Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 году №1(51), 2011 год
25 марта министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова выступила на расширенном заседании Коллегии с докладом «Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 году и задачах на 2011 год».
Глава министерства отметила, что, несмотря на сложность периода, меры по материальной поддержке малообеспеченных групп населения были самыми значительными за последние 10 лет.
Проведена валоризация пенсионных прав граждан, приобретённых до 1 января 2002 года. Введены социальные доплаты к пенсиям, размеры которых были ниже региональных прожиточных минимумов. Проведена индексация трудовых пенсий, дважды проиндексированы социальные пенсии.
Решена важнейшая социальная задача — средний размер социальной пенсии превысил прожиточный минимум пенсионера. Рост пенсий за 2010 год в реальном исчислении составил около 35%. Размер индексации пособий гражданам, имеющим детей, а также ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан превысил уровень инфляции.
Экономическое оживление, начавшееся в 2010 году, позволило существенно улучшить ситуацию в трудовой сфере. Реальная заработная плата выросла на 4,2%.
Значительно сократилась численность безработных.
Параметры занятости населения, обозначенные в Основных направлениях антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год, выполнены.
Весь 2010 год проходил под знаком празднования знаменательной даты — 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. На федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации проведена огромная работа по поддержке одной из наиболее значимых категорий населения — ветеранов ВОВ. Татьяна Алексеевна поблагодарила всех, кто активно участвовал в этой работе.
Несмотря на финансово-экономический кризис, подчеркнула министр, мы разработали и приступили к реализации масштабных программ. Главные из них — переход на новые принципы обязательного медицинского страхования и введение государственного регулирования обеспечения населения лекарственными препаратами. Принятые в 2010 году федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании» и «Об обращении лекарственных средств» поэтапно должны коренным образом изменить ситуацию в этих сферах и обеспечить в короткие сроки решение важнейшей социальной задачи — выйти на новый, существенно более высокий уровень доступности и качества медицинской помощи.
В 2010 году по всей стране развернулась широкомасштабная программа формирования здорового образа жизни. Правительством утверждены ключевые документы. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 годы и план по её реализации. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.
В 2010 году принята Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Подготовлена Государственная программа «Доступная среда на 2011—2015 годы».
На заседаниях Президиума ГС РФ рассмотрены вопросы социальной политики в отношении граждан пожилого возраста, а также государственной политики в отношении семьи, материнства и детства. Приняты важные решения о проведении в ближайшее время дополнительных мероприятий по повышению качества жизни этих групп населения.
В прошлом году изменён механизм проведения и финансирования оздоровительной кампании детей, который вызвал разные оценки. Соответствующие полномочия были переданы субъектам РФ.
Министр напомнила, что 2010 год был годом завершения первого этапа реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, цели и задачи которого выполнены полностью.
В 2010 году родилось 1 млн 789,6 тыс. детей, что на 27,9 тыс. детей (на 1,6%) больше, чем в 2009 году. Коэффициент рождаемости составил 12,6 на 1000 населения против 10,4 в 2006 году (рост на 21,2%).
Общий коэффициент смертности снизился с 15,2 в 2006 году до 14,3 в 2010 году (на 5,9%). Естественная убыль населения уменьшилась за 4 года в 2,85 раза: с 4,8 на 1000 населения в 2006 году до 1,7 в 2010 году.
Правительство РФ оперативно реагировало на демографические процессы и принимало в прошедшем году дополнительные меры по стимулированию рождаемости и улучшению материального положения семей с маленькими детьми.
Приняты дополнительные меры по улучшению работы учреждений родовспоможения и детства. Повсеместно внедрялись современные формы медицинской помощи женщинам и детям. Формировалась трёхуровневая система оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорождённым. Создавались акушерские и детские реанимационно-консультативные центры с выездными реанимационными акушерскими и неонатологическими бригадами, межмуниципальные центры перинатальной медицины. Внедрялись современные медицинские технологии.
Планировалось, что к 1 апреля 2011 года будет открыто в соответствии с показателями нацпроекта «Здоровье» 193 Центра здоровья. Сейчас открыто более 200 центров.
Все эти меры дали результаты, которые являются самыми позитивными в группе демографических показателей. Только за 2010 год коэффициент младенческой смертности сократился на 7,4%. А за 4 года реализации программы «Родовый сертификат» и дополнительных мер по развитию системы родовспоможения удалось обеспечить снижение коэффициента младенческой смертности на 26,4% (с 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 году до 7,5 в 2010 году).
Структура смертности населения осталась прежней. На первом месте болезни системы кровообращения, на втором — онкологические заболевания, на третьем — внешние причины смерти, где наибольший процент занимает смертность от самоубийств и транспортных травм, на четвёртом — болезни органов пищеварения, на пятом — болезни органов дыхания.
Однако определённые положительные тенденции в количественных показателях, особенно в части смертности от наиболее распространённых болезней, всё же произошли. И главная причина этого — реализация программных мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, больным онкологическими заболеваниями.
