ХIII Московская ассамблея «Здоровье столицы» – о переменах нового типа №7(71), 2014 год
20 ноября в здании Правительства Москвы состоялось открытие ХIII Московской ассамблеи «Здоровье столицы» 2014 года. Ассамблея является партнёром московского фестиваля в области здравоохранения «Формула жизни». В рамках мероприятия была организована выставочная экспозиция «Новое качество медицинских услуг и лекарственного обеспечения населения города Москвы». На встрече, которая продлилась с 20 по 24 ноября, были представлены новые достижения научной и практической медицины, проведены 58 тематических научно-практических конференций и зачитано 320 докладов.
Обращаясь с приветственной речью к участникам ассамблеи, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун сказал: «Наше мероприятие проходит на стыке двух этапов изменений в системе здравоохранении Москвы. Один их них, который мы начинали в 2011 году вместе с программой модернизации здравоохранения, завершён. Было отремонтировано более тысячи медицинских объектов по системе капитального ремонта и столько же – текущего ремонта; установлено 105 тыс. единиц медицинской техники.
Мы делаем всё, чтобы наши кадры соответствовали новому прогрессивному потенциалу здравоохранения города. Обучение в этом плане наши специалисты проходят не только в России, но и за рубежом. Особенность сегодняшней конференции в том, что её содержание очень востребовано и коллегам есть, что сказать друг другу. Мы постарались организовать мероприятие так, чтобы было меньше торжественных слов, а прозвучало больше интересных докладов».
Далее выступила депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы Людмила Стебенкова: «Здравоохранение Москвы подводит итоги большой научной и организационной работы, которая проходила в течение года. В заявленной программе много интересных научных исследований. Нам есть чем гордиться: за прошедшие годы смертность от инфаркта миокарда снизилась в три раза и составляет 8%; идёт снижение общей смертности от онкозаболеваний. Я представляю здесь население города. Мы неоднократно встречались с москвичами. Взгляды разные, но если верить соцопросу, то население России в целом удовлетворенно оказанием медицинской помощью, в это число вошли 61% опрошенных. Что касается частных клиник, то по России их работой удовлетворено 80% респондентов. Чаще всего жалобы пациентов связаны с работой регистратуры. Как театр начинается с вешалки, так и стационары с приёмного покоя, а поликлиники – с регистратуры. Есть население, которое довольно тем, как работают поликлиники, но, к сожалению, таких не так много, и поэтому нам есть, и над чем работать».
По поводу предстоящих в здравоохранении перемен выразила мнение и депутат МГД, председатель Совета главных врачей при Департаменте здравоохранения города Москвы, главный врач ГКБ №57 Ирина Назарова: «Что требуется сегодня от каждого врача? Постоянно развиваться, анализировать свою работу, обмениваться опытом. Профессиональный диалог должен проходить не только в Москве и России, но за рубежом. Именно поэтому Совет главврачей вышел с инициативой к Правительству Москвы и к мэру с просьбой о выделении средств, для того чтобы лучшие врачи и медсёстры столицы прошли обучение в клиниках Европы и Израиля. Нас поддержали, поэтому многие смогли пройти стажировку и увидеть передовые направления в медицине. Сегодня мы подводим итоги этой работы. Без обмена опытом нет дальнейшего развития медицины».
Говоря о планах по оптимизации на 2015 год руководитель Московского городского фонда ОМС Владимир Зеленский отметил самые приоритетные: «Первое – повышение эффективности амбулаторно-поликлинической помощи; второе – необходимо сокращать продолжительность пребывания в стационаре при сохранении клинического результата. Наша тарифная политика должна быть построена так, чтобы стимулировать стационары и более эффективно оказывать медпомощь; следующее – это достижение оптимальной структуры тарифа на оплату медпомощи».
Во многих выступлениях поднимался вопрос о формировании нового типа врачей управленцев. С интересным докладом на эту тему выступила начальник Управления государственной службы кадров Правительства Москвы Александра Александрова: «Когда Департамент здравоохранения предложил нам разработать проект о формировании компетенции управленцев медицинских организаций нового типа, мы с огромным удовольствием откликнулись на это предложение и сейчас представим, что получилось. Сегодня каждый из управленцев сталкивается с очень серьёзными вызовами по укрупнению медицинских организаций, переходу на одноканальное финансирование, лавинообразным потоком медицинских технологий. Очевидно, что такие предложения требуют изменения управленческой парадигмы.
Наша совместная цель – формирование руководителей здравоохранения нового типа, которые способны решать задачи, поставленные Департаментом здравоохранения и Правительством Москвы. Мы предложили комплексный подход оценки управленческих качеств сегодняшних руководителей медицинских организаций, а также задались целью выявить, какими качествами они должны обладать, чтобы преодолевать современные испытания. В проекте участвовали 300 главврачей, из которых одна половина мужчины, другая – женщины, к слову, редкий баланс, который позитивен для системы. Но если мы посмотрим на эту ситуацию с точки зрения возрастного ценза, то картина такая: средний возраст руководителей – 53 года. Оценочный критерий по образованию: по факту оказалось, что только у 11% управленцев есть второе высшее образование, связанное с непосредственным выполнением функций. В принципе такая ситуация не возможна ни в бизнесе, ни в экономике. В этих сферах 75% руководящего состава имеет второе высшее образование или степень МВА.
