Отчётная коллегия Министерства здравоохранения: итоги работы ушедшего года и ключевые задачи на перспективу №1(72), 2015 год
Расширенное заседание коллегии Министерства здравоохранения прошло 15 апреля 2015 года в Большом зале Дома Правительства Российской Федерации. На нём подводились итоги работы Министерства в ушедшем году и определялись ключевые задачи на год текущий. На повестке дня стояли вопросы демографии, профилактики заболеваний, развития первичной, высокотехнологичной, скорой медицинской помощи и системы реабилитации, обеспечения лекарственными препаратами, информатизации отрасли, а также обсуждение проектов государственно-частного партнёрства в сфере охраны здоровья. С докладами на коллегии выступили министр здравоохранения, представители органов государственной власти, Государственной думы, ректоры медицинских вузов страны, лидеры политических партий. Представляем нашим читателям выдержки из некоторых выступлений.
Интересы пациента превыше всего
Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ:
– Прошедший 2014 год стал важным для построения в России нескольких принципиальных составляющих эффективной системы здравоохранения.
Прежде всего, мы укрепили профилактическое направление российской медицины, возродив программу диспансеризации. Она включает все необходимые лабораторные и инструментальные исследования, консультации специалистов и является основой для проведения индивидуализированной профилактики заболеваний по стратегии «высокого риска» и раннего выявления наиболее опасных заболеваний. В 2014 году диспансеризацию прошли 40,1 млн человек. В ходе обследования у каждого 12-го взрослого россиянина выявлены сердечно-сосудистые заболевания, у каждого сотого – хронические бронхолёгочные заболевания, у каждого двухсотого – сахарный диабет. На 40–69% повысилась, по сравнению с 2013 годом, выявляемость онкологических заболеваний. Только при раках репродуктивной сферы у женщин это позволило сохранить 15 тыс. жизней.
В целях сохранения и укрепления здоровья граждан, формирования здорового образа жизни, раннего выявления факторов риска и их индивидуальной коррекции в 2014 году работали уже 760 центров здоровья (их число увеличилось за два года в 2,4 раза). В них обратились более 4,7 млн человек, что на 600 тыс. человек больше, чем в 2013 году. Все обратившиеся получили индивидуальные планы по оздоровлению и коррекции факторов риска.
Работа по формированию здорового образа жизни была продолжена и путём совершенствования нормативных правовых актов, а также реализации мер по профилактике алкоголизма и наркомании, противодействию потребления табака, популяризации культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ.
В 2014 году существенно укрепилась инфраструктура первичного звена здравоохранения, в том числе в сельской местности и на удалённых территориях. За год открыты 171 ФАП, 157 фельдшерских пунктов, 508 офисов врачей общей практики и 148 врачебных сельских амбулаторий. Это стало возможным благодаря увеличению на 7,6 тысячи числа врачей, работающих в региональных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Только в рамках программы «Земский доктор» в 2014 году привлечено для работы в сельских населённых пунктах и рабочих посёлках 3,3 тыс. молодых специалистов.
В прошедшем году мы завершили фотохронометражные исследования работы врачей и медицинских сестёр первичного звена в 17 регионах страны, которые не проводились с 1981 года. По результатам был полностью пересмотрен и существенно сокращён документооборот врача. Это позволило высвободить до 25% рабочего времени врача и за счёт этого увеличить нормативы времени приёма пациента.
Особым достижением отечественного здравоохранения явилось освоение всех самых современных методов выхаживания детей с экстремально низкой массой тела. В созданных 23 перинатальных центрах глубоко недоношенные дети не только выживают, но и получают возможность нормального развития. Инвалидность среди новорождённых не наросла. К следующему году будет построено еще 32 перинатальных центра в 30 субъектах Российской Федерации.
Включение в 2014 году 459 методов высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования обеспечило повышение доступности ВМП для всего населения страны. Число пролеченных больных за один год увеличилось на 41%: с 505,5 тыс. человек до 715,6 тысячи. В 2014 году ВМП начала оказываться и в экстренной форме. Так, проведено более 61 тыс. экстренных стентирований сосудов, что, безусловно, внесло свой вклад в снижение сосудистой смертности.
