Лучшие ревматологи России, Европы и Азии собрались в Москве №3(67), 2014 год
20–23 мая в Центральном доме учёных РАН проходил II Евразийский конгресс ревматологов. Два года назад такая встреча успешно состоялась в Казахстане, и традицию продолжили. На нынешнем симпозиуме большое внимание уделили организационным проблемам, инновационным подходам к ранней диагностике, клиническим аспектам и лечению ревматических заболеваний. В рамках мероприятия прошла пресс-конференция, во время которой организаторы ответили на волнующие журналистов вопросы.
По распространённости ревматические болезни уступают лишь кардиологическим и онкологическим: они на третьем месте среди причин, приводящих к инвалидности. В России каждый десятый страдает от таких недугов, а один человек становится нетрудоспособным. Но в последнее время под угрозу попадает активный слой общества, что беспокоит мировых учёных. Поэтому сегодня приоритетная задача ревматологов – сохранить и восстановить трудовой потенциал населения, считает Евгений Насонов, академик РАМН, президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация ревматологов России», директор ФГБУ «НИИР им. В.А. Насоновой» РАМН.
По мнению Евгения Львовича, необходимо возрождать традиции советской медицины, особенно в части ревматологии, а главное – разрабатывать новые лекарства и раннюю диагностику. Академик рассказал, что ревматические заболевания – это социальная проблема. Они хорошо поддаются лечению в начале своего развития. Однако если пациент обращается к врачу позже, прогноз всё равно становится хуже. Итак, данные болезни относятся к классу «неинфекционных хронических», куда входят атеросклеротические заболевания, поражения сосудов артериальной гипертензии, сахарный диабет. Причины их возникновения: факторы окружающей среды, генетическая предрасположенность, различные инфекции и вредные привычки. В ходе исследований доказано, что зачастую «возбудителем» ревматических недугов является курение. В основном им подвержены люди в возрасте 35–45 лет, в зоне риска – женщины. К данной патологии может привести избыточная масса тела: количество артрозов выше в странах, где распространены метаболический синдром и ожирение.
Отвечая на вопрос о симптомах ревматоидного артрита, профессор отметил: «Обнаружить болезнь на ранней стадии её развития довольно сложно, но стоит обратить внимание на такие симптомы, как припухлость суставов, воспаление, поражение нескольких суставов кистей рук и пр. К примеру, если начинают болеть мелкие суставы кистей у женщин среднего возраста, то, возможно, начинается ревматоидный артрит. При болезни Бехтерева стоит обратить внимание на боль в спине».
Если прибегнуть к статистике, сегодня ревматоидному артриту подвержены около 700 тыс. россиян. А с учётом болезни Бехтерева в нашей стране порядка двух миллионов больных, которым необходима длительная терапия. Евгений Львович отмечает, что технологии не стоят на месте, и за последние десять лет произошёл большой прорыв в этой области. Современные препараты, полученные генно-инженерным путём, снижают потребность протезирования суставов, однако они применяются не так долго, чтобы судить об увеличении продолжительности жизни пациентов.
«За финансированием должно стоять государство. Система квот на высокотехнологическую медицинскую помощь (ВМП) изначально была несовершенна, поскольку на каждое использование нового препарата необходимо было получить квоту. Мы постоянно сталкивались с трудностями. Сегодня всё иначе: система ОМС предполагает оплаты курсов на лечение. В месяц на пациента выделяется 118 тыс. рублей, это хорошие деньги. Финансирование уменьшилось, но общая сумма средств на лечение таких больных значительно увеличилась за счёт ОМС», – заметил академик РАН, касаясь вопроса финансирования взрослой ревматологии в связи с переходом на систему ОМС.
Проректор Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, вице-президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация ревматологов России» Вадим Мазуров рассказал об основных проблемах в ревматологии. Сегодня идёт развитие инновационных технологий, однако специалисты не знают, как ими управлять. Аналогичная ситуация с препаратами: бывают случаи, когда непросто оценить значимость тяжёлых побочных эффектов лекарств. Основной проблемой Вадим Иванович считает недостаток специалистов в регионах, особенно в первичном звене. За последний год количество врачей в этой области снизилось. Сама профессия востребована, но специалистов, которые должны организовывать эту службу, не хватает. Кроме того, нужно создавать программы обучения ревматологов и проводить подготовку терапевтов. Ассоциация ревматологов России осуществляет ряд мероприятий по улучшению работы врачей: устраивают конференции, школы, вебинары. Отметим, что регистр больных, содержащий и обрабатывающий информацию о пациентах с ревматоидным артритом, является пилотным проектом этой ассоциации. Его программное обеспечение разрешает моментально вносить данные о пациентах: количестве, ходе лечения и нуждах больных в дорогостоящих препаратах и лекарствах. С помощью регистра планируют повысить качество медицинской помощи, ведь данные больных доходят и до государства, что позволяет рассчитать экономические затраты. По мнению учёных, в будущем этот инструмент может привести финансирование здравоохранения к западному образцу и повлияет на статус ревматологии в лучшую сторону.
