Первый аптечный Конгресс: процесс слияния аптечный сетей может принести выгоду как владельцам бизнеса, так и потребителям №1(72), 2015 год
Первый аптечный Конгресс, организованный компанией infor-media Russia, издательским домом FF Media и журналом Vademecum, собрал в Москве более двухсот ведущих представителей российского фармацевтического рынка. Чтобы обсудить стратегии выживания в высоко конкурентной сфере, из разных регионов в столицу страны приехали владельцы и руководители крупнейших аптечных сетей.
По мнению большинства участников, в ближайшие годы российский рынок аптечного ритейла будет сокращаться за счёт закрытия аптек. До 2016 года, по разным прогнозам, количество аптек в стране упадёт на 15–40 процентов. Одним из способов выжить игроки рынка называют консолидацию сил путём объединения. Герман Князев, генеральный директор аптек «Пик-НН», не сомневается, что слияние для малых аптечных сетей в большинстве случаев может быть выигрышным. Но и крупные сети часто выбирают эту модель развития. О своём опыте слияния рассказали директора аптек, уже прошедших этот путь. Так, например, Владимир Кинцурашвили, генеральный директор A.v.e Group, привёл пример классической сделки-слияния – покупку его компанией сети аптек 36.6. «Интеграция происходит тогда, когда одни уже не могут зарабатывать, а другие не хотят работать в этом бизнесе», – высказал своё мнение о мотивах слияния совладелец «Аптеки-Таймер» Николай Шаврин. Он уверен, что в ближайшем будущем слияния будут происходить все чаще и большинство из них неизменно приведут к поглощениям мелких компаний более крупными. Алексей Батулин, генеральный директор аптек «Здоровые люди» заявил, что при наличие выгодных предложений их компания готова обсуждать слияние. Юрий Гайсинский, представляющий на конгрессе «Нижегородскую аптечную сеть», затронул вопрос влияния интеграции сетей на дистрибьюторов и производителей. Как и многие коллеги, он считает, что продвижение в регионы не только может спасти сеть, находящуюся в плачевном финансовом состоянии, но и дать ей мощный толчок к развитию.
Представители малых аптечных сетей попытались найти ответ на вопрос, как добиться максимального роста выручки при небольшом количественном охвате. Евгений Нагдаев, совладелец сети «Медиал» считает: «В первую очередь при выборе подхода управления сетью надо исходить из того, что мы решаем социальные задачи. Если мы будем успешно справляться с ними, то потребитель нас никогда не отставит». По его мнению, решающую роль для покупателей играет наличие в аптеке квалифицированного персонала, готового оказать грамотную консультацию. Василий Слепов, коммерческий директор сети «Здоровье», отметил, что уменьшение потребления и ужесточение внешней среды, при которых на первый план выходят лишь очень эффективные игроки рынка.
В формате открытых дискуссий на конгрессе прошло обсуждение взаимоотношений между сетями и производителями. По мнению Рустема Муратова, национального коммерческого менеджера «АстраЗенека Россия», «производителю от аптечной сети нужно всего три вещи: ассортиментная матрица, поддержка стока и обучение провизоров». Евгения Ламина, директор департамента маркетинга и рекламы аптечной сети «Ригла», высказала свою точку зрения: «Нам нужен доходный ассортимент, нужно, чтобы производителю было интересно приходить к нам». По мнению Темура Шекая, совладельца A.v.e Group, «аптечные сети немного переоценивают своё значение в общении с производителями. Аптеки лишь помогают донести товар до потребителя, фактически выступая сервисной службой для производителя».
В целом делегаты конгресса пришли к выводу, что сейчас хорошее время для развития, ведь в кризис есть возможность завоевать свою долю рынка.