Несмотря на напряжённые экономические условия, расходы на здравоохранение в 2015 году увеличились на 216,4 млрд рублей по сравнению с прошлым годом. Все структурные преобразования в здравоохранении направлены, прежде всего, на повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе и за счёт сокращения неэффективных затрат.
Важнейшее условие эффективной работы отрасли – это обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами. Минздравом разработаны базовые профессиональные стандарты по восьми основным направлениям подготовки врачей, на основе которых с 2016 года будет осуществляться поэтапный переход к принципиально новой системе допуска к медицинской деятельности – аккредитации специалистов.
В целом по стране за 2014 год среднемесячная заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих иное высшее образование, увеличилась на 9,4% и достигла 46,2 тыс. рублей. У среднего медицинского (фармацевтического) персонала – на 9,2% до 26,3 тыс. Вместе с тем проведённые Минздравом и Росздравнадзором проверки показали, что в региональных организациях заработные платы у медицинских работников со сходными уровнем квалификации, стажем и должностью существенным образом различаются. В некоторых случаях – до девяти раз. Причиной является низкая доля фиксированной части дохода (оклада) в структуре зарплаты, которая составляет от 15 до 30%, при необоснованно высокой доле стимулирующих выплат – более 50%, распределение которых часто субъективно. На основе положительного опыта пилотных регионов, совместно с Министерством труда и социальной защиты, представителями Федерации независимых профсоюзов и Центрального комитета Профсоюза работников здравоохранения, мы разработали рекомендации по внедрению новых подходов к формированию заработной платы с увеличением доли оклада до 55–60%.
Прошедший год остро поставил ещё одну проблему – проблему доступности обезболивания для тех, кто в ней нуждается. Эта проблема существовала многие годы, так как правовая база по наркотическим обезболивающим не менялась с 1998 года.
В настоящее время доступность наркотических анальгетиков для граждан существенно возросла: расширены до трёхмесячных допустимые нормы запасов наркотических анальгетиков для аптек на селе и в труднодоступных районах, разрешена выписка рецептов на наркотические анальгетики единолично терапевтом без привлечения онколога, продлён срок действия выданного рецепта с 5 до 15 дней, увеличены нормы выдачи пациенту наркотических анальгетиков.
Наше взаимодействие с общественными профессиональными организациями, с организациями по защите прав пациентов и благотворительными фондами позволило не только установить обратную связь, но и обеспечить общественный мониторинг деятельности Министерства. Горячая линия позволила своевременно отреагировать на сигналы, оказать медицинскую помощь или разъяснить порядок её получения более чем 16,5 тысячи обратившихся.
Главный результат всех наших действий – это, конечно, сохранение жизней и здоровья россиян. Ожидаемая продолжительность жизни в 2014 году выросла до 71 года, достигнув своего исторического максимума и у мужчин (65,4 года), и у женщин (76,5 года). Благодаря увеличению рождаемости страна вышла на положительный естественный прирост населения в 33,7 тыс. человек.
2015 год продолжает все начатые преобразования. В этом году мы впервые проведём независимый рейтинг амбулаторно-поликлинических организаций, основанный не только на показателях доступности и качества медицинской помощи, но и оценке доброжелательности и чуткости медицинских работников.
Ключевая задача на 2015 год – снижение смертности в России
Ольга Голодец, вице-премьер Правительства РФ:
– В целом программа, которая намечена Министерством здравоохранения и теми территориями, которые участвуют в ней, выполнена. И это доказывают в первую очередь факты увеличения продолжительности жизни и снижения ряда показателей смертности. В 2014 году Россия впервые вошла в международный рейтинг Bloomberg по показателю продолжительности жизни. Это огромное достижение. И то, что мы закончили год с ещё большей цифрой – почти 71 год, – значимый показатель.
Ключевая задача на 2015 год – снижение смертности в России. Это основной показатель качества жизни населения. И сегодня тот потенциал, который задан в системе, должен реализоваться в цифрах.
