ФЗ № 44: трёхсторонний диалог №6(63), 2013 год
1 января 2014 года вступает в силу новый ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Законом предусмотрены существенные изменения правил осуществления госзакупок, что затронет деятельность как государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и участников государственных закупок. В преддверии перемен редакция журнала «Кто есть кто в медицине» организовала профессиональный диалог о плюсах и минусах ФЗ-44, в ходе которого мы попытались узнать позиции, касающиеся нововведений, у трёх сторон: законотворца, поставщика и потребителя государственных закупок.
Система должна работать всегда
Могли ли мы оставаться в 94-ФЗ и не двигаться дальше? На этот и другие вопросы дала ответы представитель законотворческой стороны — начальник инспекции по комплексному контролю и аудиту приобретения товаров, работ и услуг для государственных и общественных нужд Счётной палаты РФ Ольга Анчишкина.
— Ольга Владленовна, чем объясняется введение нового закона в сфере госзакупок?
— Проблема в том, что организации закупают то, что есть, а не то, что нужно. Контрафакт, подставные аффилированные структуры, злоупотребления, формальные соблюдения процедур, заказные процессы — этот перечень можно продолжить. Конечно, выбор поставщика важен. Но помимо этого важно, что мы заказываем, почему, по какой цене, какие предъявляем требования к характеристикам товара, периодам поставок, как мы это получаем, получаем ли мы то, что заказали, или немного не то? Круг вопросов, которые необходимо решить, чтобы нормально осуществить обеспечение лекарственными средствами и медицинским оборудованием, гораздо более широкий — это не только выбор поставщика. В итоге создана концепция федеральной контрактной системы. И нам ещё года два надо будет нормально работать, чтобы эту систему выправить.
Моё личное мнение как специалиста: проблема будет с информационной системой, потому что здесь помимо акта требуется технологическая платформа. Вот это будет серьёзный вопрос. Но самое главное — мы знаем, в какую сторону двигаться.
— Вы сказали, что споры по некоторым вопросам будут идти долго. Означает ли это, что сфера практического применения будет сложно разрабатываться?
— Почему мы говорим о конкурсе и аукционе? Один из аргументов важности аукциона заключается в том, что это сильный антикоррупционный инструмент. Но наш и международный опыт показывает, что вообще нет процедур, от рождения чистых от коррупции или заражённых ею. Это — инструменты. Это, как оружие. Очень важно, в чьих руках оно находится: оно может быть и в руках полиции, и в руках сумасшедшего. Но это не значит, что оружие не нужно иметь. Точно так же и процедура — и процедура аукциона может быть коррумпированной.
Нам надо не биться за процедуру, а начинать уметь работать с поставщиком, выставлять обязательные требования, в том числе к единственному поставщику. Контрактная процедура начинает выставлять требования к единственному поставщику. Его ставят в те же условия, что и конкурентная процедура. Он должен обосновывать цену, саму закупку, её уникальность, давать предложение по переходу от уникальных к стандартным закупкам.
— В новом законе есть определение «спецификация». В чём её суть?
— Что есть спецификация? Нейтральная закупка, инновационная. Со спецификациями начнёт работать только контрактная система, а 94-ФЗ не знает об этом. Чтобы перейти на контрактную систему, нам нужна нормальная архитектура управления. То есть должна быть уполномоченная структура, которая изо дня в день занимается только этими вопросами и несёт ответственность за эту сферу. Тогда, конечно, мы сможем нити соединить, а сейчас паутина распределённая.
— А сами организации могут провести какую-то работу, чтобы ввести в практику этот закон?
— Обязаны, если хотят быть эффективными. Сейчас у них нет препятствий, чтобы это сделать. Но мы не можем зависеть от добросовестности того или иного человека. Система должна работать всегда.
Всё — на принципах открытости
Оценку происходящим поправкам даёт представитель потребительской стороны в части государственных закупок Эдуард Мушаков, заместитель главного врача СПБ ГБУЗ «Детская городская больница № 1» (Санкт-Петербург) по организации государственных закупок и материально-техническому обеспечению.
— Эдуард Викторович, каково ваше мнение по принятым изменениям, касающимся государственных закупок? Ведётся ли учреждением подготовительная работа для встречи нового закона?
— Замысел хороший: в одном законе предполагается регулирование полного цикла закупок (планирование, размещение и исполнение), создание контрактной службы или назначение контрактных управляющих для проведения закупок, создание единой информационной системы с возможностью автоматизированного контроля и ведением различных реестров (реестр банковских гарантий, реестр контрактов и т.д.) — и всё это на принципах открытости, прозрачности и общественного обсуждения. Сказать что-либо конкретное по принятым изменениям можно будет только после того, как сложится практика его применения. Многие нормы закона требуют разъяснений. На мой взгляд, вводить в действие ФЗ № 44 с 01.01.2014 рано, так как необходимо принятие Правительством РФ до конца года порядка 50 подзаконных актов — в настоящий момент принято не больше 10; во многих учреждениях отсутствуют специалисты, прошедшие обучение по госзакупкам; складывается впечатление, что отдельные главы Закона писали разные коллективы авторов, не связанные между собой: очень много неоднозначных и противоречивых трактовок.
30.10.2013 руководитель контрактной службы и юрист контрактной службы прошли обучение по курсу «Управление государственными и муниципальными закупками». В ноябре 2013 года будет утверждён Регламент контрактной службы и новый приказ о назначении руководителя контрактной службы и членов контрактной службы.
— Прогноз: возможно ли, что в каких-то аспектах работа упростится или наоборот?
— Работа не упростится. Неоднозначные толкования положений закона, отсутствие нормативной базы, судебной практики в начале действия закона приведут к большому количеству жалоб в контролирующие органы.
— Если бы была возможность выбора, какой закон вы бы предпочли — старый или новый?
— Считаю, что вводить в действие ФЗ № 44 можно только после принятия подзаконных актов и оценки экономической целесообразности введения новых структур и систем (контролирующие и регулирующие органы, единая информационная система и т.д.). Предпочёл бы работать в 2014 году по ФЗ № 94.
Имидж компании становится важным критерием
В завершение предоставляем вниманию нашего читателя мнение Николая Чихмана, генерального директора ООО «СтройРеанимация» — компании, развитие отечественного здравоохранения и российской медицинской промышленности для которой является важнейшим приоритетом.
— Николай Валерьевич, какие принципиальные отличия ФЗ № 44 коснутся работы компаний-поставщиков?
— С вступлением 44-го закона в силу заметно изменится сфера регулирования в области госзакупок. Если анализировать предыдущий и новый порядок, то 94-й ФЗ регулировал только размещение заказа, а 44-й ФЗ будет регулировать весь закупочный цикл, от А до Я: планирование, определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, мониторинг закупок, аудит в этой части, контроль за соблюдением законодательства и т.д. Кроме этого меняются критерии оценки заявок. Главным образом будет учитываться квалификация участников закупки, в том числе наличие ресурсов, опыта работы, специалистов определённого уровня.
В этих условиях также меняются и способы определения поставщиков. В этой связи усиливаются антидемпинговые меры, прозрачность системы закупок, подтверждение финансовыми институтами банковских гарантий и других обеспечительных мер исполнения государственного контракта как следствие снижения вероятности выигрыша контракта недобросовестным поставщиком. К уже существующим видам торгов добавляются закрытая форма аукциона и конкурсы с ограниченным участием.
В итоге, если обобщить сказанное, то, учитывая новые законные рамки, поставщики должны более основательно работать в направлении повышения имиджа компании, усиления собственной репутации на рынке предоставляемых услуг.