Возвращаться в прошлое, отменяя антитабачные и антиалкогольные законы, преступно №3(74), 2015 год
В ходе прямой линии 16 апреля президент России Владимир Путин назвал улучшение демографической ситуации в России одним из главных успехов года. «Этот рост продолжительности жизни у нас достигается большими и лучшими темпами, чем мы даже ожидали. В том числе это связано с улучшением медицинского обслуживания, с внедрением элементов здорового образа жизни и так далее, с небольшим уменьшением пьянства, табакокурения», – отметил президент.
Средняя продолжительность жизни в России сейчас – 71,5 год. Чтобы достичь заданной президентом планки в 74 года, нам необходимо последовательно и непрерывно реализовывать весь комплекс мер, направленных на увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья граждан. Антиалкогольное и антитабачное законодательство – важнейшие составляющие этой задачи, ведь потребление табака – ведущая причина преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний во всем мире. А ослабление таких законов, как правило, очень быстро нивелирует успехи достигнутые государством в охране здоровья граждан.
Сейчас под постоянным прицелом находится одна из самых эффективных антитабачных мер – полный запрет на курение в помещениях, которые являются общественными местами. Несмотря на то что эта мера гарантированно приводит к снижению уровня потребления табака, позволяет существенно сократить число пассивных курильщиков, нам постоянно предлагают ослабить запрет и вернуться в прошлое. Сторонники ослабления запретов забывают, что пассивное курение увеличивает риск развития ишемической болезни сердца на 25–30%, риск развития острой коронарной болезни сердца – на 25–35%, риск развития рака лёгких – на 20–30%.
При этом данная мера направлена как на защиту людей от пассивного курения, так и на самих потребителей табака. Существует простая причинно-следственная связь – если курение запрещено в помещениях полностью, количество курящих сокращается. Многие граждане в таких условиях попросту бросают курить, запрет на курение им помогает и подталкивает отказаться от зависимости. Если же в общественных местах есть курилки, и курильщику создаются условия для потребления табака, весь запрет на курение не работает.
Я бы хотел напомнить, что было в недалеком прошлом. В 2009 году, до начала активной антитабачной кампании, Россия стабильно входила в тройку самых курящих стран мира. Мы ежегодно теряли из-за курения около 400 тыс. человек. По данным глобального опроса взрослого населения о потреблении табака, треть взрослого населения вынужденно вдыхала сигаретный дым на работе. До 90% россиян дышали дымом в общественных местах. По расчётам Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, около 40% всех смертей у мужчин и почти 20% смертей у женщин наиболее трудоспособного возраста (30-59 лет) были связаны с курением табака. Это то прошлое, к которому мы не можем себе позволить возвращаться, если хотим жить дольше и лучше.
Одна из самых последних попыток повернуть время вспять – усилия руководства аэропорта Шереметьево вернуть комнаты для курения в здание аэропорта. По просьбе руководства аэропорта даже было проведено заседание Общественной палаты Российской Федерации, где высказывались разные мнения касательно запрета на курение и где здравоохранная общественность категорически не поддержала пожелание руководства аэропорта о наделении учреждения особым статусом и возврате комнат для курения.
По словам руководителя аэропорта, пассажиры жалуются на отсутствие курилок. Не существует мер удобных для 100% людей, недовольные всегда есть и будут. Нужно понимать, что курение – это не привычка, а зависимость. Я бы порекомендовал руководству аэропорта думать не о создании комфорта при приёме наркотика, а о создании условий для избавления от него и о соблюдении федерального закона, что является прямой обязанностью руководства Шереметьево и других российских аэропортов.
Курительные комнаты, за которые аэропорт Шереметьево сейчас сражается, не обеспечивали даже минимальной защиты для пассажиров и персонала. Мониторинг качества воздуха, проведённый в Шереметьево в марте 2014 года, когда курилки, несмотря на запрет, ещё работали, показал: в курительной комнате содержание мельчайших частиц табачного дыма в 55 раз превышало допустимый уровень – находиться в этой комнате было опасно для здоровья курильщиков! В коридоре у входа в курительную комнату, где постоянно находились некурящие пассажиры и персонал, содержание частиц табачного дыма в 6 раз превышало нормы. В зале ожидания рядом с курительной комнатой концентрация дыма была в четыре раза больше безопасного уровня. Какие ещё нужны доказательства того, что системы фильтрации и вентиляции неэффективны и не обеспечивают защиты пассажиров от дыма?
Но, несмотря на это, Шереметьево представило готовый дизайн комнат для курения, кажется, специально сконструированных таким образом, что курильщики будут проводить там большую часть времени нахождения в аэропорту. Между тем, согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ, проведённому в апреле 2015 года, 82% населения России поддерживают полный запрет на курение в аэропортах и на вокзалах. Стоило бы учитывать мнение подавляющего большинства жителей страны и сосредоточить свои усилия на информировании пассажиров о существующих правилах и ограничениях. Министерство здравоохранения Российской Федерации подготовило аудио- и видеоролики, плакаты, другие материалы социальной рекламы, которые аэропорт может использовать безвозмездно. Мы также готовы провести совместное обсуждение по проведению акций и информационных кампаний по созданию имиджа «здорового аэропорта» и разъяснению сути введённых запретов.
Не оправдались и прогнозы руководства аэропорта на снижение пассажиропотока из-за запрета на курение в здании. Например, доля международных транзитных рейсов Аэрофлота от общего пассажиропотока Шереметьево за последние два года выросла на 11%, пассажиропоток в Шереметьево в 2014 году увеличился на 7,9%, по сравнению с 2013 годом.
Также хочу отметить, что после введения запрета на курение в помещениях от потери клиентов не страдали и другие крупные международные аэропорты. Например, в Хитроу за 4 года после введения запрета на курение пассажиропоток вырос на 7 миллионов человек в год, доля довольных обслуживанием пассажиров также увеличилась. В полностью бездымном режиме работают сопоставимые с Шереметьево по пассажиропотоку аэропорты в Мадриде, Сиднее, Мельбурне, Мехико-Сити, Торонто, Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Доказательств того, что пассажиры выбирают маршруты, исходя из наличия или отсутствия курилок в транзитной зоне, нет.
Поэтому я предлагаю руководству аэропортов и других учреждений сосредоточиться на исполнении действующего закона, доказавшего свою эффективность. Напоминаю, что 2015 год по инициативе президента России Владимира Путина назван национальным Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Предлагать поправки, которые приведут к увеличению заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями, – это прямое противоречие поручениям и указам руководства страны.
Чем дольше будет работать комплекс принятых антитабачных и антиалкогольных мер, тем сильнее будет снижаться преждевременная смертность. Необходимо закреплять успех и развивать его. Возвращаться назад преступно по отношению к жителям России.