В 2014 году из 586 тыс. докторов, работающих в системе здравоохранения России, уже более 200 тысяч прошли повышение квалификации в соответствии с новыми профессиональными стандартами. Сегодня необходимо продолжать уделять особое внимание первичному звену, продолжать его наращивать. Значимый шаг в этом направлении – изменение программ диспансеризации. Теперь диспансеризация будет нацелена на выявления заболеваний в тех возрастах, которые входят в группу риска. Особенное внимание нужно уделить выявляемости сердечнососудистых заболеваний и онкологии.
Министерство здравоохранения и Национальная медицинская палата продолжат в этом году работу над созданием программы по формированию новой культуры отношения граждан к своему здоровью. Кроме того, уже в этом году будет разработан и принят этический кодекс медицинского работника. Необходимо выстроить тему уважительного отношения к пациенту. Исследования показывают, что удовлетворённость пациентов медицинскими услугами растёт, и я надеюсь, что этот рост будет продолжаться в текущем году.
Вопреки вызовам времени
Галина Карелова, вице-спикер Совета Федерации РФ:
– Прошедший год был особым годом. В это время все отрасли, и особенно здравоохранение, столкнулись с целым рядом вызовов. Но вопреки всем трудностям, в России достигнуты хорошие показатели в плане демографической политики: снизилась смертность в целом, детская и материнская смертность в частности. И это заслуга всего медицинского сообщества.
За 2014 год Минздрав значительно усилил работу с субъектами Российской Федерации. Фактически нет региона, куда не выезжали бы сотрудники Министерства. Идёт анализ не только профессиональной деятельности, но и системы управления, менеджмента в медицинских учреждениях.
Перед нами прошедший год поставил новые задачи: надо выстраивать систему импортозамещения в сфере лекарственных препаратов и медицинских изделий. В каждом регионе искались свои пути решения этих проблем. В Совете Федераций прошёл недавно круглый стол, на котором была принята программа, в том числе и по законодательному решению этого вопроса. Минздраву пришлось столкнуться и с задачей регулирования цен на медикаменты. Совместными усилиями с Государственной думой мы нашли временное решение, но эта тема требует дальнейшей проработки.
Качество медицинских услуг, их доступность должны постоянно расти – в этом главная цель оптимизации. Нужно добиться, чтобы её одинаково понимали и власти регионов, и медицинские работники, и граждане. Важно провести тщательный всесторонний анализ уже сделанного, организовать эффективный контроль, выявить и растиражировать лучшие практики и оперативно исправить, если были допущены, ошибки, чтобы не повторять их на следующих этапах.
Реорганизацию медучреждений – под контроль
Сергей Железняк, заместитель председателя Госдумы РФ:
– Любая задуманная модернизация может быть провальной, если она проводится без учёта мнения заинтересованных лиц. Поэтому в Государственной думе был разработан законопроект, который предусматривает, что при реорганизации и ликвидации государственных или муниципальных медицинских организаций необходимо получение положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения. А закрытие медорганизации, расположенной на селе, может производиться только с учётом мнения местных жителей. Пока есть разногласия по этому вопросу с правительством, но мы надеемся на одобрение этой инициативы и на скорейшее принятие этого закона. Реформирование отрасли должно происходить исключительно в интересах наших граждан и с учётом сохранения высококвалифицированных медицинских кадров.
Ещё один болезненный вопрос – это спекулятивный рост цен на медикаменты. На фоне подорожания импортных препаратов совершенно необоснованно выросла цена на отечественные лекарства. За этой ситуацией нужно следить, так же как и продуктивно мониторить фактическое наличие медикаментов в аптеках и больницах. Вместе с профессиональным сообществом мы будем ярыми борцами с фальсифицированной продукцией, которая дискредитирует здравоохранение и губит людей.
В связи с развитием электронных сервисов встала ещё одна важная задача: нужно серьёзно позаботиться о защите персональных данных пациентов, чтобы приватная информация, касающаяся врачебной тайны, никоим образом не подверглась утечке из системы.
Информационная открытость
Елена Тополева-Солдунова, заместитель председателя Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ:
– По результатам опросов ВЦИОМ, Министерство здравоохранения по своей информационной открытости среди федеральных органов исполнительной власти заняло в 2014 году третье место. Это хороший результат взаимодействия с общественностью.
