ВИЧ догнал туберкулёз №3(23), 2007 год
1 марта в Сибирском федеральном округе традиционно проводится Всесибирский день профилактики ВИЧ-инфекции. В преддверии этого события в Министерстве здравоохранения Омской области прошла пресс-конференция с участием ведущих специалистов Минздрава, Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также управления Роспотребнадзора по Омской области. Вёл пресс-конференцию заместитель министра здравоохранения Омской области Виктор Харитонов.
Виктор Николаевич рассказал о том, как развивается эпидемическая ситуация, связанная с синдромом приобретённого иммунодефицита, в Российской Федерации в целом и в Омской области в частности. Так вот, по уровню заболеваемости населения ВИЧ-инфекция вошла сегодня в двадцатку наиболее часто регистрируемых на территории России инфекций. А по масштабам распространения ВИЧ-инфекция сравнялась с туберкулёзом (более 350 тысяч выявленных случаев, или 268,6 на 100 тысяч жителей).
Эпидемическая ситуация по Сибирскому федеральному округу в целом не отличается от общероссийской. Показатель заболеваемости на 100 тысяч жителей округа составил 250,2. Однако если рассматривать регионы СФО в отдельности, то картина получается довольно пёстрая. Все регионы округа, как рассказал журналистам заместитель главного врача Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Сергей Шаповалов, делятся по уровню поражённости на четыре зоны: с низким уровнем поражённости, средним, высоким и очень высоким. Омская область входит в зону с низким уровнем поражённости ВИЧ-инфекцией. По данным на 12 февраля, у нас зарегистрировано всего 609 случаев ВИЧ, из них 93 — в 2006 году, а с начала 2007 года — 9 новых случаев. В группу территорий Сибирского федерального округа с очень высоким уровнем поражённости ВИЧ входят Иркутская и Кемеровская области. Больше всего ВИЧ-инфицированных, как и в предыдущие годы, в Иркутской области — 21,5 тысячи. Кемеровская область до недавнего времени считалась территорией с высоким уровнем поражённости, но сейчас распространённость инфекции охватывает здесь более 300 человек на 100 тысяч населения, и поэтому она переведена в группу с очень высоким уровнем поражённости ВИЧ.
Журналисты поинтересовались у руководителя Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, почему степень распространённос-ти ВИЧ-инфекции в Омской области намного меньше, чем в тех же Иркутской или Кемеровской областях, а также в соседних регионах — Новосибирской и Томской областях, Алтайском крае? Главный врач СПИД-центра Александр Тюменцев считает так:
— Наверное, в нашей области по каким-то направлениям профилактики и борьбы с распространением ВИЧ-инфекции работа ведётся более активно и интенсивно. Кроме того, у нашего центра сложились продуктивные тесные взаимоотношения с различными ведомствами, так или иначе участвующими в решении общей задачи по сдерживанию грозной инфекции. К примеру, эффективно сотрудничаем с Госнаркоконтролем, ведь наркоманы — наиболее уязвимая для ВИЧ категория. И с лекциями в школах, профессиональных учебных заведениях Омска и области выступают также не только специалисты СПИД-центра, но и управления Роспотребнадзора по Омской области, Госнаркоконтроля, Министерства образования. Именно Минобразования стало инициатором издания в Омской области специального учебного пособия для 7—9-х классов, предостерегающего подростков от увлечения наркотиками, в доступной форме рассказывающего о драматических последствиях такого пристрастия, о том, что зачастую ВИЧ подстерегает именно наркоманов. К слову сказать, подобное издание, в обязательном порядке изучающееся на школьных уроках, есть кроме Омской области лишь в одном регионе Российской Федерации — Саратовской области.
Что ж, главный врач СПИД-центра, думается, дал исчерпывающий ответ на вопрос, почему в Омской области уровень заболеваемости в восемь раз ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу, и в десять раз ниже, чем в среднем по России. Однако чтобы сохранить столь отрадную картину, придётся и впредь неустанно работать по всем направлениям профилактики и борьбы с чумой теперь уже ХХI века.