Новое здравоохранение России: риски и возможности №4(57), 2012 год
21 ноября в бизнес-центре «Бородино» прошла первая практическая конференция «Новое здравоохранение России». Инициатором проведения мероприятия выступило ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения РФ. В числе докладчиков – ведущие сотрудники федеральных учреждений Минздрава РФ, ФАС, Росздравнадзора, экспертных организаций, главные специалисты, руководители регионального здравоохранения.
Участники конференции получили возможность детально ознакомиться с теми положениями законодательных новаций, которые ранее публично не освещались и не обсуждались. Обширная тематика конференции затронула как предприятия – производители лекарств, медицинской техники и медицинских изделий, поставщиков автоматизированных информационно-аналитических систем, кадровых и консалтинговых агентств, так и страховые компании, банки, инжиниринговые и проектные организации.
«На конференции мы анализируем ключевые вопросы и заинтересованность участников в модернизации здравоохранения России. Многие затрагивали вопрос о совершенствовании системы государственной регистрации цен. В рамках конференции мы создадим рабочую группу, в которую будут входить самые опытные специалисты и экономисты: не только теоретики, но и практики. Каждая рассматривая тема требует отдельной конференции и детального обсуждения. У нас запланирован ряд мероприятий, которые мы будем реализовывать начиная с нового года в зависимости от поправок в стратегических документах. Главное, у нас есть понимание того, что можно усовершенствовать. Сегодня наша основная задача – предоставить конкретную информацию так, чтобы люди получили полные ответы на все вопросы, которые могут возникнуть», – отметил советник президента МИСИР по вопросам развития здравоохранения Геннадий Ширшов.
Фарит Кадыров, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, заместитель директора центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, поднял вопрос, касающийся неполной урегулированности тарифов взносов на неработающее население. Отсутствие законодательного регулирования взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ведет к невыполнению подушевого норматива финансового обеспечения в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, установленного Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом происходит большая дифференциация страховых взносов на неработающее население по субъектам РФ в расчете на одного человека (в 2009 году максимальное и минимальное значения по субъектам РФ различались в 100 раз).
«Тенденция к централизации – это попытка собрать все средства в один кулак и попытаться более или менее справедливо распределить по территории страны, независимо от экономической ситуации в регионе. Минимальный размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения установлен Федеральным законом в размере 18 894,6 рубля», – сообщил Ф. Кадыров.
В 2013 году размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения не может быть менее фактического размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2010 году и 50% разницы между размером страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитанным в соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и фактическим размером страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2010 году. Это значит, что «полноценный» тариф на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в соответствии с требованием закона, будет достигнут только к 2015 году. Обнадеживает то, что размер взноса достаточно высокий и установлен четкий механизм достижения этой цели. С 2012 года все обязательные взносы в ОМС уплачиваются в Федеральный фонд. Основным же источником средств территориальных фондов ОМС начиная с 2012 года являются субвенции из федерального фонда бюджетам территориальных фондов с введением в систему ОМС скорой медицинской помощи и расходы, связанные с денежными выплатами работникам скорой помощи также будут финансироваться за счет средств ОМС. Сама скорая помощь в 2013–2014 годы хоть и будет входить в систему ОМС, но средства на нее в территориальные фонды будут передаваться субъектами в территориальные фонды ОМС через межбюджетные субсидии. В итоге часть средств от прибавляющихся 2% страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих будет направлена на цели, которые ранее покрывались за счет федерального бюджета.
На конференции поднимался вопрос о стратегии развития лекарственного обеспечения до 2025 года.
«Стратегия развития лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении до 2025 года активно обсуждается в нашем сообществе. Серьезная проблема: вопрос о лекарственном обеспечении при амбулаторном лечении. Об этом мы говорим начиная с 90-х годов и понимаем, что этот вопрос является ключевым при запуске механизма реформирования здравоохранения. Эта программа является одной из ключевых в системе здравоохранения», – подчеркнул Владимир Стародубов, директор ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, вице-президент РАМН, заслуженный врач России, председатель ученого Совета ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ.
С.В. Глаголев, начальник отдела мониторинга эффективности и безопасности лекарственных средств Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, выступил с докладом на тему «Организация системы мониторинга безопасности медицинской продукции в РФ».
Детально был рассмотрен вопрос о порядке оказания медицинской помощи. Стандарт медицинской помощи, согласно закону, включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, видов лечебного питания и т.д.
«Врач не может руководствоваться усредненными значениями. Он должен подбирать то, что в наибольшей степени соответствует потребностям оказания медицинской помощи именно данному пациенту, именно в данной форме протекания заболевания», – пояснил Ф. Кадыров
На конференции также обсуждался контроль над обращением медицинских изделий. Государственный контроль осуществляется посредством проверок по соблюдению правил в сфере обращения медицинских средств, выдачи разрешений на ввоз на территорию РФ медикаментов с целью государственной регистрации. По данным Сводного отчета подсистемы «АИС: Контроль медизделий», за 10 месяцев 2012 года выявлено 100 наименований незарегистрированных изделий; 16 наименований, не соответствующих установленным требованиям; 262 наименования с истекшим сроком годности.
Отмена субсидиарной ответственности при переходе бюджетных учреждений в новый статус – это один из элементов реформы бюджетной сферы, связанный с реализацией Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Принятие этого закона связано вовсе не с тем, что у бюджетных учреждений было мало прав. Основная причина – дисбаланс прав и ответственности. Согласно закону, казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Бюджетное (как и автономное) учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым и недвижимым имуществом, закрепленным за ним. Остальным имуществом, находящемся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества.
Также на конференции поднимались вопросы о перспективах реформирования системы государственных и муниципальных закупок, развитии российской системы фармаконадзора и контроля качества медицинских изделий, системы государственных закупок и конкуренции в системе здравоохранения, передачи полномочий в сфере здравоохранения от муниципальных образований субъектам Российской Федерации.