С прошлого года при Министерстве здравоохранения работает вновь созданный общественный совет. Он сформирован таким образом, что в нём представлены все основные референтные группы министерства: профессиональное и пациентское сообщества, предприниматели, общественные организации и объединения. На заседаниях совета рассматриваются важнейшие нормативно-правовые акты и государственные проекты.
На сегодняшний день в 67 субъектах федерации созданы сообщества по защите прав пациентов. Это движение развивается системно и конструктивно, формируются чёткие методики общественного контроля со стороны пациентских организаций.
Ещё один важный элемент взаимодействия общественности и органов власти – это формирование независимой оценки оказания услуг медицинскими организациями. Сегодня это реально востребованный инструмент оценки и повышения качества услуг.
Качественные и доступные медицинские услуги – всем гражданам
Сергей Калашников, председатель комитета Государственной думы по охране здоровья:
– В портфеле комитета по охране здоровья находится около тридцати законов, которые мы запланировали на 2015 год. Мы предполагаем рассмотреть закон о донорстве тканей и органов, об обращении медицинских изделий, о Красном Кресте, который, как мы считаем, на сегодняшний день совершенно непродуманно реализует свои функции не через Министерство здравоохранения, а через МЧС. И, конечно же, будем поднимать тему об обязательном медицинском страховании. Переход на одноканальное финансирование высветил те проблемы, которые мешают нам эффективно использовать имеющиеся средства. Также мы ведём работу по саморегулируемым медицинским организациям. Не думаю, что мы примем его в текущем году, но основные принципы будут реализованы.
Я считаю, что министерство может гордиться тем, что сделано в 2014 году, но нам предстоит ещё решить немало задач. Крайне негативную картину дали январь-февраль этого года: впервые за девять лет у нас начала расти смертность, в некоторых регионах эта цифра перевалила за 8%.
Большой проблемой остаётся финансирование: если в прошлом году 59 субъектов РФ были финансово недостаточными для реализации дополнительных программ медицинской помощи, то в 2015 году это уже 62 субъекта. Это означает, что к концу года у нас возникнут проблемы с оказанием не только дополнительной, но и базовой помощи населению.
Проблемой остаётся отраслевой контроль и надзор. Не дело, что ФАС стала главным оценщиком качества и доступности здравоохранения.
Я глубоко убеждён, что пора прекращать передачу полномочий в области здравоохранения субъектам федерации. Пора строить вертикаль управления здравоохранением страны. Без этого, при нашей огромной территории и разных социально-экономических характеристиках регионов, мы не сможем добиться предоставления качественных и доступных услуг всем гражданам, независимо от места их проживания. Очевидно, что там, где от населённого пункта до больницы 300 км, как, например, в Сибири, нужна другая шкала тарифов на оказание медицинской помощи.
На мой взгляд, необходимо резко расширить количество тех пилотных проектов, которые при согласии субъектов федерации могут быть реализованы. Это и в области мужского здоровья, и сердечнососудистых заболеваний, и онкологического скрининга. Если и давать регионам власть, то пусть это будет власть экспериментировать, исходя из собственных особенностей.
Модернизация в подготовке специалистов
Пётр Глыбочко, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова:
– За последние годы произошли серьёзные изменения в вопросах подготовки кадров. Сегодня, обсуждая стратегические задачи системы здравоохранения, каждый из нас понимает, что эффективность любых инновационных решений во многом зависит от качественной подготовки специалиста.
Под руководством Министерства здравоохранения нам удалось достичь хороших результатов модернизации не только здравоохранения, но и медицинского образования.
Меняются не только подходы, но и структура подготовки медицинских кадров в России. Мы приступили к формированию образовательно-кадрового континуума, созданию интегрированной системы школа – университет – клиника.
Вузы в настоящее время во многом готовы к требованиям реального сектора здравоохранения. Региональная власть должна быть заинтересована в получении необходимого специалиста. При этом регион должен обеспечить комплекс мероприятий как на протяжении обучения, так и затем для поддержки молодого специалиста, обеспечив ему необходимый социальный пакет.
