Тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой №6(35), 2008 год
Добрый день, уважаемые коллеги!
Национальный проект «Здоровье» продолжается. Интенсивность работ, проводимых по каждому из его направлений, остаётся высокой. При этом направления, запущенные в самом начале нацпроекта, выходят на стабильный режим. Это развитие первичной медицинской помощи, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, иммунизация населения, диспансеризация и ряд других. В этом году появились новые направления работы. Принципиально, что новые направления появляются в ходе реализации нацпроекта как результат осмысления достигнутого, как ответ на те реальные проблемы, которые сам же нацпроект и высвечивает.
В 2008 году такими новыми направлениями стали:
— совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях,
— совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями,
— развитие службы крови.
Мы выделили их, поскольку смертность и травматизм на дорогах у нас очень высокие, причём гибнут в авариях и получают травмы люди трудоспособного возраста, как правило, имеющие высокий уровень образования и профессиональной квалификации.
Россия занимает первое место в мире по аварийности на дорогах. Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев (главным образом, при ДТП) составляет 27,7 на 100 тысяч населения (в 2006 году — 26,8, в 2005 году — 28,1), что практически в 3,3 раза выше, чем в «старых» странах ЕС (8,4), и в 2,2 раза больше, чем в «новых» странах ЕС (12,6).
Сердечно-сосудистые заболевания составляют главную причину смертности в России, и показатели смертности от этих заболеваний являются одними из самых высоких в мире.
В 2007 году — 829 случаев на 100 тысяч человек, в 2006 году — 865, в 2005 году — 908. Соответствующие показатели в других странах в 2005 году: в «старых» странах ЕС — 214, в «новых» странах ЕС — 493, в США — 315.
Развитие здравоохранения немыслимо сегодня без службы крови, обеспечивающей высокую безопасность переливания крови и имеющей достаточное для нужд медицины количество крови и её компонентов. На достижение этого и направлена программа по развитию службы крови, где оснащение центров переливания крови самым современным оборудованием, технологиями, обеспечивающими максимальную безопасность как донорам, так и пациентам, будет идти параллельно с развитием массового донорства, возрождением донорского движения в России. Сейчас Федеральное медико-биологическое агентство (которое отвечает за это направление в системе Минздравсоцразвития) подписывает соглашение с регионами, участвующими в первом этапе этого проекта.
На 2009 год уже запланирован старт двух очень важных и сложных направлений: совершенствование организации медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями и формирование здорового образа жизни.
В 2007 году смертность от онкологических заболеваний составила 202,3 на 100 тысяч человек (в 2006 году — 200,9, в 2005 году — 201,2). Смертность населения России в возрасте 0–64 лет от онкологических заболеваний на 30% превышает этот показатель в «старых» странах ЕС и находится на одном уровне с «новыми» странами ЕС. Онкологические заболевания в России характеризуются высокой долей смертей в течение первого года после установления диагноза, что свидетельствует о поздней выявляемости этих заболеваний.
В Российской Федерации сегодня курят более 40 миллионов человек: 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. Ежегодно количество курящих в России увеличивается с темпом в 1,5–2%, захватывая женщин и подростков. Темп роста курящих в России является одним из самых высоких в мире, и при этом в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается с темпом 2–5% в год.
Потребление алкоголя также недопустимо высоко: 18 литров на душу населения в год (в пересчёте на чистый спирт). Именно с потреблением алкоголя связана столь низкая продолжительность жизни мужчин по сравнению с женщинами в России.
Я говорю об этих направлениях как о самых трудных в силу того, что они потребуют масштабных преобразований в организации профилактики и лечения, значительного финансирования и, главное, изменения отношения граждан России к своему здоровью: воспитание чувства ответственности за собственное здоровье, отношение к нему как к одному из главных человеческих ресурсов.
Но я полагаю, что накопленный нами опыт в предыдущие годы реализации нацпроекта позволит нам решить трудные задачи профилактики и лечения онкологических заболеваний и создать позитивные тенденции в плане отношения россиян к своему здоровью.
Появление новых направлений показывает, что нацпроект «Здоровье» находится в постоянном развитии:, а это лучше всего свидетельствует об его актуальности.
В 2008 году продолжилась реализация направлений, начатых ещё в 2006–2007 годах. Их много, поэтому я скажу только о самых важных результатах и показателях.
