Платиновая унция – 2013 №1(65), 2014 год
Открытый конкурс профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая унция» уже 14-й по счёту. Ежегодно на нём определяют лучшее, что произошло в аптекарском бизнесе за год: называют первых дистрибьюторов, производителей, сети, бренды. Конкурс также намечает будущие векторы развития российского фармацевтического рынка. В составе жюри – первые лица крупнейших компаний, органов управления здравоохранением, представители авторитетных общественных организаций, ведущих изданий, освещающих события отрасли. Оргкомитет конкурса представляют компании IMS, DSM Group, Cegedim, Synovate Comcon, Headhunter, Коммуникационное Агентство «Аарон Ллойд», Институт развития общественного здравоохранения, газета «Фармацевтический вестник». Аудирует «Платиновую унцию» крупнейшая международная компания «Эрнст энд Янг».
Итак, центральное событие фармацевтического рынка – конкурс «Платиновая унция – 2013» стартовал. На пресс-конференции, посвящённой его открытию, партнёры и исполнительная дирекция Премии рассказали об изменениях в номинациях, а также подвели итоги фармацевтического бизнеса за минувший год.
Пресс-конференция состоялась в одном из залов гостиницы «Националь». Вёл мероприятие председатель Организационного комитета конкурса Юрий Крестинский. Он рассказал о новациях «Платиновой унции» в 2013 году: изменился список номинаций; из категории «Препарат года» исключена подноминация «Рецептурный препарат», зато в неё добавлены «Инновационный препарат» и «Генерический препарат»; отдельно будут проводиться тестирование и оценка инновационных средств и генерических препаратов. Вопрос о том, сохранится ли в текущем году номинация «Персона года» пока остаётся открытым. Юрий Крестинский также обозначил этапы конкурса. С декабря по февраль будет проходить сбор заявок и голосование экспертов: определятся основные номинанты и будут сформированы списки. В феврале–марте проходит второй этап голосования. С 24 марта по 10 апреля будет проведён аудит компанией «Эрнст энд Янг». Финальное награждение состоится 17 апреля.
Николай Демидов, генеральный директор компании «IMS Health Россия и СНГ», проанализировал российский фармацевтический рынок как часть мирового. По его словам, на ближайшие годы сохранится рост фармрынка. В 2012 году произошёл всплеск патентованных препаратов в широком спектре заболеваний, связанных, в частности, с онкологией. Эти лекарства попадают на рынки развитых и развивающихся стран. К первым относятся Германия, Франция, Китай. Ко вторым – Индия, Бразилия, Россия. Следующие пять лет, считает докладчик, принесут невысокий рост фармрынка странам Центральной Европы, в редких случаях он превысит 5%. А вот в России и Украине процентное соотношение возрастёт до 7–11%. В целом же уровень доверия к российской экономике увеличивается, хотя промышленное производство за год в стране упало. Касаясь социальной сферы, Николай Демидов отметил позитивную картину дохода потребителей и снижение безработицы. Если говорить подробно о фармацевтическом рынке в России, здесь основной двигатель развития – розничный сектор. Как и в большинстве развивающихся стран, российский потребитель покупает лекарства за свои деньги. Немного снизилась госпитальная отрасль, что связано с завершением программы модернизации в части лекарственных средств. Она проходила в основном в этом сегменте. Дополнительное лекарственное обеспечение выросло до 10%. В целом розничный рынок сохраняет уровень роста 11–12%. По прогнозу на несколько лет, его рост будет составлять 12,5%, в то время как рост его государственной части равен 6–7%.
Юлия Ветошкина, директор по синдикативным исследованиям Synovate Comcon Healthcare, рассказала о выводах, сделанных в результате недавних изучений целевых аудиторий фармрынка. В фармацевтической отрасли выделяют три звена: врачи, конечные потребители и провизоры-фармацевты. Как откликаются эти лица на происходящие в здравоохранении изменения? На докторов существенное влияние оказывает выписка препаратов по международным непатентованным названиям (МНН). Происходит активное внедрение медико-экономических стандартов, меняется общение с врачами. На провизорах сказывается рост выписок по МНН, когда пациент приходит за решением в аптеку. Кроме того, растёт роль электронных ресурсов, с их помощью компания осуществляет контакты с сотрудниками аптек. Говоря о конечных потребителях, Юлия Ветошкина отметила положительную тенденцию: «Люди стремятся к здоровому образу жизни, к медикаментам, к врачам. Растёт доверие и к сектору продуктов «для комфорта». По данным исследований Synovate Comcon, 41% врачей, выписывая препараты, назначают определённое торговое наименование, 31% – несколько препаратов-аналогов, 21% – МНН, указывая несколько торговых наименований и только 7% – МНН без указания торговых наименований. Обычно медики выписывают либо 2–3 наименования, либо конкретные брендированные препараты, чаще всего в области кардиологии. Незатронутыми остаются пищеварительные системы, нестероидные противовоспалительные и комбинированные препараты. Врачи, как правило, назначают лекарства хороших европейских производителей. В аптеках же обычно рекомендуют оригинальные препараты, а недорогие – в меньшей степени.
Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group, поделился результатами исследований возглавляемой им компании, оценивающей рынок государственных закупок. Докладчик сделал акцент на аптеках, ведь большая часть конкурса посвящена именно им. Итак, 82% продаж аптек составляют лекарственные препараты и 18% – парафарм-продукция. В неё входят биологически активные добавки, косметика, диагностические приборы, средства для гигиены и ухода за полостью рта. По словам генерального директора, «дешёвая группа товаров занимает львиную долю рынка – 54%. В основном у нас продают старые, подчас малоэффективные лекарственные препараты. Аптеки пытаются уравнять цены за счёт повышения цен на дешёвые лекарства, выполняющие одну и ту же функцию, что и дорогие. Чем выше цена, тем ниже наценка».
Юрий Крестинский подвёл итоги конференции, подчеркнув, что затраты на здравоохранение в ближайшие годы повысятся. К 2017-му совокупные государственные расходы, по прогнозам экспертов, составят 3 трлн рублей. Что касается структурных изменений в потреблении лекарств в нашей стране, они произойдут после соответствующей программы страхования.
Больше возможностей
В перерыве нашему корреспонденту удалось побеседовать с представителем исполнительной дирекции конкурса, генеральным директором Коммуникационного Агентства «Аарон Ллойд» Юрием Уляшевым, и поинтересоваться его мнением о конкурсе.
– Юрий Витальевич, что нового в этом году у конкурса с таким интересным и точным для фармацевтического мероприятия названием – «Платиновая унция»?
– В первую очередь, благодаря усилиям компании IMS мы значительно расширили возможности выбора для экспертов с точки зрения брендов – как оригинальных, так и генерических. Если ранее мы давали обычно 10–15 продуктов на выбор, то в этот раз в каждой из голосующих номинаций их будет по 50. Это добавит интригу, потому что теоретически шорт-лист будет более широким. Соответственно, могут всплыть те наименования, которые не имеют значительного медиавеса, но у которых есть интересная история, связанная с их появлением либо с эффектом действия.
– Сильно ли изменился конкурс с его рождения?
– Да. Во-первых, растёт количество участников. Во-вторых, значительно вырос уровень доверия к конкурсу, потому что последние три года его результаты аудируются компанией «Эрнст энд Янг». Это означает, что никто из участников и организаторов никак не может повлиять на голосование, потому что обычно в анкетировании принимают участие 150 глав фармацевтических компаний. Один голос здесь ничего не решает, а больше одного от одной организации не бывает.
– Почему появляются новые номинации?
– Например, в рамках «Оригинальных препаратов» раньше у нас была подноминация «Рецептурный препарат года», но рецептурные препараты после определённого периода жизни на рынке теряют свою патентную защиту, и все другие крупные компании могут выпускать так называемые генерики. В этом году мы решили сделать две номинации в рамках рецептурного препарата. Один будет оригинальный, тот, что вышел в рынок и защищён патентом. А генерики – это, соответственно, продукты, которые будут выпускаться на основании уже изобретённого лекарства, и здесь, скорее всего, будут учитываться их коммерческая успешность и выводы на рынок.
– Планируются ли изменения на 2015 год?
– Мы постоянно стремимся добавить в конкурс что-то новое. Эксперты требуют, чтобы голосование стало интереснее, чтобы появлялось больше возможностей выбора. Кроме того, у нас имеется заявочная номинация – «Проект года», по которой компании сами могут выдвинуть себя на участие в конкурсе. И выиграть. Это единственная заявочная номинация в этом году. В ней принимают участие компании, которые считают, что именно их проект внёс значительный вклад в социальную сферу, сферу фармотрасли и т.д.