Обсуждение стратегии продолжается №4(57), 2012 год
31 октября в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция заместителя министра здравоохранения РФ Игоря Каграманяна, посвященная обсуждению проекта Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года. По словам чиновника, граждане из 82 регионов страны прислали свои предложения по совершенствованию этого документа, которые сотрудники ведомства уже обобщили. Тем не менее Игорь Каграманян через присутствовавших журналистов попросил россиян активнее направлять свои предложения на портал министерства, потому что 1 января 2013 года Стратегия в окончательном виде должна быть представлена президенту страны.
Один из пунктов Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» говорит: «Разработать до 1 января 2013 года с участием общественных организаций Стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации». В свете выполнения этого Указа и действуют чиновники.
– Стратегия предусматривает совершенствование лекарственного обеспечения, а не сокращение льгот, – заявил заместитель министра Игорь Каграманян на пресс-конференции. – Это системообразующий и социально значимый документ, который, так или иначе, касается каждого человека. При разработке проекта документа был учтен опыт и предложения регионов, предложения профессионального медицинского сообщества.
Замминистра подчеркнул, что реализация Стратегии предполагает привлечение дополнительных общественных и государственных ресурсов на длительный срок, совершенствование системы лекарственного обеспечения, без снижения при этом объемов льгот, установленных государством для населения. Лекарственное обеспечение, по его словам, будет развиваться в направлении улучшения качества и доступности. В рамках реализации Стратегии в планах чиновников – выбрать несколько регионов для проведения пилотных проектов в 2014–2016 годах. Накопительное страхование – это одна из возможных моделей, которые будут отрабатываться в данных пилотных проектах. В настоящее время на лекарственное обеспечение из государственного бюджета выделяется около 95 млрд рублей в год. В регионах в совокупности тратится еще около 25 млрд рублей в год.
Миллиарды – за подделку
К сожалению, за рамками выступления замминистра остался острейший вопрос: сколько процентов поддельных лекарств в российских аптеках и как конкретно чиновники собираются бороться с мошенниками. По данным ВОЗ, доля поддельных лекарств в мире достигает 25 процентов. В благополучных странах Европы она не превышает одного-трех процентов, а в странах Африки достигает 80 процентов. В России подобные сведения сильно разнятся. По данным Росздравнадзора, объем фальсификата равен лишь 0,2 процента от общего объема ЛС. Поверить в эту цифру невозможно! Получается, что у нас больше настоящих лекарств, чем в Британии и Германии. На мой взгляд, контролеры от медицины просто плохо работают или это кому-то весомому очень выгодно. А скорее всего, и то и другое. Представьте себе, могут ли в нашем славном государстве многие миллиарды, выделяемые государством на лекарства, попадать точно по назначению, минуя карманы мошенников? Ответ очевиден. В Министерстве экономического развития и торговли говорят о 10 процентах «левых» лекарств от общего количества, независимые аналитики называют рамки от 5 до 15 процентов, а академик Олег Киселев считает, что по отдельным категориям не менее трети всех лекарств в российских аптеках поддельные и не приносят обещанного эффекта. Эксперты указывают на еще одну проблему – мошенники все чаще используют профессиональное оборудование, что уменьшает шанс выявить фальшивку, а также переключаются на подделку лекарств из высокого ценового сегмента, в том числе онкологических. А кто подсчитает, сколько граждан России умерло от сердечных приступов, принимая поддельный валокордин или нитроглицерин? Фактически мошенники убивают людей. Тысячами. Десятками тысяч…
Однако вернемся вновь к освещаемым на пресс-конференции вопросам.
Найти свой путь
В последние годы многое сделано для развития российского здравоохранения: совершенствуется его законодательная база, растут инвестиции в здоровье, приоритетный национальный проект «Здоровье» и программа модернизации значительно обновили материальную базу больниц и поликлиник, приняты программы развития отечественной фармацевтической и биотехнологической промышленности. Однако многие специалисты в сфере экономики здравоохранения считают, что большие бюджетные средства тратятся недостаточно эффективно: за последние 50 лет продолжительность жизни в мире выросла на 11 лет, а в Индии даже на 21 год. В России же она осталась прежней, хотя катастрофическое ее снижение последних десятилетий удалось преодолеть. Но поставленные перед системой задачи не всегда верно отражают реальные потребности общества. Медикаментозное лечение чрезвычайно дорого, и если человек не входит в число льготников, имеющих право на получение лекарств со скидками или полностью бесплатно, он может столкнуться с тем, что не в состоянии приобрести нужный препарат. В группе риска – пенсионеры, не имеющие инвалидности, многодетные семьи, больные хроническими заболеваниями и все остальные граждане.
Поэтому ключевой момент будущей стратегии – предложить рациональную модель обеспечения пациентов лекарствами при амбулаторном лечении, с частичным возмещением их стоимости. Вариантов масса! В разных странах применяют разные модели. В Германии, например, расходы на лекарства покрываются медицинской страховкой, некоторые полностью, некоторые частично. Платеж в страховую организацию совместный – платит работодатель, доплачивает работник, можно также оформить страховку на семью. Но нам не следует тупо копировать модель какой-либо страны, необходимо найти оптимальный вариант именно для России. На пресс-конференции прозвучала по настоящему здравая мысль – привлечь само общество к обсуждению стоящих перед здравоохранением задач. Поэтому мы (коллектив редакции журнала) призываем всех неравнодушных к собственному здоровью людей активнее включиться в дискуссию и направлять свои предложения по электронной почте в Минздрав РФ.