ФМБА России: об итогах медицинской программы в Сочи №1(65), 2014 год

Наталья Святова

Как и чем помогали российской сборной во время Игр в Сочи специалисты ФМБА России? Какие новые медицинские технологии для восстановления спортсменов предоставило Федеральное медико-биологическое агентство? Об этом и многом другом журналистам рассказал руководитель агентства Владимир Уйба. 

– Сегодня ФМБА России подводит итоги медико-санитарного и медико-эпидемиологического сопровождения нашей сборной на Олимпиаде, – начал выступление Владимир Викторович. – Мы восхищаемся российскими спортсменами и благодарим их за победу. Я неоднократно говорил, что задача агентства – вывести спортсмена на пик физической формы. Всё остальное – работа других структур: Министерства спорта России, Олимпийского комитета РФ. И, конечно же, тренерского состава. Деятельность нашей медицинской команды оценена высоко и спортсменами, и организаторами, и менеджерами команд. Работа велась фактически круглосуточно. Для примера: если тренер сообщал, что в 23:00 состоится вечерняя тренировка, то олимпийца на месте уже ждала наша медицинская бригада. Тренировочный процесс мог продолжаться до трёх часов ночи, до достижения нужного результата. В таком напряжённом режиме мы работали постоянно. Я надеюсь, что в получении отличного командного результата сборной России есть и высокая доля моих коллег.

Напомню, в 2009 году Правительство России решило, что санитарное и медико-биологическое обеспечение российских команд в Сочи будет курировать ФМБА России. Для подготовки нам было отпущено всего четыре года, ведь эти полномочия мы приняли ещё во время Олимпиады в Ванкувере. И сразу же столкнулись со сложностями, в первую очередь – с кадровой, с отсутствием спортивных врачей в нашей стране. Необходимо было заново создавать систему по сертификации, подготовке и переподготовке данных специалистов. Ведь в России не было вузов, которые выпускали медицинские кадры этого направления. Также много времени ушло на формирование организационно-методической и нормативной базы конкретно для этих специальностей. 

Отдельного акцента заслуживает и работа по созданию собственной системы медико-биологического сопровождения для спортсменов. Почему собственной? Потому что заимствования на этой почве могли привести к плачевным результатам. Всегда нужно проявлять осторожность и предупредительность: соперники могли поделиться не самой лучшей информацией, не первого сорта. Поэтому мы разработали собственную систему сопровождения, для этого в том числе переориентировали пять научно-исследовательских институтов, которые стали работать по проблемам адаптации, реабилитации, восстановления спортсменов, а также лекарственного обеспечения. 

Специалистами ФМБА России дважды в год проводится полномасштабное углублённое медицинское обследование (УМО) каждого спортсмена. В тщательном осмотре задействовано около 30 специалистов различного профиля, а также спортсмену проводится до 20 диагностических исследований. Таким образом, если мы ставим отметку о том, что спортсмен готов к физическим нагрузкам и может выступать на соревнованиях, то за это несём полную врачебную ответственность. Это очень серьёзно.

В итоге мы полностью обеспечили медицинский кадровый состав сборных команд. Сегодня в этой сфере работает свыше 800 медицинских сотрудников: врачи, массажисты, психологи. На этих Играх задействовали 127 медицинских работников, из них 72 врача, 55 массажистов, а также психологи. 

Параллельно решали вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением. Сегодня каждый спортивный врач имеет всё необходимое мобильное медицинское оборудование. При помощи этой аппаратуры можно снять болевой и отёчный синдром при травме, также быстро и эффективно провести восстановление повреждённого сустава или мышцы. 

Владимир Уйба также подробно рассказал о структуре спортивной медицины, созданной агентством. Она была представлена следующими блоками. Первый – врачи сборных команд, включая закреплённого за каждой командой медицинского комиссара, который регулировал все взаимодействия. Второй – медицинские центры внутри и вне олимпийских деревень, в том числе мобильные комплексы. За время Игр со стороны олимпийской сборной поступило 695 обращений с целью получить медицинскую помощь. Была проведена 1271 медико-восстановительная процедура. А если говорить о спортивных травмах, то они, как правило, серьёзные. К сожалению, мы не избежали страховых случаев. На Олимпиаде в Сочи произошло пять тяжёлых эпизодов, в том числе, с фристайлисткой Марией Комиссаровой. У неё перелом позвоночника со смещением. Сейчас спортсменка находится в лучшем реабилитационном центре. 

Участие в соревнованиях такого высокого уровня требует и психологической поддержки. Корреспондент «Кто есть кто в медицине» поинтересовался уровнем оказываемой психологической помощи для сборной. Владимир Уйба дал следующий ответ:

– Психологическая поддержка – одно из востребованных направлений в спортивной медицине. На Олимпиаде – 2014 проведено 260 психологических консультаций. Казалось бы, что спортсмен – это и физически мощный, и сильный духом человек, но мы знаем, что и у атлетов очень ранимые сердца. В спорте бывают разные ситуации: пробежал медленней, сказали что-то не приятное, или настроился на победу, а финишировал двадцатым, а может, и наоборот, даже победа выводит спортсмена из равновесия, а у него ещё впереди участие в других стартах или этапах. То есть наши психологи – это отдельная тема. В сборной работает около пятидесяти специалистов по психологии. Эти люди на вес золота. Здесь должно быть особое доверие. Если психолог настроил правильное взаимодействие со спортсменом, то происходят чудеса. 

Важно, что в наш век в помощь психологу приходит не только его дар правильно выстроить беседу с пациентом, но и техника. К слову, наша психологическая служба была также отлично оснащена в этом плане.

Все психологические ситуации разрешались в специальных полномасштабных лабораториях для психологической коррекции. Особенность работы спортивного психолога в том, что психологические корректировки должны быть быстрыми и эффективными. Поговорка «время – лечит» здесь не актуальна. Возникшую проблему нужно было решить оперативно, в течение часа. Так, мы привезли в Сочи целую лабораторию для психологической коррекции. Вся работа проводится на очень высоком уровне. Для плодотворной работы психологов были созданы все условия: оснащённые лаборатории, в том числе мобильные центры. Особенный плюс, что спортсмен и врач-психолог могли работать с глазу на глаз, это важно когда человек делится своими переживаниями. Атмосфера уединённости создавалась и в мобильном центре, в автобусе есть отсек, где пациент и психолог полностью изолированы. Здесь же в помощь настройщику эмоций – всё необходимое оборудование. В действии целая технология: правильные слова врача плюс действие техники приносили свои положительные эмоции и плоды. 

Кстати, нужно не забывать, что и после Олимпийских игр работа продолжается, но спортсменам задаются другие мотивации. Теперь мы должны подготовиться к Чемпионату мира. А ФМБА России будет обеспечивать медико-биологическое сопровождение в полном объёме на всё время.