Слушания в Общественной палате РФ: организацию социального питания предлагается совершенствовать при помощи особого закона №6(63), 2013 год
Социальное питание различных групп населения, осуществляемое за счёт бюджетных средств, должно регулироваться специальным федеральным законом и осуществляться за счёт продуктов, выращенных отечественными производителями. К такому мнению, отражённому в соответствующей резолюции, практически единогласно пришли участники прошедших в Общественной палате Российской Федерации общественных слушаний «О совершенствовании организации питания отдельных категорий граждан». Особенно это должно относиться к организации питания школьников и дошколят.
Участники слушаний в своих выступлениях подчёркивали, что питание в организованных коллективах, получающих его за счёт бюджета, должно строиться на основе медицинских принципов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. При этом они обратили внимание на ряд существующих проблем в обеспечении питанием бюджетных образовательных учреждений в условиях, не предусматривающих самостоятельного обеспечения здоровой, в том числе, горячей, пищей. Они подчеркнули, что необходимо активизировать деятельность государственных и общественных структур, направленную на совершенствование сферы организации социального питания. Необходимо последовательно развивать и внедрять такую межведомственную государственную политику, которая гарантирует приоритет обеспечения школьных и дошкольных учреждений качественным здоровым питанием. Для достижения этой цели следует организовать тесное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, в которых организуется питание, отечественных сельхозпроизводителей и переработчиков, структур, оказывающих услуги по организации питания.
Вице-президент Лиги здоровья нации Виктор Антюхов в своём выступлении в ходе слушаний заявил, что, по данным проводимых мониторингов общественного мнения по вопросам государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни, порядка 60% респондентов считают питание в российских школьных и дошкольных учреждениях не соответствующим критериям здоровой качественной пищи.
«Есть, конечно, основания полагать, что такой результат был получен, скорее, в силу неосведомлённости опрашиваемых, нежели объективно отражает реальное положение дел, – отметил он. – Но сам по себе этот результат надо оценивать, как существенный сигнал. В связи с этим необходимо проведение отдельного мероприятия, которое имеет название «Совершенствование организации общественного питания отдельных категорий граждан».
Заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института питания РАМН Александр Батурин, выступая на слушаниях, подчеркнул, что сегодня нормативы группового питания определяются исходя из физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для здорового человека.
– Это медицинские документы, которые определяют ежедневную норму необходимых для человека белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, – отметил он. – Но для того чтобы эти нормы были понятны для обычных людей, необходимо показать, каким пищевым продуктам соответствуют данные вещества, и уже исходя из этого формировать рационы социального питания.
Принцип построения рационов для всех возрастных групп, заметил Александр Батурин, заключается в том, чтобы удовлетворить потребность всей группы в целом и дать такое меню, которое бы обеспечивало сохранение здоровья входящих в эти группы людей. Разработки рационов питания для школ и других детских учреждений полностью отвечают тем требованиям, которые должны соответствовать организации здоровой еды, добавил он. Есть развёрнутые перечни продуктов, не рекомендованных для организации детского питания, в частности, с высоким содержанием жиров, сахара. Но здесь многое зависит от конкретной ситуации в самих учебных заведениях, прежде всего, с финансированием. Многое определяет и человеческий фактор, то есть кадры. Низкие зарплаты для тех, кто занят приготовлением обедов в школах и детсадах, стали причиной того, что найти квалифицированный персонал на эти позиции стало крайне затруднительно. Ещё одна проблема – качество поставляемой в детские учреждения продукции.
– Можно ответственно говорить о том, что обычной стала ситуация, когда поставщики стараются обмануть, – отметил Александр Батурин. – Например, вместо сливочного масла практически каждая вторая проверенная нами поставка содержала до 70% пальмового масла. А несовершенство нормативов, регламентирующих работу контрактной системы, приводит к тому, что мы не можем наказать недобросовестного поставщика. И даже если мы разорвём с ним контракт, проблема не решается. Новый договор будет заключен примерно через 2–3 месяца, а кормить детей надо каждый день.