Стабильно продолжается развитие первичной медицинской помощи, которая включает в себя:
— подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров. По состоянию на 1 июля 2008 года в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования Росздрава прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку 3 797 специалистов (из них 1 859 врачей-терапевтов участковых, 1 571 врач-педиатр участковый и 367 врачей общей практики);
— денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, медицинским сёстрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сёстрам врачей общей (семейной) практики. По состоянию на 1 июня 2008 года в выполнении государственного задания принимают участие:
154 880 медицинских работников: из них 72 920 врачей (в том числе 183 человека ведомственных учреждений здравоохранения), 81 960 медицинских сестёр (из них 212 человек в ведомственных учреждениях здравоохранения). Общий объём средств на финансовое обеспечение государственного задания составляет 23 456,2 миллиона рублей. В первом полугодии 2008 года на указанные цели ФОМС направил 9 685 миллионов рублей, в том числе 739,8 миллиона рублей на завершение расчётов за 2007 год;
— денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сёстрам скорой медицинской помощи.
Хорошие показатели у направления по проведению неонатального скрининга новорождённых. На 27 июля 2008 обследовано 355 572 новорождённых детей на адреногенитальный синдром; 353 137 детей — на галактоземию; 353 251 детей — на муковисцидоз. Выявлены случаи заболеваний соответственно 45, 13 и 36. Подготовлена и утверждена программа обучения медицинских работников (врачей и медицинских сестёр), которые будут осуществлять аудиологический скрининг.
Запущена программа диспансеризации работающего населения. Однако до настоящего времени диспансеризация работающих граждан не начата в трёх субъектах Российской Федерации: Калужской области, Кабардино-Балкарской Республике и Чукотском АО. Наиболее активно процесс диспансеризации проходит в республиках Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Самарской, Липецкой областях и Приморском крае.
В каждом субъекте Российской Федерации определён перечень учреждений, в которых планируется проведение диспансеризации. Всего таких учреждений более трёх тысяч. С работодателями организаций проведена разъяснительная работа о необходимости оказания содействия в явке работников на диспансеризацию. Всего прикреплено к лечебно-профилактическим учреждениям более 1,5 миллиона организаций и предприятий.
Продолжает демонстрировать успешность механизм родовых сертификатов:
Региональными отделениями Фонда социального страхования по состоянию на 24 июня 2008 года осуществлены расчёты с учреждениями здравоохранения за услуги, оказанные в январе — мае 2008 года, на основании родовых сертификатов, на общую сумму 6 514,6 миллиона рублей, что на 29,8% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
В 2008 году продолжался рост заработной платы в учреждениях здравоохранения за счёт средств, поступивших из бюджета Фонда соцстраха на оплату услуг по медицинской помощи на основании родовых сертификатов.
Отдельно хочу остановиться на направлении нацпроекта «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ, гепатитов В и С». В Российской Федерации, по предварительным данным на 31 мая 2008 года, зарегистрировано 428 154 ВИЧ-инфицированных, из них 2 875 детей, среди которых 1 483 рождены ВИЧ-инфицированными матерями.
По данным оперативного мониторинга реализации Проекта, по состоянию на 1 июня 2008 обследовано с профилактической целью на ВИЧ-инфекцию 10 522 377 человек. На 30 июня 2008 года зарегистрировано 13 109 новых случаев ВИЧ-инфекции. Охвачено диспансерным наблюдением 256 318 человек. Количество ВИЧ-инфицированных в системе ГУ ФСИН, получающих антиретровирусную терапию, составляет 4 142 человека из 5 559 подлежащих лечению.
В результате проводимых мероприятий по иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок в первом полугодии 2008 года продолжалась вакцинация контингентов, подлежащих прививкам в 2007 году, что связано с поздним поступлением вакцин.
Так, по состоянию на 15 июня 2008 года, против гепатита В привито взрослых от 18 до 35 лет, не болевших и не привитых ранее 11 199 350 человек (83,1%), против краснухи привито детей в возрасте 1–17 лет, девушек и женщин до 25 лет, не болевших и не привитых ранее 7 025 255 человек (100%), против полиомиелита инактивированной поливакциной привито 130 357 детей (93%).
Иммунизация населения из групп риска против гриппа закончена в феврале текущего года, привито 25 081 904 человека (98,7%).
