Руководитель ФМБА России В.В. Уйба подвел итоги года №4(57), 2012 год
26 декабря 2012 года в Федеральном медико-биологическом агентстве состоялась пресс-конференция руководителя ФМБА России Владимира Викторовича Уйба, на которой он подвел итоги уходящего года и остановился на значимых для агентства направлениях деятельности.
Работа ФМБА России на Лондонской олимпиаде
«Мы оцениваем работу нашей бригады в Лондоне положительно, ведь заработанные медали – это не только заслуга спортсменов и тренеров, но и наша. Некоторые участники просто не смогли бы выступить на финальных соревнованиях, если бы они не прошли высокотехнологичную медицинскую реабилитацию. Я не скрою, были свои сложности, но для нас это ценный опыт», – отметил Владимир Уйба.
На олимпиаде в Лондоне работало три центра. Конечно, проще оказывать медицинскую помощь в одном месте, но на подобных мероприятиях свои особенности и приоритеты. Основная проблема – это удаленность медицинского пункта от места проведения соревнования. Например, спортсменам по гребле не получалось оказывать помощь в основном центре, в таких условиях выручали мобильные конструкции. Бригада работала круглосуточно: кто-то из спортсменов приезжал после полуночи (необходимо было в течение 2–3 часов провести восстановление), кто-то после утренних или дневных соревнований. Каждый спортсмен как минимум трижды прошел через комплексное медицинское сопровождение: по данным, опубликованным ФМБА России, в реабилитации и восстановлении пациента принимали участие 2–3 специалиста.
Владимир Уйба подчеркнул, что, хоть агентство впервые работало в таких реальных боевых условиях на олимпиаде, на общую результативность это не повлияло. Было задействовано мобильное перевозное оборудование, устанавливаемое прямо у кромки поля, поэтому спортсмен получал необходимую помощь сразу же после прохождения дистанции. Безусловно, такие технологии позволяли существенно экономить время, которое на олимпиаде на вес золота.
«К нам большой интерес проявляли коллеги из других сборных. Для многих была неизвестна технология контрпульсации. Кто-то не представлял, как можно было привести мобильные установки по криовосстановлению, ведь, как правило, это стационарные установки и вопрос их автомобильной перевозки для большинства сборных не решаем. У нас есть перспективные ноу-хау технологии, которые мы держали в закрытом формате, так как не хотели раньше времени показывать их конкурентам. У каждой медицинской бригады есть открытый и закрытый формат восстановительных технологий. На олимпиаде наш специализированный отдел занимался аналитикой и сбором информации из открытых источников о медицинских возможностях соперников. Должен сказать, что ничего нового мы не узнали», – подметил Владимир Уйба.
Также Владимир Викторович подчеркнул, что на олимпиаде в Сочи, в отличие от Лондона, будет установлено шесть передвижных мобильных комплексов, каждый их которых представляет собой снаружи большой автобус, а внутри медицинскую лабораторию по определенным направлениям: аппаратная реабилитация, реабилитация инертными газами, низкими температурами и т.д. Такие установки будут максимально приближены к местам соревнований.
По каждому спортсмену сочинской олимпиады составлен индивидуальных график его подготовки с точки зрения медико-биологического и медико-санитарного сопровождения: расширенные углубленные медицинские осмотры, чтобы не просмотреть какой-то патологии, которая привела бы на финальной стадии к сбою результативности; санация всех хронических очагов у спортсмена; реабилитация при высоких нагрузках; профилактика ранее полученных травм, ведь непрофилактированная травма на пике высокой нагрузки дает существенное ограничение спортсмену. Министерство спорта РФ отобрало 100 реальных претендентов на медали, они находятся под индивидуальным ведением с особым графиком медицинской подготовки.
Медицинское обеспечение работников предприятий отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
Одна из приоритетных задач агентства – профилактика, раннее выявление, диагностика онкологических заболеваний. У ФМБА России существует целая система ведения комплексных направлений, которые отрабатываются на трех площадках: в Архангельске, Нижнем Новгороде и в Красноярске. Что включают в себя эти центры раннего выявления и лечения рака? В первую очередь, это диагностика онкологических заболеваний на разных стадиях с использованием радиофармпрепаратов. Изотопами радиофармпрепаратов метятся молодые клетки, и затем они засвечиваются на специальной компьютерной томографии. Таким образом, появляется возможность выявить не одну локальную опухоль, как в случаях, когда проводятся исследования желудочно-кишечного тракта или головного мозга. За 1,5–2 часа исследуются и метятся молодые злокачественные клетки во всем организме. За 1,5–2 часа исследуются и метятся молодые злокачественные клетки во всем организме. В мире такая диагностика активно практикуется, а у нас в стране, к сожалению, она не так популярна. В России должно быть минимум 100 ПЭТ/КТ центров. На сегодняшний день их всего 50.
Второе направление этих же центров – отделение радионуклидной терапии (РНТ), где также с использованием РФП для различных опухолей органов проводятся лечение радиоизотопными препаратами, с тем чтобы местно произвести облучение быстрорастущей злокачественной клетки с эффектом полного уничтожения.