Считаю целесообразным рассмотреть дополнительную возможность разработки и внедрения системы бюджетных образовательных грантов от регионов. Подобные подходы, работающие в ряде стран, помогают закрепить обучающихся уже с первого курса под контроль будущих работодателей.
Кроме совершенствования системы целевой подготовки, в настоящее время под руководством Минздрава решается проблема создания технологий проведения внешней оценки качества специалистов. Создаваемая национальным центром аккредитации система аккредитации специалистов должна обеспечить единые методологические и аттестационные подходы к оценке квалификации по всей стране.
Мы как ректорское профессиональное сообщество при поддержке Министерства должны обеспечить максимально динамичное внедрение новых подходов в нашу повседневную работу, что и будет являться базовым условием повышения качества подготовки специалистов и решения кадровых задач отрасли.
Эксперимент со знаком «плюс» (о расширении функций средних медицинских работников в поликлиниках)
Геннадий Гридасов, заместитель председателя правительства Самарской области, министр здравоохранения Самарской области:
– Когда в 2013 году федеральным Минздравом было предложено участие Самарского региона в пилотном проекте по расширению функции средних медицинских работников в поликлиниках, мы очень активно за это взялись.
Первое, что мы понимали, недостаток врачебных кадров в первичном звене, второе – что не каждое посещение связано с оказанием лечебно-профилактической помощи. И мы провели анализ. Взяли две поликлиники в качестве модели и посмотрели, как могут средние медицинские работники непосредственно участвовать в приёме. Дать консультацию, выписать справку, повторить рецепт – все эти функции перешли к медицинским сёстрам. Мы провели социологический опрос этих врачебных участков. И получили удивительные результаты – снижения доступности и качества медицинской помощи со стороны пациентов замечено не было. На некоторых экспериментальных участках удовлетворённость медицинской помощью стала выше.
Мы получили другую мотивацию средних медицинских работников: по эффективному контракту они замотивированы более высокой заработной платой. А у врачей общей практики появилась возможность заниматься своим конкретным делом.
Проект «Входная группа»
Александр Холопов, начальник Департамента здравоохранения Томской области:
– На протяжении последних трёх лет мы готовились к реализации проекта «Входная группа». Мы провели достаточно серьёзное социологическое исследование: 13 000 респондентов получили интересные данные и сформировали план мероприятий, состоящий из нескольких пунктов обязательных к исполнению. Вот пять основных параметров: телефонная связь, обустройство регистратуры, обучение специалистов, логистика движения пациентов по регистратуре и корпоративный стиль.
Мы устанавливаем оборудование, позволяющее автоматически дозваниваться и выстраивать электронную очередь. Кроме того, эта система позволяет анализировать наплыв звонков. Таким образом, мы можем планировать количество регистраторов.
Наше ноу-хау – разделение регистратуры на два офиса. Front-офис – это регистраторы, занимающиеся только пациентами и back-офис – специалисты работающие с телефонами. Сегодня регистраторы не отвлекаются на звонки, а их количества достаточно, чтобы принять пациентов.
Достигнута договорённость с Сибирским медицинским университетом, расположенным в Томске, о централизованном обучении регистраторов.
Сегодня уже 13 пилотных учреждений участвуют в проекте.
Чтобы жить долго
Владимир Ведринцев, руководитель Департамента здравоохранения Воронежской области:
– За два года мы увидели снижение смертности населения Воронежской области от онкологических заболеваний.
Благодаря реализации проекта «Здоровье» и нашей модернизации мы получили достаточно большое количество оборудования. Новое оборудование мы приобретали абсолютно целенаправленно, что позволило нам внедрить 23 совершенно новые методики лечения больных, и многие из них являются уникальными для регионов.
Мы реализуем на территории Воронежской области ряд пилотных проектов. Совместно с НИИ урологии с 2011 года начали реализовывать проект по раннему выявлению и своевременному лечению пациентов с урологическими заболеваниями. Алгоритм, наработанный по этой программе, и саму систему мы положили в основу ряда других наших профилактических программ.
