Принципиальная новизна ФЗ-44 №5(62), 2013 год
Состоялся VI Всероссийский форум «Обращение медицинских изделий в России. Госзакупки по 44-ФЗ», (организатор — КВК «Империя»), участие в котором приняли более 300 делегатов из 40 городов России. Форум проводился в Москве в гостинице «Украина»; здесь собрались руководители компаний – производителей и поставщиков медицинских изделий, главные врачи лечебно-профилактических учреждений, а также представители органов власти: Минздрава РФ, Минэкономразвития РФ, Счётной палаты РФ, Госдумы РФ, Аппарата Правительства РФ, Правительства Москвы, Главного контрольного управления Москвы, Рособоронзаказа, Росфиннадзора.
В числе основных в ходе мероприятия рассмотрены вопросы, затрагивающие порядок и сроки вступления в силу норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающего в силу с 1 января 2014 года. Кроме того, была рассмотрена роль малых и средних предприятий – поставщиков медицинских изделий в государственных закупках, механизмы обоснования и формирования начальной (максимальной) цены контракта в рамках № 44-ФЗ и готовящихся подзаконных актов.
Ольга Анчишкина, начальник инспекции по комплексному контролю и аудиту приобретения товаров, работ и услуг для государственных и общественных нужд Счётной палаты РФ, обосновала необходимость принятия 44-ФЗ. Причиной этого стали финансовая неэффективность закупок, недостаточное способствование распространению инноваций и развитию собственных производств. Масштаб изменений, которые предполагает закон, стал ясен из следующих её слов: «Федеральный закон № 44-ФЗ расширяет само понятие контракта и призван регулировать весь процесс взаимодействия заказчика и поставщика». Всего данный закон вводит порядка 70 новаций. К примеру, теперь закупка будет считаться совершённой не с момента совершения закупки, а с завершения доставки. Также речь теперь будет идти не о нуждах заказчика, а о государственных и муниципальных нуждах. Вводится понятие максимального значения цены контракта, усиливается ответственность поставщика. Пени и неустойки в ряде случаев становятся обязательными. Для крупных заказов должно быть обосновано исполнение. При выявлении аффилированности контракт может быть признан недействительным.
Интересно, что теперь у заказчиков и исполнителей появилось право заключить договор в устной форме, но Ольга Владленовна предупредила, что в этом вопросе не стоит идти впереди судебной практики. Будут заключаться контракты жизненного цикла – на разработку, использование, обслуживание и утилизацию оборудования. Точно охарактеризовали новый закон слова Ольги Владленовны о том, что 94-ФЗ был направлен на неизменность и сохранение единой модели, а 44-ФЗ направлен на управление изменениями.
Несмотря на важность ФЗ-44, принятие правовых актов, сопутствующих ему, идёт медленно, хотя Правительство делает для этого всё возможное. Об этом сообщила Юлия Тотрова, главный советник Департамента экономики и финансов Аппарата Правительства РФ.
Разумеется, принятие нового закона тесно связано с последующим обучением деятельности по нему. Здесь, по словам Ирины Кузнецовой, научного руководителя Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьёва (ВШЭ), имеется существенный пробел, так как программа, подготовленная её институтом ещё год назад, до сих пор не подтверждена Минобрнауки. По мнению Кузнецовой, со стороны заказчика строго по регламенту должна действовать контролирующая служба, сотрудники которой должны быть обучены в сфере закупок.
Александра Третьякова, исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDIA, также обосновала необходимость нового закона. По её словам, в медицинской сфере не всегда работает подход «больше и дешевле», а однозначных решений нет: «Федеральный закон № 94-ФЗ привёл к большим убыткам, поскольку оборудование, купленное по низкой цене, зачастую простаивает и не используется». По мнению Третьяковой, единых требований к выбору медицинской техники нет и не может быть. Кроме того, затраты на инфраструктуру в России превышают европейские на 70%; таким образом, можно переносить финансовую нагрузку с инфраструктуры на технологии.
Также на форуме были представлены доклады по темам «Сложные и спорные вопросы госзакупок в рамках Контрактной системы» и «Электронные торги – 2014». Как рассказали организаторы, наибольший интерес вызвали выступления, посвящённые конкретным практическим вопросам применения 44-ФЗ: обоснование начальной максимальной цены контракта; закупки у единственного поставщика; расторжение контракта в одностороннем порядке.
Многих поставщиков интересует вопрос ограничений на госзакупки продукции зарубежных производителей, и они просили более широко осветить его на следующем Форуме, который состоится 10 декабря на выставке «Здравоохранение».