«Оперируя больного с онкологией, осуществляя химиотерапию, облучение, нужно понимать, что процент возникновения новой злокачественной опухоли достаточно высок, он может достигать 50% и выше. А орган, где проведено лечение РФП, для рака стерилен. На данный момент мы разрабатываем современный и эффективный метод лечения онкологических заболеваний – это протонная терапия. К концу 2013 года мы будем докладывать о первом этапе работы протонного центра в Димитровграде», – поделился планами Владимир Уйба.
Программа модернизации
ФМБА России проводит модернизацию в 84 клиниках, где выполняются работы по реконструкции и ремонту зданий и сооружений, клинических отделений и подразделений, больниц, а также работы по оснащению медицинским оборудованием и информатизации.
«В этом году мы можем сделать лишь 60% работы. По первичным расчетам, на этот проект нам требовалось порядка 130 млрд рублей, а выделено было 11 млрд рублей. Почему такой большой объем? Учреждения агентства расположены в 70 субъектах РФ. В 2013 году мы будем завершать программу модернизации, в результате которой медицинские учреждения будут отвечать современным стандартам диагностики и лечения тех или иных заболеваний», – сообщил Владимир Уйба.
Больницы построены по нормативам 50-х, 60-х, 90-х годов прошлого столетия – проекты, как правило, старые, требуют глобальной реконструкции. Зачастую архитектура здания не позволяет установить новые современные диагностические лечебные комплексы, так как они требуют современной системы подготовки воздуха, воды, высоты сооружения и т.д.
«Это серьезная проблема в системе агентства. Например, в Санкт-Петербурге у нас основное здание детского института вирусных инфекций постройки конца XVIII века. В таком помещении можно сделать музей, но не современный клинический центр», – подчеркнул Владимир Викторович.
ФМБА России предлагает вкладывать деньги не в старые постройки, а в строительство новых быстровозводимых зданий. Такая система практикуется по всему миру. Для родильных домов, инфекционных отделений и отделений хирургии агентство рекомендует использовать модульные здания, максимальный срок службы которых составляет 10–12 лет, после его утилизации создается новое. Владимир Викторович считает, что такая система намного дешевле, чем реконструкция старого помещения.
По поручению президента РФ агентство готовит новый проект по созданию центра острой оперативной травмы в Новгородской области на трассе Москва – Санкт-Петербург. Местность с очень высоким уровнем аварийности. На участке дороги гибнет около 100 человек в год, 70 из которых, по оценке ФМБА России, можно спасти, если оказать эффективную медицинскую помощь при травме головы, груди, таза, брюшной полости, костей и так далее, в первую очередь, с использованием современных высоких технологий оперативного вмешательства. На счету каждая минута: будет человек жить при тяжелом повреждении от аварии или погибнет от отека мозга в течение двух часов. Первый этап реабилитации самый сложный, как правило, местные клиники с ним не справляются. После прохождения первого этапа реабилитации при необходимости пациент будет переводиться в ближайшие больницы, в которых его лечение продолжится.
Трехэтажный модуль около 2000 квадратных метров с полномасштабным отделением реанимации нейротравмы, общей травмы, диагностическим блоком будет стоить порядка 500 млн рублей. Для сравнения: на строительство традиционной клиники потребовалось бы не менее 2 млрд рублей.
Валдайский проект планируется запустить в декабре 2013 года. Центр будет обеспечивать круглосуточную работу трехуровневой травматологической клиники: нейротравмы, костей, брюшной полости и легких. Специальные бригады с особой подготовкой будут приезжать на 2–3 месяца, на полгода и функционировать вахтовым методом. Владимир Викторович признался, что проект сложный, новый, требует детальной подготовки, подобного опыта в России нет.
«Мы призываем уйти от общепринятой схемы закупки дорогостоящего тяжелого оборудования, на которое страна тратит сотни миллиардов. Новая система предполагает заказ определенных услуг у частных компаний. Во многих европейских странах такая работа успешно практикуется. Государство заказывает у частной компании услугу, которая предварительно согласовывается по стоимости, по количеству и, самое главное, по сервису, через год договор пересматривается. Если стационарный аппарат выходит из строя, на время его починки компания предоставляет новый, таким образом, оказание той или иной медицинской помощи не прекращается», – рассказал Владимир Уйба.
Клеточные технологии
Для того чтобы не останавливать научные исследования, ФМБА России работает по опытным лицензиям. Агентство, единственное в стране, практикует новейшие методы при лечении лучевых ожогов. Лучевой ожог намного сложнее теплового и даже химического, так как он способствует массированному омертвлению тканей, сосудов, нервов на большом участке от места поражения – диаметр может достигать от 10 до 30 см.
Аутичную клетку, взятую из неповрежденного лучевым ожогом участка, пересаживают на мертвую поверхность, приживляют, она может размножаться. «Одну клетку пересадить не фокус. Так же, как и вторую. Но между собой у них нет биосинтеза. Нужно добиться того, чтобы клетки между собой начали целостное размножение. И мы с поставленной задачей справились, имея разрешение по опытной лицензии на лечение лучевых ожогов», – подчеркнул Владимир Уйба.
