Сестринское дело: инновационная составляющая №1(51), 2011 год
15-16 марта в Москве прошло совещание главных медицинских сестёр ФМБА России. На повестку дня были вынесены вопросы допуска к профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским образованием, их целевой подготовки и аттестации, а также применения IT-технологий в работе медицинских сестёр. В ходе совещания состоялись награждения лучших медицинских сестёр отрасли. Им были вручены памятные знаки, изображающие лампу Флорес Найтингейл – символ бескорыстной и подвижнической деятельности.
Открывая совещание, руководитель ФМБА России Владимир Уйба подчеркнул злободневность и важность форума. Акцентируя внимание на лучших традициях учреждений здравоохранения Агентства, Владимир Викторович заметил, что необходимо поддерживать наставничество, укреплять преемственность поколений. Роль медицинской сестры в медицине чрезвычайных ситуаций, которая является прерогативой ФМБА России, сложно переоценить, особенно учитывая то обстоятельство, что год от года увеличивается объём высокотехнологичной помощи, оказываемой пациентам.
В 2007 году была принята Концепция развития сестринского дела в РФ. Этот документ во многом опередил время, явившись предтечей Программы, рассчитанной до 2020 года.
Время диктует свои требования, связанные с расширением профессиональной востребованности и уровня компетенции медицинских сестёр. По нормам ВОЗ, на одного врача должно приходиться четыре медицинские сестры. Отечественному здравоохранению пока далеко до этих стандартов, но их достижение — вопрос времени.
Владимир Уйба заметил, что необходимо применять новый подход к образованию медицинских сестёр, уровень компетенции которых должен неуклонно повышаться. Это связано прежде всего с тем, что средний медперсонал становится активным соучастником высокотехнологичных методов лечения. В частности, в Агентстве всё активнее используются клеточные технологии, производится пересадка органов и тканей. ФМБА России эксклюзивно владеет технологией пересадки аутичных клеток кожи, которая эффективно используется при обширных термических поражениях организма. Благодаря высокому профессионализму врачей и медицинских сестёр удалось спасти 30 пациентов, пострадавших в «Хромой лошади», получивших поражения кожи более 70%, что ранее считалось несовместимым с жизнью.
— Сегодняшняя аудитория представляет собою лидеров отрасли, лучших организаторов сестринского дела, — подчеркнул Владимир Уйба. — Велика роль главной медицинской сестры в развитии системы здравоохранения. Вашей активной жизненной позицией должно стать неизбывное стремление к совершенствованию знаний. В Агентстве создана стройная система дои последипломного образования и аттестации. Только совершенствуя знания, вы получаете возможность соответствовать духу времени.
С программным докладом «Сестринское дело в системе ФМБА России: реальность и перспективы развития» выступила Ирина Бахтина, кандидат медицинских наук, главный специалист по управлению сестринской деятельностью ФМБА России, директор ГОУ СПб ЦПО ФМБА России.
Докладчик остановился на принципах формирования единого ведомственного заказа на подготовку специалистов со средним медицинским образованием для нужд Агентства и вопросах последипломной подготовки.
Важным элементом образовательных программ, по мнению Ирины Бахтиной, является обеспечение развития научных исследований в сестринском деле, вовлечение специалистов — СМР (средних медицинских работников) в исследования, проводимые профессиональными ассоциациями, научными группами. Должна постоянно развиваться система обмена опытом, чему способствуют конференции по профильной тематике, работа секций сестринского дела в рамках форумов, проводимых Агентством.
Значительная часть доклада была посвящена анализу информации, полученной в результате анкетирования учреждений здравоохранения отрасли по кадровому составу средних и младших медицинских работников. К сожалению, не все представили эти данные. Тем не менее на основании полученной информации можно составить коллективный портрет СМР и МлМРАгентства и наметить наиболее узкие места в организации работы и формировании кадрового потенциала.
Так, в учреждениях, представивших материалы, вакансии заполнены всего на 82%, иными словами, существует активный спрос на медицинских сестёр. Важной проблемой является старение кадров. Анализ показал, что треть СМР находится в возрастном диапазоне 25—40 лет, треть — 50—70 лет. Мало молодёжи, на её долю приходится всего 8%.Учреждения, представившие материалы, укомплектованы кадрами СМР, средний возраст которых 44 года. Существует дефицит кадров младших медицинских работников. Ставки не заполнены на треть, а средний возраст работающих — 48 лет. В связи с этим, неблагоприятно складывается соотношение медицинская сестра — младший медицинский работник. Причина банальна: невысокая заработная плата в целом по отрасли.
Ирина Бахтина проанализировала данные, свидетельствующие о профессиональном уровне СМР. Сертификаты специалиста имеют 92,1% средних медработников. 314 человек занимают должности, не соответствующие образованию, 309 человек не имеют необходимой специализации (без учёта старших и главных медицинских сестёр). Докладчик подчеркнул, что надо значительно эффективнее использовать потенциал системы профессиональной подготовки, созданной в отрасли. Тем более что Концепция развития системы сестринского дела в РФ на период до 2020 года предполагает поэтапный переход на оптимальную расстановку медицинских кадров.
