Разговор по существу №6(49), 2010 год
В Москве в Центральном выставочном комплексе на Красной Пресне 21–22 октября прошёл Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения, собравший более 350 участников из 60 регионов России.
Форум открыла Софи Жене-Дилиотас, советник по социальным вопросам посольства Франции в России. Она рассказала о том, как функционирует система здравоохранения во Франции и в чём её кардинальные отличия от системы, существующей в нашей стране. В частности, она обратила внимание на то, что во Франции руководители учреждений здравоохранения не имеют медицинского образования и не являются врачами. Больницы и поликлиники возглавляют менеджеры, которые берут на себя функции управленцев. Помимо этого, французская система здравоохранения реформируется достаточно часто, и в этом процессе всегда активную позицию занимает общественность.
В отличие от Франции, российская система здравоохранения не реформировалась более 15 лет. О том, какие законодательные изменения в этой сфере произойдут в ближайшие месяцы, рассказал Сергей Колесников, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья. Он остановился на принципиальных положениях закона об обязательном медицинском страховании.
— Все эти законы противоречивы. Они вызовут много вопросов, поэтому важно, чтобы вы вовремя включились в обсуждение этих инициатив, — заметил Сергей Колесников, обращаясь к участникам встречи.
Спикер не отрицает, что рассматриваемые проекты требуют доработки. Так, по его словам, в систему ОМС не должны быть включены скорая медицинская помощь (предполагается ввести с 2013 года) и высокозатратные виды медпомощи (с 2015 года).
Законодательную тему продолжил Евгений Ачкасов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья и экологии. Он обратил внимание участников Форума на вопросы развития общественных организаций в России, подчеркнув, что в настоящий момент многие объединения свели свою деятельность только к проведению конференций.
— Немногие медицинские работники знают, какими вопросами занимаются эти всероссийские объединения и чем отличаются друг от друга. От лица Общественной палаты я бы предложил нам всем собраться и обсудить, какое место мы занимаем в сфере здравоохранения и какая модель национальной организации нужна России, — заявил Евгений Ачкасов.
С критических замечаний в адрес разрабатываемого законодательства начал своё выступление и Леонид Рошаль, президент НП «Национальная медицинская палата». Он отметил непоследовательность предпринимаемых шагов в условиях реформирования.
Для изменения ситуации он предложил ориентироваться на опыт некоторых европейских стран, где существует система саморегулирования. Помимо этого, Леонид Рошаль рекомендовал ввести лицензирование деятельности врача, создать независимую профессиональную экспертизу, третейские суды, постоянную последипломную подготовку и комиссию по врачебным ошибкам.
Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, тоже предложила вполне конкретные шаги, которые могли бы содействовать развитию сферы здравоохранения. Среди предлагаемых ею решений — повышение оплаты труда медицинских работников и профессорско-преподавательского состава вузов в два раза, внедрение прозрачных систем оплаты труда с учётом его интенсивности и качества, разработка новых штатных нормативов, создание механизмов сбалансированного распределения кадров по специальностям и территориям.
Второй день Форума был посвящён теме ИКТ в здравоохранении. Дмитрий Венедиктов, консультант медицинского информационного центра РАМН, считает, что для реализации программы по информатизации здравоохранения нужна хорошо продуманная концепция.
Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий, полагает, что причины, сдерживающие компьютеризацию медучреждений, — недостаточное финансирование, отсутствие документации, инертность специалистов, не желающих менять привычную форму работы.
Завершилось мероприятие проведением «открытого микрофона». Каждый участник смог высказать свои предложения и рекомендации по вопросам развития системы здравоохранения.