Актуальные проблемы педиатрии №2(55), 2012 год
Этой теме был посвящен XVI Конгресс педиатров России с международным участием, состоявшийся 24–26 февраля в Москве. «Встреча представителей разных сфер деятельности — медицины и образования не случайна, — заметил на пленарном заседании, проходившем в Храме Христа Спасителя, академик Российской академии образования Н.Н. Малофеев. — Ведь медицинская помощь детям — важнейший смысл профессиональной деятельности врача. И, вероятно, некогда сделанный участниками Конгресса выбор профессионального поприща подтверждается гражданской позицией и признанием духовных ценностей, дарованных миру христианством. Поэтому совпадение целей и места сегодняшней встречи побуждают задуматься об их провидческом смысле».
Открывшая пленарное заседание директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения В.А. Широкова рассказала об итогах реализации нацпроекта «Здоровье» и перспективах модернизации педиатрической службы, обратив внимание на то, что «в настоящее время педиатры, организаторы здравоохранения, ученые реализуют те направления проекта, которые позволили нам достичь определенных демографических успехов». В зачтенном приветствии министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой были приведены конкретные цифры: «За последние пять лет показатели рождаемости в нашей стране повысились на 23,5%; число искусственных прерываний беременности сократилось на 30%; материнская и младенческая смертность снизились на 35% и 33,5% соответственно; частота мертворождения сократилась на 20%; ранняя неонатальная смертность — на 40%. Если мы проведем анализ за 10 лет (с 2000 года), то увидим, что младенческая смертность снизилась на 51%, тогда как за предшествующие 10 лет всего лишь на 12%. Поступательное движение очевидно. Но, безусловно, перед нами стоят более амбициозные задачи».
Среди этих задач — продолжение снижения младенческой и материнской смертности, даже в условиях новейших тенденций (перехода на стандарты ВОЗ по выхаживанию маловесных детей) по гармонизации с мировым сообществом. Другая важная задача — принятие активных мер в области профилактики детской заболеваемости. Сложная проблема, далеко выходящая за рамки сугубо медицинской деятельности. В.А. Широкова уделила внимание обоим векторам развития отечественной педиатрии. «Для того чтобы успешно реализовывать мероприятия по снижению младенческой смертности, были выбраны следующие направления: развитие перинатологии, неонатологии, развитие помощи новорожденным, улучшение медицинской помощи женщинам. Самым нашумевшим среди реализованных направлений стало строительство учреждений по оказанию помощи женщинам и детям третьего уровня, так называемых перинатальных центров. На сегодняшний день построены и начали успешно функционировать 23 новых перинатальных центра. Мы не ожидали, что сразу же после открытия этих учреждений уменьшится показатель младенческой смертности и улучшится качество медицинского обслуживания».
Как пояснила В.А. Широкова, «для того чтобы снизить младенческую смертность, необходимо знать ее структуру». Большой процент показателей младенческой смертности относится к состоянию перинатального периода. На втором месте — врожденные аномалии развития. «Именно на это, — продолжила директор Департамента, — направлен проект, который не является абсолютно новым, но представляет собой усовершенствованную схему обследования женщин в первый триместр беременности на предмет выявления аномалий и врожденных пороков развития. Если в течение первого года в качестве пилотных проектов было включено только 3 субъекта РФ, то в 2011 году к ним присоединилось еще 26 субъектов, а в 2012 году планируется присоединение еще 27. Возможность выявления заболеваний в течение первых трех месяцев беременности очень большое преимущество, которое позволит отказаться даже от неонатального скрининга и предотвратить развитие инвалидности у детей».
Важными направлениями работы в области профилактики детской заболеваемости названы вакцинопрофилактика, проводимая путем расширения календаря прививок с использованием современных разработок отечественных производителей вакцин; возвращение обязательной диспансеризации детей, особенно до 1 года, с применением ультразвуковой детекции и лабораторных тестов; формирование у подрастающего поколения понимания необходимости ведения здорового образа жизни. В.А. Широкова с горечью констатировала, что в России из 23 тысяч умирающих детей «третья часть погибает от внешних причин, причем одна из ведущих причин — суициды… Почти год работает Межведомственная правительственная комиссия по разработке программы, решающей, каким образом нам необходимо влиять на это саморазрушающее поведение подростков. Безусловно, это проблема не только медицинская. Но специалисты Минздрава понимают, что их доля здесь тоже велика».
