×

Главный внештатный специалист-терапевт Минздрава России Оксана Драпкина о Конгрессе «Человек и лекарство», о развитии первичного звена и профилактике заболеваний. №8(102), 2019 год

Развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактика хронических неинфекционных заболеваний — главные темы Российского национального Конгресса «Человек и лекарство». Он состоится с 6 по 9 апреля 2020 года. О старейшем и самом уважаемом в России медицинском Конгрессе мы поговорили с членом-корреспондентом РАН, директором Национального центра профилактической медицины Оксаной Драпкиной.

— Кого вы видите основными участниками конгресса «Человек и лекарство? 

— Это практикующие врачи, участковые, врачи общей практики. Очень большая армия профилактологов. В первичном звене есть не только терапевты, это и кардиологи, и пульмонологи, и гастроэнтерологи. Мы будем обсуждать новые рекомендации и алгоритмы лечения пациентов. Также на Конгрессе будет много преподавателей ВУЗов. Они обучают студентов, которые совсем скоро станут врачами, поэтому необходимо давать им новую информацию. Полагаю, что будет много организаторов здравоохранения, в частности, главных врачей. Потому что от главных врачей зависит очень многое во вверенной им поликлинике или стационаре — хорошо там будет построена работа или крайне плохо. Мы готовим много симпозиумов, посвященных оргвопросам, потому что национальные проекты — это, в первую очередь, организационные вопросы, профилактика — это тоже во многом оргвопросы. Мы сейчас работаем над тем, чтобы для главных врачей сделать специальный обучающий цикл.

— Чем Конгресс «Человек и лекарство» отличается от других медицинских форумов или съездов? 

— Впервые этот конгресс состоялся в 1992 году. С тех пор появилось много новых площадок, но «Человек и лекарство» становится только востребованнее. Он дает возможность встретиться врачам разных специальностей. Мы можем рассматривать проблемы и заболевания на мультидисциплинарном уровне.

Кроме того, «Человек и лекарство» — удобная площадка для работы главных внештатных специалистов Минздрава. Почти каждый главный внештатный специалист проводит сейчас на Конгрессе свой симпозиум, чтобы поделиться с коллегами достижениями за год и рассказать о том, что во вверенной ему специальности сейчас вызывает наибольшие трудности.

И еще одно важное преимущество — техническое оснащение. Команда, которая занимается подготовкой Конгресса, это очень креативные люди. Они продумывают все до мелочей, чтобы участникам было интересно и комфортно. Мы сотрудничаем с самым посещаемым медицинским ресурсом — internist.ru. На этом сайте все дни Конгресса ведутся прямые трансляции с симпозиумов. К ним очень легко подключиться, а главное — это совершенно бесплатно. Зрители трансляций могут задавать докладчикам вопросы в специальном чате. Для этого на каждом симпозиуме работает модератор, который оперативно передает вопросы спикерам. Мы делаем это, чтобы демонополизировать знания, чтобы они были доступны каждому врачу в любой точке нашей страны.

— В каком формате идет работа на Конгрессе? 

— Конгресс «Человек и лекарство» объединяет много важных направлений. Мы структурировали получаемую посетителями информацию, чтобы помочь участникам выбирать симпозиумы по научным интересам. Каждый саммит представляет отдельное медицинское направление на Конгрессе. Возглавляют саммиты очень известные ученые и организаторы здравоохранения федерального уровня — главный внештатный кардиолог, главный внештатный пульмонолог Министерства здравоохранения России, известные эксперты по профилактической работе. Организационный комитет Конгресса поручил мне возглавить Саммит по терапии.

Саммиты — это формат работы, который позволяет сделать программу интересной, цельной для каждого направления и в то же время активно обсуждаемой участниками. Кроме того, у врачей появляется возможность посещать саммиты по разным направлениям. Мы сейчас все больше и больше погружаемся в проблему полиморбидности. Все более актуальным становится мультидисциплинарный взгляд на больного. Чтобы и пульмонологи, и кардиологи, и гастроэнтерологи делились подробностями ведения того или иного пациента. И я уверена, что курировать такое лечение должен терапевт. Потому что именно терапевт смотрит на больного в целом. 

— Какие саммиты планируются на Конгрессе «Человек и лекарство» в 2020 году? 