На территории региона мы успешно реализуем проект «Живи долго». Он направлен на информирование населения, формирование мотивации своевременного обращения за медицинской помощью. Данный проект имеет большие перспективы.
На втором уровне мы строим работу на базе восьми крупных, хорошо оснащённых диагностическим оборудованием районных больниц. Радиус территории, обсуживающейся районными кабинетами, не превышает ста километров, это позволяет с меньшими затратами решать все вопросы. Мы отработали логистику, чётко реализовали маршрутизацию, определили схему контроля и взаимодействия первичного кабинета районной больницы, межрайонного консультативного онкологического кабинета и областного онкодиспансера.
Развитие онкослужбы мы у себя запланировали в так называемой дорожной карте в три этапа. Первый этап мы закончили, с 2015 года – второй этап: дальнейшая реализация внедрения современных методов диагностики и лечения, развитие службы с акцентом на паллиативную реабилитационную помощь, оптимизация коечного фонда и строительство новых корпусов.
Акцент – на усиление персональной ответственности врачей первичного звена
Татьяна Исаева, заместитель председателя Правительства Магаданской области:
– Для улучшения медицинской помощи мы сделали акцент на усиление персональной ответственности врачей первичного звена, разработали критерии персональной оценки деятельности как самой медицинской организации, оказывающей первичную помощь, так и для каждого медицинского работника.
Для нашего субъекта очень важно было решить кадровую проблему. Мы предложили в рамках наших областных региональных программ широкий спектр мер поддержки.
Активно работаем с медицинскими вузами по целевому набору выпускников наших школ и по повышению квалификации собственных медицинских кадров. В 2013 году мы создали мобильную бригаду в штате Магаданской областной больницы.
Несомненна результативность проводимой диспансеризации. Был введён дополнительный день диспансеризации – суббота.
Мы постарались реализовать все рекомендации по организации медицинской помощи детям и по работе службы родовспоможения, которые были даны комиссией Министерства здравоохранения РФ.
Пересмотрели маршрутизацию беременных женщин, внедрили автоматизированную программу мониторинга беременных.
Считаем также неоценимым для нашей территории, что именно по рекомендации и при непосредственном методическом руководстве Министерства здравоохранения был открыт региональный сосудистый центр на базе Магаданской областной больницы. Сегодня там уже применяется 41 метод хирургического лечения сердечно-сосудистой патологии.
Правительство области решает задачу создания современных условий лечения онкологических больных. Мы приступили к строительству радиологического корпуса, реконструируем существующее здание онкологического диспансера и оснащаем диспансер современным высокотехнологичным оборудованием по федеральной программе.
В 2015 году для нас актуальной остаётся работа по стимулированию рождаемости.
Хочу сказать, что сегодня задача снижения смертности не рассматривается только в медицинском аспекте, а в комплексе всех социальных проблем, влияющих на состояние здоровья населения. Такой целевой ориентир задан нам Министерством здравоохранения РФ постоянной, организационной, методической и консультативной работой Министерства здравоохранения с субъектами.
На благо наших граждан
Евгений Шляхто, генеральный директор ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр» МЗ РФ, вице-президент НП «Национальная медицинская палата»:
– Существует много тем, которыми занимается Национальная медицинская палата, но все эти темы в той или иной области связаны с профессиональной деятельностью – это вопросы повышения качества, доступности, повышения уровня подготовки специалистов и очень важные вопросы защиты специалистов. Конечно, для нас вопросы непрерывного медицинского образования стоят на одном из первых мест. Потому что образованный врач, подготовленный – это залог высокой квалификации медицинской помощи.
Крайне важны для медицинского сообщества вопросы, связанные с независимой медицинской экспертизой. С участием Немецкой врачебной палаты мы получили грант, чтобы выстроить эту систему. И сегодня реализуются пилотные проекты в Московской, Смоленской, Липецкой областях. Это действительно независимая экспертиза, где руководить будет не медицинский работник, а юрист, медицинские работники будут помогать. Я надеюсь, мы получим новый шаг в защите наших интересов.