Если говорить о службе, то в стране работает порядка 1700 специалистов, т.е. на 100 тыс. населения приходится всего лишь один ревматолог. Эту цифру учёные считают критичной. Наука шагнула вперёд, однако ревматологи и терапевты отстают, что является очередной проблемой. Решать эти трудности нужно сообща, в том числе с международным сообществом, подытожил докладчик.
Галымжан Тогизбаев, президент Лиги евразийских ревматологов, директор Института болезней суставов, президент Общественного объединения врачей-ревматологов Казахстана и Ассоциации ревматологов Центральной Азии также высказался по теме. Он отметил, что государство хорошо финансирует здравоохранение, поэтому главная задача – распределить бюджет верно, чтобы впоследствии были хорошие результаты о состоянии здоровья населения. Галымжан Асылбекович поддержал предыдущих ораторов, отметив, что ревматологов и других узких специалистов системы не хватает: «Сегодня в основном работают врачи общей практики и терапевты». Спикер рассказал, что в Казахстане социально значимой болезнью является системная красная волчанка, там также доминируют ревматоидный артрит и остеоартроз. По этим трём заболеваниям готовят специальные двухнедельные программы при поддержке других наук: неврологии, эндокринологии, кардиологии. Сегодня в Лигу евразийских ревматологов входят одиннадцать стран, и количество желающих в неё вступить увеличивается.
Гостем конгресса стал Армен Гаспарян, заместитель главного редактора журнала Rheumatology international, ассоциированный профессор отделения ревматологии и научного развития учебного центра Университета Бирмингема. Зарубежный коллега поблагодарил за приглашение, а также отметил роль публицистов-ревматологов в поддержании здоровья населения. Он считает, что такого рода активность необходимо поощрять, поскольку медицинские статьи отражаются на престиже страны и состоянии населения в целом. Совсем скоро научно-практическая ревматология поднимется на более высокий уровень, уверен докладчик, поскольку первые шаги в этом направлении уже сделаны: существуют индексируемые журналы. Кроме того, Армен Юрьевич отметил отдельные российские газеты и издания, которые в своём роде уникальны. А значит, публикационную деятельность в данной области необходимо финансировать, считает он.
Ревматоидный артрит (РА) – это системное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением мелких суставов по типу эрозивно-деструктивного полиартрита этиологии со сложным аутоиммунным патогенезом. Причины его возникновения неизвестны.
По данным ВОЗ, во всём мире РА болеют 23,7 млн человек, распространённость заболевания – от 0,3 до 1%, а в России около 17 млн пациентов с этими болезнями. В 2010 году в РФ зарегистрировано около 300 тыс. пациентов с диагнозом РА, из них почти 29 тысяч – первичные. 50% становятся инвалидами I и II группы в течение первых трёх лет. Эта патология наблюдается у людей всех рас независимо от места проживания. У женщин встречается в три раза чаще, чем у мужчин. Мнение о том, что РА болеют пожилые люди, ошибочно, им страдают и маленькие дети, и трудоспособная молодёжь, и пенсионеры.
Продолжительность жизни взрослых пациентов с РА в среднем сокращается на 10–15 лет, т.е. уровень смертности возрастает минимум в два раза. Болезнь осложняет течение сопутствующих недугов. К примеру, 40% умирают от сердечно-сосудистой патологии, в том числе связанной с развитием раннего и тяжёлого атеросклероза.
Задачи врачей, наблюдающих пациентов с РА, – достигнуть клинической ремиссии и дать возможность человеку сохранить хороший уровень жизни: ослабить боль, убрать или уменьшить скованность и припухлость суставов, снизить недомогания, а главное – предотвратить раннюю инвалидизацию пациента.
Если врач вовремя назначает базисную терапию (БПВП), тогда возможны контроль заболевания и сохранение функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата. Тем самым специалист помогает не только человеку, но и государству, уменьшая последующие финансовые потери. Базисные препараты способствуют управлению болезнью, но не излечивают её. В лечении РА также применяются генно-инженерные биологические препараты (ГИБП), с их помощью можно побороть недуг. Уникальность ГИБП – в быстром развитии яркого улучшения, это объединяет биологическую терапию с методами интенсивной терапии.