×

Поликлиники России: стартовал рейтинг качества оказания медицинских услуг №4(75), 2015 год

Виктория Светлая

Теперь любой желающий может получить в интернете максимально полную информацию о работе поликлиник, а также самостоятельно оценить их качество и доступность. По инициативе Российского агентства медико-социальной информации АМИ и МИА «Россия сегодня» Министерством здравоохранения РФ был впервые проведён публичный рейтинг качества оказания услуг медицинскими организациями первичного звена. Его результаты представила на пресс-конференции «Поликлиники России: качество и доступность амбулаторной помощи населению» министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

– Минздрав России уделяет большое внимание качеству оказания медицинской помощи, в это широкое понятие входят: профессионализм сотрудников, комфорт пациента и его удовлетворённость оказанием услуг, отсутствие очередей, быстрое обслуживание и прочие факторы, – доложила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. – Именно поэтому было принято решение о создании независимой экспертизы качества оказываемой медицинской помощи первичного звена. Ей подлежат учреждения, входящие в Программу государственных гарантий. Была создана специальная рабочая группа из представителей СМИ и экспертного сообщества – учёных и практикующих врачей. 

Вероника Игоревна сообщила, что в рейтинг вошли 1283 медучреждения из 80 регионов России, из них 325 оказывают помощь детскому населению, 422 – взрослому и 536 поликлиник смешанного типа. Исследование включало в себя несколько этапов. Вначале работа поликлиник анализировалась в соответствии со специально разработанной методикой, включающей 44 показателя оценки качества, таких как охват профилактическими мероприятиями для населения, в том числе иммунопрофилактика туберкулёза, частота вызовов скорой медицинской помощи (на 1000 прикреплённого населения), число смертей на дому среди людей трудоспособного возраста, комфортность оказания медицинской помощи, техническая вооружённость учреждения, наличие действующего официального сайта, а также обратной связи с населением и другие критерии. 

Затем на основании всех полученных данных рассчитывался суммарный индекс благополучия, состоявший из показателей по каждой медицинской организации и среднего значения суммарного индекса благополучия показателей по субъектам РФ и федеральным округам. Нужно отметить, что методика определения показателя разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ. Впоследствии полученные результаты были разделены по индивидуальным особенностям на три группы: дети, взрослые и смешанная группа. Всего было выбрано 10 самых эффективных и малоэффективных организаций по десятибалльной шкале. 

Общий индекс благополучия по стране для взрослых поликлиник составил число, равное 7,3, для детских – 7,4. Результат намного выше среднего, считает министр, но эти показатели можно существенно улучшить. Самым благополучным признан Центральный федеральный округ (7,6), а худшим – Северо-Западный федеральный округ (6,7). По результатам исследования, лучшие детские поликлиники расположены в Чувашской Республике (9), Рязанской области (8,4) и Хабаровском крае (8,2). Среди взрослых амбулаторно-поликлинических учреждений лидируют Ханты-Мансийский автономный округ (8,4), Саратовская область (8,1) и город Москва (8). А самый низкий индекс благополучия среди взрослого населения – в Челябинской области (4,3) и Новгородской (2,6). 

В 84,4% случаев отмечен хороший уровень организации первичной медицинской помощи, в 14,9% – средний и в 0,7% – ниже среднего. Лучшие лечебно-профилактические учреждения функционируют в Сибирском федеральном округе (93,1%), Приволжском (92,7%) и Южном (92%). 

Вероника Скворцова проинформировала, что в будущем рейтинг учреждений будет расширен до 4 тыс. организаций. 

Перед участниками пресс-конференции также выступили инициаторы публичного рейтинга. Главный редактор Российского агентства медико-социальной информации АМИ Рубен Макаров поблагодарил руководство Минздрава России за поддержку проекта, отметив, что это позволит объёмно оценить деятельность поликлиник с позиций пациента и ведомственных структур. 

В свою очередь руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина показала, как работает интерактивная карта для посетителей. По её мнению, народное голосование позволит максимально полно и объективно рассмотреть результаты работы российских поликлиник.