Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников: «Новая образовательная программа сыграет положительную роль в управлении развитием здравоохранения Москвы» №1(58), 2013 год

Владимир Пожарский

В Московском городском университете Управления Правительства Москвы на торжественном открытии образовательной программы «Управление развитием здравоохранения Москвы», разработанной для государственных гражданских служащих и руководителей ЛПУ, столичный вице-мэр по вопросам социального развития Леонид Печатников прочитал актовую лекцию по теме «Перспективы развития столичного здравоохранения». В открытии образовательной программы также приняли участие руководитель Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов, начальник Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Александра Александрова, и.о. ректора МГУУ Правительства Москвы Андрей Марголин, директор Центра развития здравоохранения Константин Царанов, директор Департамента образования и кадровой политики Минздрава РФ Вадим Егоров.

Руководитель Управления госслужбы и кадров столичной мэрии А. Александрова во вступительном слове попросила слушателей образовательной программы подойти к обучению серьезно, а не формально. Вникать в детали, нюансы, и если что-то непонятно — не стесняться задавать вопросы. С приветственным словом к слушателям обратился Георгий Голухов — он подчеркнул высокое значение, которое придает Департамент здравоохранения новой образовательной программе, и выразил надежду, что в скором времени в московском здравоохранении появится система непрерывного образования не только для лечащих врачей, но и для руководителей системы и учреждений здравоохранения. Затем слово взял «архитектор» перестройки московского здравоохранения Леонид Печатников.

Избавление от былых пороков

Заместитель мэра в начале своей яркой и выразительной полуторачасовой лекции назвал главные пороки системы здравоохранения столицы двухлетней давности. Это — полное отсутствие преемственности между поликлиническим и стационарным звеном. В лучшем случае в больнице пролистывали медкарту пациента, если он её приносил. Но никто и не думал специально запрашивать её в поликлинике. Получалось, что в больнице не верили коллегам из районной поликлиники. В результате больной лежал перед плановой операцией неделями, ожидая очередного обследования. После операции (через месяц) пациент возвращался на обслуживание в поликлинику с пустыми руками, а в лучшем случае — с мятой бумажкой, на которой неразборчивым почерком был написан диагноз. А в цивилизованном мире, по словам Печатникова, стационарная помощь занимает всего 30%, остальные 70% — это помощь в амбулатории. В России же в целом и в столице в частности все наоборот: 70% занимают как раз самые дорогие стационарные услуги пациенту. С учетом того, что в США на здравоохранение идет 18% ВВП, в Западной Европе — 14%, а в России — 3,2%, отрасль долгие годы испытывала значительное недофинансирование! И хотя непосредственно в Москве за счёт регионального бюджета на здравоохранение направляется до 10% ВВП, но все равно при прежнем подходе к организации медицинской помощи и сохранению её структуры этих денег всегда будет недостаточно. Заместитель мэра отметил также, что в прежние времена в поликлинике невозможно было сделать полноценное обследование: на весь город было всего 13 компьютерных томографов! Сейчас в столице на модернизацию здравоохранения направлено 105 млрд рублей, и появилась реальная возможность кардинально изменить положение вещей. Среди 500 существующих поликлиник были выбраны наиболее подходящие по площадям и на их базе создано 46 объединений (амбулаторных центров). К каждому такому объединению прикреплено до 300 тысяч граждан. Уже приобретено 108 компьютерных томографов и много другой необходимой аппаратуры, которая будет устанавливаться в этих поликлинических центрах.

Терапевтический фильтр

— Основная задача образовательного курса Университета — это напитать главных врачей объединений элементарными юридическими знаниями: сюда входит гражданское, частное и трудовое право, — сказал Леонид Печатников. — Здравоохранение с 2015 года становится на 100% страховым. Все окружные управления здравоохранения города реорганизованы в казенные учреждения — фактически они стали управляющими компаниями здравоохранения административных округов. Они будут существовать за счёт бюджета, а поликлиники и больницы только за счёт фонда обязательного медицинского страхования. Что касается перечисления средств, то поликлиники будут получать от общей суммы оказанных услуг 70%, а 30% составит стимулирующая часть. Плохо работаешь — получишь только 70%, хорошо трудишься — 130%! Финансы будут распределяться именно таким образом, стимулируя труд врачей и медсестер. Главврач поликлиники уже не сможет и не захочет держать по несколько заместителей, которые сами не зарабатывают денег. Ему станет интересно иметь у себя в штате лишь, скажем так, полезные кадры. Мы не только накупили приборов, но и произвели серьезные структурные изменения, чтобы создать терапевтический фильтр. Ведь 70% проблем пациента может и должен решить врач общей практики, то есть толковый терапевт! Главврачи поликлиник и стационаров должны держать на работе только стоящих врачей и платить им большую зарплату. Пусть хороший хирург с утра до ночи делает операции и получает 200–300 тысяч рублей в месяц! Но кроме реальной помощи пациентам он ещё должен учить молодежь, которая на первых порах должна получать маленькую зарплату, но ценные знания.

Творческий подход

— Теперь расскажу о структурных изменениях в больницах, — продолжил лекцию Леонид Печатников. — Два года назад в столичных стационарах было 85 тысяч коек, среднее время лечения одного пациента занимало 24 дня. Мы выделили 23 самые крупные «опорные» больницы с общим числом 40 тысяч коек, все они как были, так и останутся многопрофильными. Все эти больницы получили и продолжают получать новейшее оборудование, которое нами уже закуплено. Параллельно с установкой новых приборов и систем там будет проводиться ремонт, кое-где будут строиться современные корпуса. Остальные стационары, в которых по 500–600 коек, по мере уменьшения госзадания, будут перепрофилировать койки под реабилитационное, восстановительное лечение и заниматься внебюджетной деятельностью. Полностью легальной внебюджетной деятельностью — все деньги должны поступать строго в кассу, а не в карман! Постепенно часть из них может перейти на концессию. Что это такое, расскажу на примере городской больницы № 63. Инвестор, беря её в концессию, обязуется вложить в ремонт и строительство нового корпуса 4,5 млрд рублей, кроме этого заплатить городу за право концессии 1 млрд рублей. На базе ГКБ № 63 в том числе планируется открыть Центр позитронно-эмиссионной томографии. После ввода больницы в эксплуатацию 60% пациентов там будут лечиться на платной основе (ДМС, платные услуги), а 40% — по полисам ОМС.

В заключение заместитель мэра поставил конкретную цель к 2016 году: 60% столичных пациентов должны лечиться амбулаторно и только 40% — в стационаре. Леонид Печатников сказал, что эта задача вполне выполнима, если отнестись к будущей работе с энтузиазмом и творческим подходом, и в этом должна сыграть свою положительную роль новая образовательная программа «Управление развитием здравоохранения Москвы».