Тему психологического здоровья детей продолжил ведущий специалист в области коррекционной педагогики Н.Н. Малофеев. Коррекционная педагогика, отметил он, сегодня движется в сторону раннего оказания специализированной помощи, которое позволяет добиться более уверенных результатов. «Всем стала очевидной необходимость создания нового направления помощи — early intervention (раннее вмешательство), то есть раннего выявления патологии развития. Столь же понятной стала необходимость более тесного, чем раньше, сотрудничества врача, дефектолога, родителя. Система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений развития ребенка, на наш взгляд, является базовым направлением модернизации специального образования, — подчеркнул академик. — Наш двадцатилетний экспериментальный опыт убеждает: ранняя помощь позволяет предупреждать возникновение вторичных нарушений, обеспечить реализацию реабилитационного потенциала и снижение риска социальной недостаточности ребенка. Поэтому Минобрнауки в последнее время смещает акцент организации комплексного лечения с времени школьного обучения на период дошкольного, особенно раннего, обучения — оказания помощи в первые три (главным образом, в первый) года жизни ребенка».
Основной пафос доклада заключался в обращении к врачам-педиатрам: только при слаженной работе врача-педиатра и педагога дети с ограниченными возможностями здоровья могут достичь значительной степени реабилитации! Н.Н. Малофеев пояснил: «Подтвердить, сколь велика роль партнерства педагога и врача, я готов на примере кохлеарной имплантации. Все знают, что это дорогостоящая операция стоимостью в 1 млн рублей. После подключения речевого процессора у глухого ребенка появляется возможность адаптироваться к звучащему миру и начать осваивать речь так же, как слышащие дети. Раньше делалось 250 подобных операций, сейчас делается больше, а надо 2–2,5 тысячи. Однако без квалифицированной работы сурдопедагога реализовать возможность, обеспеченную дорогостоящим вмешательством, ребенок не сможет! Наш коллега из Центра кохлеарной имплантации во Фрайбурге (Германия) точно оценил ситуацию: „Нет такого импланта, который бы не заработал после операции. Но есть дети, которые не начинают говорить“. После операции необходимо психолого-педагогическими методами запустить принципиально новый для ребенка механизм слухового восприятия. Требуется реконструировать взаимодействие с окружающим миром на основе изменившихся возможностей и тем самым обеспечить переход ребенка на естественный путь развития».
Генеральный секретарь Европейской педиатрической ассоциации, почетный профессор Научного центра здоровья детей РАМН М. Петоэлло-Мантовани (Италия) констатировал, что в Европе все говорят о том, что педиатрическая служба находится если не в кризисе, то, безусловно, на перепутье. На сегодняшний день «основной вопрос заключается в том, кто, что и где делает». «Мы прекрасно понимаем, что сама концепция определения того, кто и что делает в педиатрической помощи, основана на признании семейного подхода, — продолжил М. Петоэлло-Мантовани. — А это означает, что помощь, ориентированная на семью, должна основываться на взаимодействии между пациентами, медсестрами, врачами, а также представителями таких специальностей, как диетологи и психологи. Концепция, которую мы по-английски называем medical home, включает в себя такие принципы, как доступность, непрерывность, комплексность, а также скоординированность и милосердие. Не так давно на основе концепции medical home родилась концепция семьи как центра оказания медицинской помощи. Она основывается на двух постулатах: 1) семья — главный источник сил и поддержки для ребенка; 2) важна правильная информированность ребенка и членов его семьи в выборе метода лечения. Все медики, обученные по этим концепциям, должны основываться на принципах участия семьи в уходе за детьми. Надо сказать, что за последние 10–15 лет семья действительно стала центром оказания медицинской помощи, центром и движущей силой!».