– Конечно, хотелось бы, чтобы питание организовывалось на основе долгосрочных договоров с добросовестными местными производителями, – пожелал замдиректора НИИ питания РАМН. – Здесь есть два положительных аспекта. Во-первых, продукты всегда будут свежими, поскольку не потребуется их длительная транспортировка, хранение, сортировка и другие затратные по времени операции. Во-вторых, использование местных продуктов станет экономическим подспорьем для их производителей. А это и занятость, и средства для технического развития производителей. Поэтому нам надо предлагать механизмы, способные заинтересовать отечественных производителей поставлять качественные продукты по разумным ценам в школьные и дошкольные учреждения, добросовестно выполнять условия подписываемых с потребителями договоров.
Ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского, председатель Всероссийского педагогического собрания, руководитель Межведомственного координационного совета по питанию школьников при Департаменте образования города Москвы Валентина Иванова в своём докладе обратила внимание на тот факт, что даже в Москве нередко имеет место несбалансированность школьного питания, его неполное соответствие оптимальным параметрам, позволяющим обеспечить школьникам получение суточных норм питательных веществ.
– Тем не менее в целом по стране уже появилась реальная возможность приступить к выработке серьёзного нормативного акта, возможно, на уровне профильного федерального закона, который бы задавал параметры для системы социального питания во всех субъектах федерации. Уже сделаны существенные обобщения региональной практики в данной сфере, а это значит, что есть достаточная документальная и фактическая база для начала разработки названного закона. Важно, чтобы те средства, которые региональные бюджеты тратят на организацию питания в школах, способствовали поддержке местного сельского производства, – заявила она. – В рамках «Зелёной корзины» ВТО у нас есть все основания продвигаться в направлении поддержки отечественного товаропроизводителя, особенно в том, что касается организации социального, в частности школьного, питания. Мы имеем возможность увязать в единый комплекс системы мер по развитию и здравоохранения, и образования, и развитию нашего села.
Президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов в ходе слушаний отметил, что для формирования проекта профильного федерального закона о социальном питании необходимо привлечение самого широкого и в то же время компетентного общественного мнения, поскольку он будет определять всю дальнейшую судьбу общественного питания.
– Питание более 32 миллионов человек, из которых 26 миллионов – наши дети, до сих пор не регулируется чёткими, понятными и адекватными общефедеральными правовыми нормативами, – заявил он. – Исходя из этого сутью предлагаемого профильного законопроекта должно стать создание системы, которая развивается и самовоспроизводится на заданном уровне, как минимум. Закон должен быть предназначен для того, чтобы в стране появились институциональные основы существования и устойчивого развития системы социального питания и формирования единых правил игры в такой гигантской и значимой для общества сфере. Мы, наконец, должны выработать и получить такой закон, который устранит неестественное положение, когда у нас заключённые получают строго определённый рацион по всей стране, а для детей такой порядок пока не предусмотрен – их кормят в зависимости от возможностей местных бюджетов и кошельков их родителей.
Владимир Чернигов добавил, что закон не должен навязывать формы организации питания.
– Если где-то школа может соблюдать единые стандарты сама – пожалуйста. Если её руководство предпочтёт аутсорсинг – это также его право. Но те, кто хотят получать заказы на организацию питания в школах и детских садах, должны получать статус специализированной организации с принятием на себя обязательств выполнять все соответствующие требования. Те, кто готовы работать по таким принципам, смогут рассчитывать, что именно им и будут в приоритетном порядке доставаться заказы. В США ежегодный объём субсидирования школьного питания составляет более 11 миллиардов долларов, – сказал он в ходе своего доклада. Минсельхоз США при полной поддержке общества и государства чётко выполняет свои обязательства по обеспечению пищевой безопасности детей. Этот пример наглядно свидетельствует: профильный закон необходим. Его проект уже есть. И я надеюсь, что специалисты-правоведы, участвовавшие в его разработке, сделали свою работу достаточно квалифицированно, чтобы уже в скором времени он был принят и занял своё важнейшее место гаранта обеспечения детей вкусным и здоровым питанием по всей стране, вне зависимости от особенностей региона их проживания и обучения.