В 2010 году смертность уменьшилась практически по всем видам основных заболеваний, за исключением смертности от болезней системы кровообращения, органов пищеварения и случайных утоплений, главная причина чего — аномально жаркая погода, стоявшая в наиболее населённых регионах России в июле и августе прошлого года. Анализ ситуации в регионах, где в летний период отмечен значительный рост смертности, показал, что она увеличилась в основном на дому, вне лечебно-профилактических учреждений. Внутрибольничная летальность возросла незначительно. Выводы из такой ситуации неутешительные.
Татьяна Алексеевна отметила, что постоянное наблюдение за диспансерными группами ведётся недостаточно. Патронаж на дому осуществляется плохо. Активная работа с населением по предупреждению и выявлению факторов риска в аномальных условиях не ведётся. Профилактическое направление, которое, в отличие от лечебного, не требует больших дополнительных финансовых средств, развивается очень медленно. Число посещений амбулаторно-поликлинических подразделений, несмотря на значительные средства, вложенные в развитие первичной медицинской помощи, практически не увеличилось и в расчёте на одного жителя осталось на уровне 2008 года — 2,4.
Показатель заболеваемости в целом по стране продолжает расти. И это объяснимо, так как рост является следствием проведения дополнительной диспансеризации, профилактических и периодических осмотров. Однако в ряде территорий происходят труднообъяснимые процессы, которые косвенно свидетельствуют о недостаточной эффективности этой работы. На фоне снижения заболеваемости здесь происходит увеличение смертности.
Сейчас настоятельно требуется реализация иных подходов к организации амбулаторной помощи населению, подчеркнула Голикова. В организации первичной медико-санитарной помощи должны участвовать не только врачи, но и медицинские сёстры, фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов, другие медработники. Необходимо существенно улучшить взаимодействие с дворовыми хозяйствами, на которые возлагаются функции по самои взаимопомощи.
Мы начинаем масштабную модернизацию скорой медицинской помощи, подчеркнула министр. На базе приёмных отделений круглосуточных стационаров необходимо развивать отделения экстренной медицинской помощи, постепенно передавая им и бригады скорой медицинской помощи. Это должен быть единый механизм, когда врач напрямую будет заинтересован в своих результатах.
Необходимо обратить особое внимание на развитие санаторно-курортной помощи, которая должна стать ключевым элементом системы оздоровления и медицинской реабилитации, сказала Голикова. К сожалению, число санаторно-курортных учреждений, особенно санаториев-профилакториев и детских санаториев, ежегодно сокращается. Закрытие санаторно-курортных учреждений министр считает недопустимым. Ресурс системы медицинской реабилитации и оздоровления надо развивать.
Важным направлением работы здравоохранения является удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, которая вносит весомый вклад в снижение смертности населения.
В рамках проводимой лекарственной политики в 2010 году наиболее значимым событием было вступление в силу Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».
В качестве базового элемента государственного регулирования цен на лекарственные средства утверждён Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в который включены 500 наименований лекарственных препаратов. Из них, помимо 222 лекарственных препаратов, рекомендованных ВОЗ, 278 включены дополнительно.
Главной задачей на 2011 год в области здравоохранения является принятие и реализация региональных Программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации во исполнение Федерального закона бизнеса.
В 2011 году вводится ежегодный мониторинг социально-экономического положения пожилых людей. На основе мониторинга будет проводиться выявление и учёт всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах, а также оказание им адресной помощи.
Принципиально новым шагом в 2011 году является разработка субъектами РФ, в соответствии с поручением президента страны, перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года. Переход к стратегическому планированию, с учётом показателей прогноза демографического и социально-экономического развития регионов, градостроительных и иных норм и нормативов, призван обеспечить повышение уровня экономичности, эффективности и результативности социального обслуживания населения. Перспективные схемы могут стать основой принятия решений по финансовой поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по развитию стационарных учреждений социального обслуживания.
В 2011 году начнётся реализация Государственной программы «Доступная среда на 2011—2015 годы», которая является беспрецедентной по масштабности поставленных задач и привлекаемым ресурсам.
Задача ближайшего периода — обеспечить хороший старт, создать необходимые правовые и методологические условия для проведения в субъектах Российской Федерации соответствующих пилотных проектов. Надо менять формы работы, сказала министр. Нельзя ограничиваться констатацией фактов нарушений. Необходимо делать анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, готовить рекомендации и предложения по их недопущению, в том числе и по внесению изменений в законодательство. Следует продумать перечень показателей, характеризующих эффективность принятых мер по устранению выявленных и недопущению новых нарушений законодательства.
Завершая выступление, Татьяна Алексеевна сказала, что на министерство, подведомственные службы, агентство и фонды, а также на региональные подразделения труда и занятости, здравоохранения, социальной защиты возлагается большой объём задач. Но от согласованности нашей работы зависит благополучие наших граждан, подчеркнула министр.