Какие люди нам нужны в системе здравоохранения, и какими качествами они должны обладать, чтобы соответствовать задачам, которые ставит департамент? Ключевые из них: профессионализм, экономическое и хозяйственное мышление, умение управлять людьми и ресурсами, ориентация на результат, коммуникации влияния, готовность к изменениям. К слову замечу, что уровень профессионализма оценивали именно представители департамента. Для этого был составлен специальный тест профессиональной компетенции управления организацией, включающий вопросы о медицинском праве, приказах Департамента здравоохранения, системе организации здравоохранения, в том числе о трудовом праве и программе госгарантий. И что же из всего этого получилось? Оказалось, что отличников, или людей, которые в достаточной мере владеют профессиональными знаниями управления организацией, только половина. Вторая половина не в полной мере владеет базовыми знаниями управления организацией, а 10% вообще этими знаниями не владеют в необходимом объёме. Когда мы оценили уровень профессионализма с точки зрения организации, то обратились к анализу тех качеств, которые помогают быть эффективными. Эти качества мы оценивали разными способами, так как в кадровой терминологии есть процедура, которая называется центр оценки – один из самых надежных методов, так как оценку проводят разными способами и разными людьми, что позволяет избежать субъективизма. Итак, из тех людей, которые участвовали в оценке, только 8% обладают необходимым набором компетенций для того, чтобы быть успешными. 83% обладают некоторыми из этих компетенций, и 9,5% не обладают ими вообще».
В своей речи о предстоящих переменах в области здравоохранения, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников отметил: «Оценивая перспективы по сохранению системы здравоохранения, мы оценивали разные возможности реформирования, реструктуризации и оптимизации. Наши пациенты в большей степени – люди небогатые, но каждый человек должен быть обеспечен нормальным уровнем бесплатного оказания медпомощи. С 2015 года практически вся медицина переходит в систему страховой медицины. Я несколько раз подчеркивал, что мы не занимаемся реформой, так как реформа была проведена задолго до нас. Реформа – это изменение модели здравоохранения. Когда модель здравоохранения была переведена из бюджетной в страховую. Началось это в 1992 году, когда был издан первый закон, разработанный министром Денисенко, именно с этого времени Россия постепенно начала переходить на страховую модель. Москва этого не делала, так как были достаточные доходы бюджета, и закон не запрещал сочетание страховой и бюджетной моделей. По сути, советская система здравоохранения финансирования по смете сохранялась в Москве почти в полном объёме до 2010 года, а затем стали появляться законы, которые обязывали субъекты переходить в страховую модель. С 1 января 2015 года все виды оказания медпомощи, за исключением лечения туберкулёза, психиатрии, наркологии, инфекционных болезней, переходят в страховую модель».
Затронув в своём выступлении тему модернизации, Печатников пояснил: «Модернизация подвела к тому, что диагностическая часть должна проходить в поликлинических условиях, и мы требуем это от главврачей клиник, так при оборудовании, которое сегодня есть в поликлиниках, это вполне возможно. Другое дело, что мы не можем гарантировать оперативность принятия диагностических решений до 1–2 дней, и нигде в мире это не гарантируется. Да, у нас в два раза увеличилось количество платных услуг, и я не вижу в этом ничего страшного, потому что эти средства легализовались, а не текут в карманы. И далее: если человек может себе позволить компьютерную томографию не через 20 дней, как это прописано в обязательствах, а сегодня или завтра, то он может за это заплатить. И ещё: то, как мы сегодня оснастили стационары, не может не привести к уменьшению среднего пребывания больного на койке и к увеличению оборота койко-места. Иначе не понятно, для чего мы ради оснащённости здравоохранения вложили больше миллиарда евро.
Возникли и другие проблемы. У нас дефицит врачей в поликлиническом звене, прежде всего участковых врачей, врачей общей практики и в то же время наблюдается огромное количество штатных врачей стационарного звена. Заставить специалистов, чьи специальности стали профицитными, идти работать в поликлинику – дело непростое. Поликлиника – очень тяжёлый труд. У нас количество вызовов на дом просто запредельное. Если мы не ликвидируем эти диспропорции в ближайшее время, то не сможем сохранить систему.
Теперь о проблемах многопрофильных больниц, которые не выживают. Пример Европы это давно показал. Муниципальных многопрофильных больниц, которые работают в системе ОМС, в Европе нет, так как там стремятся оптимизировать этот ресурс.
Об обучении. Многим тяжело будет переучиться, я это понимаю, но убеждён, если мы не совершим прорыв, то не сохраним главного – доступности медпомощи для людей среднего и низкого достатка. Говоря о повышении квалификации, могу сказать, что мы готовы оплачивать обучение людям, которые хотят получить новую профессию, вплоть до клинической ординатуры. Это должна быть ординатура по востребованным в Москве специальностям».