«При трагедии в 2010 году (пожар в клубе „ Хромая лошадь“) мы всем пострадавшим провели мезенхимальную пересадку аутичных клеток. Когда зона поражения у человека более 60%, найти объем повреждений невозможно и до развития ожоговой болезни нужно успеть пересадить и приживить новые клетки. У этих пациентов происходит ожоговая болезнь за счет не восполнения кожного покрова, как правило, такая травма несет летальный исход. Мы научились выращивать клетки из мезенхимы человека, когда, допустим, выделяется площадь 10Ч10 см и выращивается 20Ч20. Это своего рода медицинское чудо», – отметил Владимир Уйба.
Также ФМБА России работает со стволовыми клетками при раковых заболеваниях крови. После пересадки клеток важный показатель – выживаемость пациента. Владимир Викторович отметил, что срок более 5 лет (а такого результата достигает лишь несколько клиник в мире) – отличный показатель и заслуга комплексной работы агентства. Пересадка стволовых клеток при раке крови требует специально подготовленных врачей, новых технологий, отделений с условиями полной стерильности.
«По клеточным технологиям у нас много научных разработок. Наше отделение биомедицинских технологий активно и продуктивно работает в этой области. Нам нужен закон, который даст возможность использовать технологию регулирования и применения биотехнологий на человеке», – подытожил Владимир Уйба.
В ведение ФМБА России переходит ряд военно-медицинских учреждений
Минобороны России передает на баланс Федерального медико-биологического агентства около 30 военно-медицинских учреждений. Главное военно-медицинское управление Минобороны направило ФМБА России паспорта на ведомственные лечебные учреждения, в отношении которых уже принято решение о передаче. Минобороны передает на баланс Федерального медико-биологического агентства не только медицинские учреждения, но и закрытые военные городки. Каждое передаваемое медицинское подразделение в дальнейшем будет иметь статус гражданского лечебно-профилактического заведения. Оно будет оказывать медико-санитарные услуги от 3 тысяч до 20 тысяч граждан: военнослужащим, военным пенсионерам, членам их семей и местному населению.
В основном медицинский персонал в таких больницах – это врачи, которые в советский период были отправлены на эти территории. Возрастной ценз у работающих медиков и врачей среднего персонала – 50 и более лет. Военным врачам будет предложено либо перейти в другое медицинское учреждение, либо остаться работать в больнице в статусе гражданского врача.
Одна из поставленных перед агентством задач – привлечение новых кадров. Для ее реализации потребуется индивидуальная программа финансирования. По каждой территории ФМБА России совместно с Министерством обороны РФ составляют медико-социальные паспорта. Эти документы помогут разобраться в общем состоянии медицинского обеспечения в городках, покажут, сколько средств нужно для ремонта медицинских учреждений и постройки модульных поликлиник.
«У нас была похожая практика с региональным комплексом Байконур, когда поэтапно, с 2005-го по 2011 год мы полностью приняли систему военной медицины. Поэтому мы понимаем, как должна выглядеть организация здравоохранения на закрытых территориях. Потребуется отдельная программа материально-технической и кадровой модернизации», – заявил Владимир Уйба.
Организация научно-исследовательского института космической медицины ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
«В прошлом году мы решили сформировать свой институт, который будет заказчиком для медико-биологического сопровождения космонавта», – пояснил Владимир Уйба.
В институте будет осуществляться вся прикладная работа с космонавтом: медицинское сопровождения перед полетом, во время полета, этапы его подготовки, реабилитация после полета, продолжительность работоспособности на предстоящие полеты. Отдельная запланированная программа: космическое долголетие, обеспечивающая работоспособность космонавта как минимум на три длительных полета.
Штат уже сформирован: более 200 высококвалифицированных специалистов, научных исследователей в области космической медицины. Возглавит институт Виктор Михайлович Баранов, академик РАМН, который в течение многих лет работал первым замдиректора Института медико-биологических проблем.
Институт космической медицины заработает уже в ноябре и продолжит свое развитие в 2013 году. Для создания максимально приближенных условий работы космонавта необходима соответствующая площадь, суперсовременное оборудование, стенды, обеспечивающие невесомость и т.д. С 2013 года начинается долгосрочная работа по реализации этого проекта.
В 2013 году ФМБА России продолжит работу: по центрам томографии и РНТ – в Красноярске, Нижнем Новгороде и Архангельске, по протонной терапии – в Димитровграде, чтобы уже в 2014 году протоны могли применяться на пациентах. На данный момент в России такая терапия недоступна, и больных отправляют за границу. При быстрорастущей опухоли головного мозга, человек рискует не дожить до начала лечения, ведь срок оформления пациента за рубеж может растянуться на полгода.
«Такие технологии реально остановят статистику смертности у людей, ранее лишенных надежды на спасение. Это самая важная задача и результат работы таких объектов», – подчеркнул Владимир Уйба.