Важно взаимодействие палаты с другими профессиональными сообществами. Мы выстраиваем систему, когда палата закрывает общие вопросы, связанные с общей системой врачебной деятельности, а общество специалистов решает совместно с палатой вопросы своей профессиональной деятельности. Мне кажется, хорошим примером являются взаимоотношения палаты с Российским кардиологическим обществом.
Мы живём в период перехода от административно-командной системы управления к государственно-общественной форме управления здравоохранения. Стратегическое взаимодействие Минздрава и палаты обеспечит нам плавный переход к саморегулированию как к высшей форме работы нашего профессионального сообщества.
Я думаю, мы все заинтересованы в создании единой общей профессиональной медицинской организации, которая будет не только экспертом, но и возьмёт ответственность на себя за решения, реализующиеся в Российской Федерации на благо пациентов.
Общественный совет в действии
Владимир Семёнов, председатель Общественного совета при МЗ РФ:
– Общественный совет был создан в апреле прошлого года. За девять месяцев мы провели тринадцать заседаний, рассмотрев более 50 вопросов, в том числе четырнадцать проектов нормативно-правовых актов, по шести из них дали конкретные предложения министерству. Кроме того, члены общественного совета в инициативном порядке внесли в министерство проект-концепцию «Развитие паллиативной помощи детям», проект-закон об обеспечении наивысшего достижимого уровня здоровья детей в РФ, целый пакет документов по нормативно-правовому регулированию оборота лекарственных средств и по правоприменительной практике этих документов, пакет документов по совершенствованию программно-целевого планирования при реализации принятых программ в сфере здравоохранения, несколько предложений по развитию информационной системы здравоохранения, по развитию донорства в нашей стране, и в целом по стратегии развития здравоохранения.
Столичное здравоохранение
Алексей Хрипун, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы:
– В 2014 году мы продолжили работать над достижением основной цели программы «Столичное здравоохранение» – увеличением продолжительности жизни москвичей и улучшением показателей здоровья.
За четыре года модернизации нами были отремонтированы практически все наши поликлиники и больничные учреждения, они оснащены новой медицинской техникой.
Мы провели информатизацию поликлинической сети и части стационарной сети. Это позволило нам приступить к решению очень серьёзных системных задач, в первую очередь по обеспечению доступности и качества оказания медицинской помощи.
Результатом этих мероприятий стало улучшение показателей здоровья и увеличение продолжительности жизни москвичей. Сегодня она составляет 76,7 года.
Улучшились другие важнейшие индикаторы системы здравоохранения. Так, в 2014 году на 10,2% снизилась материнская смертность и на 16,4% младенческая.
В 2014 году в Москве построено семь поликлиник, таким образом, мы создали в поликлиниках за год более четырёхсот рабочих мест. Построено два больничных корпуса, проведён капитальный ремонт трёх больничных корпусов, отремонтированы два родильных дома (и ещё три за годы модернизации) и два роддома открываем в этом году.
Мы начали строительство объектов, имеющих важнейшее значение в педиатрии и акушерстве, в частности. В Морозовской детской городской клинической больнице строится крупнейший лечебный корпус на пятьсот коек, и в Городской клинической больнице № 67 им. Л.А. Ворохобова возводится перинатально-кардиологический центр на четыреста пятьдесят коек, один из крупнейших в Европе.
В 2014 году в Москве мы приблизились по оснащённости медицинским оборудованием к уровню развитых стран. Это позволило нам снизить сроки ожидания МРТ исследований в три раза, по сравнению с 2010 годом.
Продолжается работа по повышению профессиональной квалификации медиков. Обеспеченность Москвы врачами сегодня значительно превышает уровень развитых стран и среднероссийский за счёт синхронизации наших кадровых ресурсов.
Главным приоритетом для нас в прошедшем году стали московские поликлиники.
Мы начали работу по повышению доступности, а именно: возможности записываться на приём, в частности, к терапевту и к педиатру в течение трёх суток, а к врачам-специалистам первого уровня в течение пяти суток. Если в начале 2014 года записаться в установленные сроки в среднем в Москве имели возможность 60–70% москвичей, то к началу 2015 года это почти 98%. Кардинальное улучшение доступности стало возможно за счёт внедрения Единой медицинской информационной аналитической системы, которая позволяет видеть нам каждую из четырёхсот поликлиник, каждый участок и каждого врача.
