На основе взаимных интересов №5(34), 2008 год
Более 31 тысячи врачей и провизоров выпустили в 2008 году образовательные учреждения Минздравсоцразвития России. В настоящее время подготовка и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в Российской Федерации осуществляется в 47 вузах (17 медицинских университетах, 30 медицинских и фармацевтических академиях), четырёх медицинских академиях последипломного образования, четырёх институтах усовершенствования врачей, а также на более чем 20 медицинских факультетах государственных университетов Министерства образования и науки РФ.
По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Руслана Хальфина, «повышение профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений и уровня квалификации медицинских работников — приоритетное направление деятельности Министерства в области кадровой политики».
Руслан Альбертович напомнил, что последипломная подготовка выпускников является теперь обязательным условием, чтобы работать в отрасли, и будет осуществляться в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 11 марта 2008 года № 112н, который внёс существенные инновации по сравнению с действовавшими до него нормами.
«112-й приказ — это только один из приказов, который направлен на развитие образовательной и кадровой политики в медицине. Нам необходимо решать вопрос, связанный с подготовкой после института, вопрос взаимоотношений между клиническими базами и вузами, вопрос подготовки в вузе — как учить студентов, где их учить, каким образом, как находить клиническую базу, чтобы врач выходил высокопрофессиональным специалистом», — отметил заместитель министра.
В соответствии с этим документом (Приказ Минздравсоцразвития №112-н) существенно расширены возможности подготовки врачей по специальностям, представленным в штатных расписаниях организаций здравоохранения детей и подростков. Увеличены возможности получения специальностей, основанных на методах диагностики и лечения (функциональная диагностика, физиотерапия и др.), что обеспечит освоение этих дополнительных специальностей широким кругом врачей и позволит поднять уровень квалификации специалистов за счёт приобретения ими дополнительных специальностей.
«Надо понимать, что на студенческой скамье мы не готовим специалиста, способного сразу проявить свой профессионализм на высочайшем уровне. Вуз даёт теоретические знания и определённый перечень практических умений, которые требуют постоянного совершенствования и развития на всех дальнейших этапах профессиональной деятельности, — сказал Руслан Хальфин. — Последипломное образование делает упор на практические навыки. Чтобы закрепить фундаментальные знания, полученные в высшей медицинской и фармацевтической школе, освоить специальность по определённому направлению, молодой специалист должен пройти как минимум годичную послевузовскую подготовку».
Кроме того, Руслан Альбертович отметил, что в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» предусмотрена профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» лиц, замещающих должности «врач-терапевт участковый» и «врач-педиатр участковый», а также лиц, замещающих должности врачей-педиатров, по специальностям «Неонатология» и «Неврология».
«Сегодня изменились отношения между образовательными учреждениями и заказчиками образовательных услуг, они стали строиться на основе взаимных интересов. В решении задач по подготовке кадров необходим комплексный подход, а в определении стратегии надо исходить из того, что средства, выделяемые государством, должны использоваться на подготовку специалистов, которые потом будут трудиться в нашем здравоохранении», — подчеркнул заместитель министра.