Инновационные обучающие технологии в медицине – 2013 №5(62), 2013 год
В московском центре «ИнфоПространство» состоялась международная конференция «Инновационные обучающие технологии в медицине – 2013» и II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД – 2013.
Участники конференции и съезда не только ознакомились с опытом российских и зарубежных коллег, но также получили образовательные кредиты за посещение лекций и мастер-классов. Таким образом, идея непрерывного медицинского образования (НМО), активно поддерживаемая руководством страны и медицинскими деятелями, в частности такими как президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, нашла воплощение в практике. Врачи в Европе и США получают 250 образовательных кредитов в год. В России же пока планируется внедрение НМО только в отдельных регионах.
Одна из основных особенностей НМО – это его персонифицированность, которая также была воплощена в жизнь на конференции: параллельно работало множество секций, причём участники могли выбрать мероприятие по интересам. Использование виртуальных пациентов в подготовке специалистов, новые технологии в клиническом обучении, повышение квалификации организаторов здравоохранения – эти и многие другие темы были разобраны в рамках лекций, мастер-классов и круглых столов, общее число которых более девяноста.
Также в рамках конференции состоялись II Съезд РОСОМЕД, где была подробно освещена тема симуляционного обучения и открытое заседание Координационного совета по развитию НМО Минздрава РФ, там были озвучены методические рекомендации по отработке новой модели непрерывного медицинского и фармацевтического образования и план её внедрения в отдельных субъектах.
Кроме того, в выставочном зале участники могли ознакомиться с самыми современными учебными материалами, клиническими симуляторами, анатомическими моделями, инновационной техникой и оборудованием.
Конференцию открыл показ фильма «Послание», в котором известные российские врачи рассказали о роли профессии врача. По окончании фильма президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль попросил присутствующих почтить минутой молчания ушедших старших учителей.
Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Игорь Маев зачитал приветствие участникам конференции от министра Вероники Скорцовой, где она раскрыла причины и цель внедрения инноваций в систему повышения квалификации кадров в здравоохранении. Игорь Вениаминович развил эту тему, кратко описав стратегию развития медицинского образования в России. Так, например, ординатура будет длиться два года, произойдёт переход к специализированному обучению, а на последнем этапе обучения будет оцениваться опыт выпускника.
Подытоживая анализ проблем, существующих в сфере качества и количества медицинских кадров, Игорь Маев отметил, что необходимо внедрение адресных программ. Так, в 2019 году будут функционировать уже 80 симуляционных центров.
Ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, главный внештатный специалист по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава РФ Пётр Глыбочко обратил внимание участников конференции на то, что образовательные стандарты, принятые в 2001 году, устарели. Также он отметил, что в России, по сравнению с Европой, существует неоправданно большое количество специальностей. Но есть и позитивные моменты: доля врачебного онлайн-образования увеличилась до 30%, созданная электронная медицинская среда обеспечивает свободу выбора формы обучения.
О том, чем медицинское образование будущего отличается от настоящего, рассказала Мадалена Патрисио, президент Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (AMEE). Её мнения об огромном значении симуляционных воркшопов, ориентации на стандарты, а не на время при лечении пациентов и об обучении врачей в глобальном мировом пространстве вызвали живой интерес со стороны коллег.