Перед сестринской службой стоят масштабные задачи: внедрение организационных форм и методов непрерывного образования, использование методик дистанционного образования, позволяющих получить равный доступ к информации всем специалистам сестринского дела, работающим в системе здравоохранения ФМБА России. Важным представляется расширение границ компетенции сестринского персонала за счёт выделения стандартизированных элементов медицинской помощи, совершенствования контрольных материалов, применяемых при прохождении квалификационных экзаменов и аттестационных испытаний с учётом новых принципов сестринской деятельности, а также пересмотр требований к присвоению квалификационных категорий, отражающих способность специалиста к освоению и использованию инновационных принципов сестринской помощи. Идеологией кадровой политики должно стать сохранение и закрепление кадров, привлечение специалистов, особенно в отделенные районы и закрытые территории.
Высококвалифицированная медицинская сестра имеет возможность вывести отечественное здравоохранение на более качественный уровень и способствовать сдерживанию себестоимости медицинских услуг.
На совещании прозвучал доклад заместителя директора ФГОУ СПб ЦПО ФМБА России Валерия Самойленко, посвящённый правовым аспектам деятельности главных и старших медицинских сестёр.
Второй день совещания был посвящен обсуждению вопросов нормативно-правового регулирования деятельности медицинских сестёр, организации непрерывного обучения среднего и младшего медперсонала, а также обмену опытом.
P.S. Ирина Бахтина рассказала корреспонденту нашего журнала о перспективах развития сестринского дела.
— Моя мечта — достичь интеграции в программах профессиональной подготовки медицинских сестёр, начиная с начального уровня, заканчивая высшей школой. Мы к этому стремимся. На протяжении последних трёх лет многое делаем для создания института сестринского образования в структуре ФМБА России. Утверждение нового стандарта высшего образования подготовки медицинских сестёр поможет унифицировать учебные программы.
Второй момент: на профессиональном поприще часто воспринимали выпускников высшей школы по квалификации «медицинская сестра» только как менеджеров. Возникал парадокс: квалификации менеджер в структуре здравоохранения нет, хотя этот специалист занимается управлением сестринской деятельностью. В процессе реализации программ высшей школы для медицинских сестёр, к сожалению, была реализована только одна из траекторий — управленческая, забыты наработки начала 90-х, в период создания первого факультета сестринской академии, — тогда шла подготовка преподавателей для образовательных учреждений и экспертов в части специализированного сестринского ухода. Сейчас мы неуклонно движемся по намеченному пути, хотя и с препятствиями.
Успех деятельности Центра последипломного образования связан с тем, что у нас достаточно большой процент задействованных преподавателей имеют профильное высшее образование по сестринскому делу. Это новая генерация преподавателей. Сходным путём шли наши зарубежные коллеги. С 90-х годов прошлого столетия выработаны требования к уровню подготовки преподавателей сестринского факультета, которые должны иметь минимум степень бакалавра. Сейчас уровень бакалавра необходим и для допуска среднего медперсонала к клинической деятельности.
На протяжении последнего десятилетия российское сестринское сообщество бурно развивается. Сейчас наступил период осмысления достигнутого. Нужно проанализировать, что получилось в результате реформ и каким образом можно защитить нашего пациента. Что произошло? Система здравоохранения не была готова к такому притоку специалистов с высшим образованием. Поэтому их с удовольствием разбирали коммерческие медицинские центры. Специалисты уходили в парамедицинские отрасли — фармацевтические и иные компании, являющиеся дистрибьюторами расходных материалов и т. д. Мы многое упустили в клиническом отношении. Не была стандартизирована медицинская услуга в части ответственности среднего медицинского работника. К этой работе мы приступили три года назад, сейчас хотим те наработки, которые есть, утвердить в качестве государственного стандарта хотя бы первой ступени. Мы обязаны сократить разрыв, потому что необходимо обеспечить доступную медицинскую помощь за разумную цену. В своё время я доказывала в своей диссертации, что передача части функций, которые в нашей стране традиционно исполнялись врачами, специально подготовленным медицинским сёстрам и другому вспомогательному медицинскому персоналу способна на выходе оптимизировать финансовые ресурсы, ведь подготовка медицинской сестры в финансовом отношении не столь длительна и менее затратна. Если говорить о компетенциях, которые будут подкреплены законодательной базой, то мы получим на выходе медицинскую и, что самое главное, социальную эффективность.
Как в сложившейся ситуации улучшить качество медицинских услуг? Развиваются новые технологии — надо обучать медперсонал. Однако мало диагностировать заболевание и откорректировать его, медикаментозно либо хирургически, важно обеспечить достойный и качественный уход, основанный на доказательной практике.
Сейчас идёт смена поколений, результаты этого процесса ощущаются также и среди старших и главных медицинских сестёр. Переход к новому качеству возможен, если будет на то воля нашего профессионального сообщества.