Говоря далее о повышении профессионального уровня врачей, Леонид Печатников отметил: «За последние два года 35 политехнических университетов в России организовали у себя медицинские факультеты. Кто будет там учить врачей и чему их научат? Куда пойдет эта армия специалистов? Если сегодня и есть на кого положиться, так это как раз на пенсионеров, людей старой школы. Примерно 35% врачей – люди пенсионного возраста; из этих пятнадцати тысяч около семи тысяч работают по профицитным специальностям, и если они готовы переучиться, то главврачам нужно ответственно разбираться с каждым. Акцент – не нужно при отказе пройти переобучение увольнять таких людей. Такого распоряжения мы не давали, и я прошу очень бережно взвешивать возможности каждого человека, который подлежит возможному сокращению».
Завершился первый день ассамблеи награждением лучших московских коллективов по результатам фестиваля «Формула жизни». В 2014 году на звание лучшего медицинского учреждения года было представлено 27 заявок от медицинских организаций Департамента здравоохранения Москвы для участия в 7 номинациях фестиваля. Жюри «Формулы жизни» были определены победители, и состоялось их торжественное награждение в номинации «Медицинская организация года», а также в отдельной номинации «За инновации и прогресс». Победителям были вручены дипломы, призовые статуэтки «Рука и сердце» и денежные сертификаты.
«Лучшие управленческие практики столичного здравоохранения»
Тема подготовки управленцев нового типа была продолжена и во второй день ассамблеи в рамках конференции «Лучшие управленческие практики столичного здравоохранения». В работе круглого стола приняли участие сопредседатель Общественного совета Департамента здравоохранения г. Москвы Георгий Голухов, директор ЦНИИОИЗ, председатель общества организаторов здравоохранения Владимир Стародубов, директор МГФОМС Владимир Зеленский, директор Центра программ МРА в здравоохранении Московского городского университета управления Правительства Москвы Константин Царанов и др.
Открыл конференцию Георгий Голухов, отметивший, что сегодня очень важна тема управления, знания менеджмента и оценки личностных качеств специалистов. Далее свой доклад представил директор Центра программ МРА в здравоохранении МГУУ Правительства Москвы Константин Царанов: «Когда мы формировали программу конференции, я знал, что Сергей Семёнович Собянин объявил конкурс «Новаторы Москвы», но не мог предположить, что проект музейно-выставочного конкурса «Здоровый город», который мы выдвинули на конкурс, поддержит комиссия и он выйдет в финал. Данный проект должен совершить прорыв в изменении государственного подхода к координации пропаганды здорового образа жизни. Я могу об этом сказать, потому что Департамент здравоохранения Москвы совместно с Департаментом информационных технологий Москвы провёл в ноябре интерактивную выставку «Стань врачом», её посетили более полутора тысяч детей. Итак, в чём же суть проекта? Наше здоровье зависит от здравоохранения только на 10–20%; наш резерв – это образ жизни, и менять отношение людей к своему здоровью – принципиальная государственная задача. Дело в том, что мы этот резерв практически не используем. По данным социологических опросов, 82% москвичей относятся к своему здоровью крайне безответственно. Россияне не понимают, зачем нужно проходить диспансеризацию и регулярно посещать специалистов. Уровень медицинской культуры населения, к сожалению, низкий. Предлагаем сосредоточить наше внимание на детях. Не потому, что они хорошие, и мы их любим, а потому, что влиять на детей в сто раз дешевле и намного эффективней. Как мы будем воздействовать на детей? Мы предлагаем создать музейно-выставочный, познавательно-развлекательный комплекс «Здоровый город», который будет состоять из музея по истории медицины и интерактивного центра. Оба предназначены для семейного отдыха и просвещения детей. В России это будет первый музей истории медицины и первый интерактивный центр с наглядными медицинскими пособиями, где посетители смогут узнать о современных медицинских технологиях. Для ребят и их родителей планируют открыть 12 демонстрационных залов, в частности, «Комната страха», «Операционная», «Лаборатория», «Анималотерапия» и т.д.
Что касается работы по подготовке кадров, которую выстраивает Департамент здравоохранения Москвы, то мы в этой ситуации как раз являемся инструментом этой политики. Хочу сказать, что основное отличие данной политики, которая прослеживается в Москве, в том, что она является комплексной. Департамент не просто провёл оценку руководителей, а предложил чёткий и понятный механизм дальнейшего развития. По программе МВА сейчас обучаются 75 главных врачей, а в будущем это количество может вырасти. В программы обучения для руководителей включены блоки развития личностных компетенций: тренинги командообразования, лидерства, тренинги по общению с прессой и т. д. Мы комплексно готовим управленцев нового поколения, которые не просто занимаются финансово-хозяйственной деятельностью, а готовы развивать свои учреждения и выводить их на такие конкурентные позиции, позволяющие им соперничать с лучшими частными центрами, федеральными и мировыми клиниками, так как для этого есть все ресурсыи возможности.