Завершено создание 35 многопрофильных больничных комплексов. После того как мы присоединили родильные дома к многопрофильным больницам, мы получили возможность использовать ресурс больничных комплексов для оказания помощи в сложных случаях накануне или после тяжёлых родов. Именно благодаря этому изменилась статистика материнской смертности.
Сегодня в Москве успешно работает созданная современная инфарктная сеть из 28 сосудистых центров для экстренного лечения инфарктов миокарда и инсультов. Все инфарктные центры оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием. За три года спасено 20 тыс. жизней по сердечно-сосудистым случаям.
Оснащённость больничных комплексов и новый уровень профессионализма позволили нам увеличить количество больных, которым мы оказываем высокотехнологичную помощь, сегодня это более 98 тыс. пациентов.
К 2020 году мы ставим перед собой цель: вплотную приблизиться к показателям развитых стран. Для этого в 2015 году должны решить следующие задачи по четырём направлениям:
1-е – «Московский стандарт поликлиники»: повышение качества лечения и удовлетворённости пациентов. Всё, что от нас ожидают москвичи, мы планируем реализовать в этом году;
2-е – больницы. Новые технологии и ресурсы. Совершенствование медицинской помощи матерям и новорождённым в больницах. Развитие специальных видов коек (гериатрических, социальных). Развитие медицинской реабилитации;
3-е – онкология. Мы собираемся значительно улучшить раннюю выявляемость рака. Мы планируем предельно сократить время от подозрения на рак до начала лечения;
4-е – общие мероприятия. Мы планируем внедрение новых методов обучения врачей, создание системы обратной связи от населения и разработку системы целевых показателей для оценки работы поликлиник и больниц.
Депутаты Госдумы выражают обеспокоенность происходящими в сфере здравоохранения изменениями. Лидеры основных политических движений поделились на Коллегии Министерства здравоохранения своим мнением о происходящих реформах и обозначили самые болевые, на их взгляд, точки на данный момент в сфере медицины.
Телевидение и здоровье: эффект со знаком «минус»
Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР:
– Мы все говорим о сохранении здоровья наших граждан. А наше телевидение способствует здоровью? Нет! Все фильмы страшные: убийства, наркотики, наручники. Сплошной драматизм и криминал. В телепрограммах с утра до вечера одно насилие. Шоу про разлады в семьях, про измены и предательства. Новости: Украина, Донбасс, бомбят, смерть, кровь. Общий эффект от телевизора отрицательный. Человек получает ежедневный стресс, у зрителей может повышаться давление, появляться депрессия и панические атаки. Серьёзные проблемы со здоровьем обеспечены. Наша фракция в Думе уже пыталась внести законопроект по ограничению отрицательной информации на экране до 20%, 80% должны занимать позитивные новости, наши достижения, победы, успехи, добрые фильмы. Но депутаты нам не внемлют, ибо у нас многопартийная система и принятие решения зависит от большинства. Я не пойму психологию этого «большинства» – неужели им нужно больное население?
Максимальная поддержка здравоохранения
Геннадий Зюганов, руководитель фракции Коммунистической партии РФ:
– Недавно я убеждал премьера, что при любых финансово-экономических трудностях мы не имеем права урезать финансирование здравоохранения, образования, науки и культуры. Без этих четырёх сфер невозможно ни выбраться из кризиса, ни обеспечить элементарную стабильность. Поэтому мы настаивали и будем настаивать на том, чтобы максимально поддержать здравоохранение
Хочу напомнить, что есть семь специальностей, которые определяют успех любой страны. Это учитель и врач, рабочий и крестьянин, инженер, учёный и военный. Но именно они сейчас больше всего страдают от безденежья. И мы внесли свои предложения, каким образом можно наполнить бюджет, чтобы поддержать тех, на ком держится реальный сектор экономики. Если ввести прогрессивную шкалу налогообложения, то мы бы сразу получили в бюджет 4 триллиона рублей.