За январь — май 2008 года из числа контингентов, подлежащих иммунизации в 2008 году, привито:
против полиомиелита — 2 396 031 человек (40,6%);
против дифтерии, коклюша, столбняка — 5 991 949 человек (28,5%);
против кори и эпидемического паротита — 1 215 242 человека (40,5%);
против кори взрослых до 35 лет — 367 108 человек (66,7%);
против туберкулёза — 773 690 человек (36,8%);
против гепатита В (детей) — 875 607 человек (12,5%);
против краснухи — 2 199 585 человек (68,7%).
Планомерно увеличиваются объёмы оказания высокотехнологичной помощи, а также средства, выделяемые на оказание этой помощи. В 2007 году на одного пролеченного больного было затрачено в среднем 103,9 тысячи рублей, в 2008 году — 116,3 тысячи рублей, или в 1,12 раза больше, чем в 2007 году.
В первом полугодии 2008 года на базе федеральных специализированных медицинских учреждений за счёт средств федерального бюджета пролечено с применением высоких медицинских технологий 86 518 больных, в том числе почти 16,3 тысячи детей в возрасте от 0 до 17 лет. Исполнение утверждённого годового плана составило 54,1%. Высокотехнологичная помощь оказывалась по 20 профилям.
В медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 30.06.2008 пролечен по Заданию на ВМП 8 651 больной, в том числе 541 больной в рамках выполнения Задания 2007 года, что составило 39,4% от планового годового объёма.
По новым направлениям — совершенствование медицинской помощи пострадавшим в ДТП и больным сердечно-сосудистыми заболеваниями в первом полугодии 2008 года в ходе проведения проверок в субъектах Российской Федерации оценивалась готовность лечебно-профилактических учреждений, участвующих в этих программах, к организации и проведению работ:
— по рациональному распределению диагностического оборудования и санитарного автотранспорта;
— подготовке помещений к монтажу, закупаемого медицинского оборудования;
— формированию кадрового потенциала учреждения, отвечающего требованиям и задачам Мероприятий;
— утверждению графика подготовки необходимых специалистов.
В результате проведённой совместной работы были откорректированы перечни ЛПУ, участвующих в реализации программ, объёмы поставок медицинского оборудования и схемы организации работы.
С начала 2008 года мы приступили к развитию службы крови в России, что предполагает в 2008–2011 годах современную и, главное, безопасную организацию службы, развитие массового донорства, создание и ведение единой информационной базы. Всего в этой программе будет задействовано 84 субъекта Российской Федерации, представляющих 96 региональных учреждений службы крови и 11 федеральных учреждений службы крови.
Я особо хочу подчеркнуть то, что в ходе реализации нацпроекта большое внимание уделяется подготовке кадров. По каждому из направлений нацпроекта предусмотрено внедрение новых технологий, новых способов организации работы, обновление материально-технической базы. Но работают на новом оборудовании и в новых организационных условиях люди. Поэтому нужно, чтобы врачи и весь медицинский персонал обладал знаниями, которые бы позволяли ему работать на новом оборудовании и с новыми технологиями лечения, диагностики и профилактики. В силу этого каждое направление нацпроекта сопровождается соответствующими программами подготовки и переподготовки кадров. Так, специальные программы по подготовке и переподготовке кадров проводятся для развития первичной медицинской помощи, проведения обследований новорождённых (неонатальный и аудиологический скрининги), профилактики и лечения ВИЧ-инфекций. Тщательно готовятся кадры на перспективу: для ещё только планируемых центров и лечебных учреждений. Это кадры для центров высоких медицинских технологий, для лечебных учреждений, входящих в программу совершенствования медицинской помощи, пострадавшим при ДТП, программу снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Сегодня в нашей видеоконференции участвуют регионы, которые обладают положительным и уникальным для России опытом новой организации здравоохранения. Это Чувашская Республика, Калининградская, Тверская и Томская области, Краснодарский край.
У них имеется опыт одноканального финансирования, опыт введения стандартов оказания медицинской помощи, опыт новых систем расчётов и оплаты, в том числе оплаты труда. Это очень важные пункты для будущего всего российского здравоохранения и на данном этапе — для разрабатываемой Концепции развития здравоохранения до 2020 года. Поэтому я прошу представителей приглашённых регионов вместе с отчётом о нацпроекте рассказать о тех нововведениях, которые они считают наиболее успешными и готовыми для распространения в другие регионы.