которые включены и представители негосударственных медицинских организаций».
Частные медицинские организации оказывают бесплатную медицинскую помощь населению, участвуя в территориальных программах государственных гарантий и в системе обязательного медицинского страхования, в рамках его базовых программ. Развитию этого направления в негосударственном секторе способствуют оптимальные тарифы ОМС, выгодные с экономической точки зрения для частных клиник, в том числе оказывающих высокотехнологичную помощь пациентам.
Отдельно министр осветила тему функционирования российского рынка лекарств: в 2014 году его объём составил более 919,5 млрд рублей. «Доля государственных закупок составляет 26 %, доля отечественных лекарств в денежном выражении — 25 %, в натуральном выражении — 58 %. С начала 2014 года наблюдается рост количества регистрируемых лекарственных препаратов — до 400 в год. Число лекарственных препаратов, которые уже сейчас существуют в государственном реестре Российской Федерации, превысило 79 тыс. торговых наименований, это 5,5 млрд упаковок», — привела данные В.И. Скворцова.
Как было отмечено на заседании правительства, с целью создания условий для конкуренции на рынке лекарственных препаратов внесены изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Они позволили оптимизировать экспертные процедуры и сократить число отказов в государственной регистрации новых препаратов. Кроме того, как сказала В.И. Скворцова, «в целях создания равных условий и повышения ценовой доступности приказом Минздрава введено требование выписывать лекарства по международным непатентованным наименованиям, а также подготовлен проект приказа, предусматривающий обязанность специалистов аптек предлагать лекарственный препарат начиная с минимального по стоимости, показывая при этом всю линейку аналогов».
Вопрос реализации права выбора медицинского учреждения и врача для каждого пациента очень сложный в условиях огромной страны, многие территории которой малонаселённы и где в силу исторически сложившейся ситуации не приходится говорить о реальной конкуренции не только в медицинской сфере, но и в целом в местной экономике. В таком случае, как предложил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, необходимо формирование концентрированных выездных форм работы, современной телемедицины. В дополнение к докладу министра он обратил внимание на некоторые вопросы взаимозаменяемости лекарственных препаратов и на систему регистрации новых лекарств, которые при ускорении процедуры регистрации могли бы спасти тысячи человеческих жизней в России.
Президент Российской академии наук, академик Владимир Фортов в своей реплике высоко оценил доклад министра и указал на большое значение экспертизы лекарственных средств и медицинской техники. «Академия наук вполне могла бы взять на себя часть этой работы, тем более что у нас определённый опыт есть и у нас есть специалисты. Мы готовы в этой части поработать», — заверил В.Е. Фортов участников заседания. Экспертные функции РАН и научное обеспечение деятельности органов государственной власти прописаны в федеральном законодательстве.
На брифинге по окончании заседания правительства министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отметила: «По сути, сегодня мы подводили итог работы за последние два с половиной года по исполнению тех мероприятий, которые были намечены «дорожной картой» по развитию конкуренции в Российской Федерации, в том числе в сфере здравоохранения. Результаты действительно очень серьёзные, которые позитивно сказываются в целом на атмосфере конкуренции в сфере здравоохранения».