— Мы запланировали пять саммитов: Саммит терапевтов, Саммит пульмонологов, гастроэнтерологов, Кардиосаммит, и впервые пройдет международный саммит Russia Prevent. Он будет посвящен вопросам профилактики. Эта тема в центре внимания российских национальных проектов. Вы, наверное, знаете, что к 2024-му году у нас в стране не менее 70% граждан должно быть охвачено профилактическими осмотрами и диспансеризацией. Но сделать это не так-то просто. Очень важно обратить внимание на качество диспансеризации. Вот что такое метод популяционного скрининга? Является ли анализ мочи таким методом скрининга? Хотя наше население и привыкло к тому, что всем обязательно надо делать анализ мочи, он не является методом популяционного скрининга. Надо об этом рассказывать, объяснять, убеждать. И не только руководителей в регионах, но и врачей. И надо обсуждать и решать, что из доступной лабораторной или инструментальной диагностики уже приближается к тому, чтобы называться популяционным методом скрининга.

Вопрос профилактики имеет еще и очень серьезную экономическую составляющую. Доказано, что предупредить болезнь легче и выгоднее, чем ее лечить. Популяционная профилактика или общественное здоровье — это межсекторальная проблема. Важно создать мотивацию у людей ответственно относиться к своему здоровью. Врачу в этом необходима помощь СМИ, министерства спорта регионов, министерства промышленности. Нужно, чтобы человек мог прийти в магазин и выбрать здоровые продукты по доступной по цене. Нужно создать условия, чтобы привычки здорового образа жизни можно было осуществлять. Чтобы людям было, где гулять, заниматься силовыми упражнениями, чтобы можно было взять велосипед и проехаться. Сейчас наша задача — донести эту мысль до руководителей регионов, глав субъектов Российской Федерации, вице-губернаторов. Вкладывать деньги надо в первую очередь в профилактическое поле.

Кроме того, всегда важными остаются новые данные по первичной профилактике. Что полезно есть, а от чего лучше отказаться? Как правильно спать? Как правильно двигаться? Полезно или все-таки вредно пить кофе? А главное — почему мы пришли к таким выводам? Это те вопросы, которые волнуют и профессиональное сообщество, и каждого человека.

— Когда вы взаимодействуете с представителями власти, они вас слышат? 

— Да. Например, есть ассоциация «Здоровые города». Ее возглавляет Олег Александрович Кувшинников — губернатор Вологодской области. Он объезжает города, поселки, рассказывает о том, как сделать инфраструктуру более здоровой. 

— Ожидаются ли на саммите Russia Prevent лекции от иностранных спикеров? 

— Мы ведем переговоры со спикерами мирового уровня. И уже получили много предварительных подтверждений об участии. Среди тех, кого мы ждем на саммите Russia Prevent, известные кардиологи — профессора Джон Дэнфилд и Джон Кастелайн, гастроэнтеролог Арун Саньял и многие другие. Они проведут симпозиумы, лекции и мастер-классы.

— Как происходит отбор тем для докладов на Конгрессе? 

— Во-первых, очень много заявок приходит на официальный сайт Конгресса chelovekilekarstvo.ru. И от ректоров медицинских вузов, и от студенческих кружков, терапевтических школ. Очень активны окружные терапевты. Другую часть тем для докладов мы подготавливаем сами, исходя из текущей ситуации, и приглашаем экспертов. Мы анализируем, какие знания сейчас наиболее актуальны, какие открытия или исследования проведены в мире за прошедший год. 

Особой темой на Конгрессе, конечно, станет обсуждение национальных проектов — их реализация, победы и трудности в достижении целевых значений.

— Какие еще предполагаются форматы работы на Конгрессе, кроме саммитов? 

— Мне очень нравятся профессорские обходы академика Чучалина Александра Григорьевича. Это разбор клинических случаев из его терапевтической практики и практики его коллег. Каждый день, в одном и том же зале, в одно и то же время он будет проводить свой симпозиум, который посвящен постановке клинического диагноза. По опыту прошлых лет я могу сказать, что на симпозиумах, где читает лекцию академик Чучалин, яблоку негде упасть — все места в зале заняты. Для каждого клинициста, практикующего специалиста самое интересное в медицине — это пациент и постановка диагноза. 

— А школы для практикующий врачей? Что это за формат? 

— Это была задумка сделать школу для врачей общей практики. Они должны владеть многими навыками — быть немножко кардиологами, немножко гастроэнтерологами, эндокринологами и так далее. Чтобы они могли оттачивать мастерство и обновлять знания, мы организовали в рамках Конгресса «Человек и лекарство» практические мастер-классы. Врач посещает необходимое количество лекций и получает сертификат государственного образца. Он дает дополнительные баллы в системе непрерывного медицинского образования. 

Этот формат важен потому, что у Конгресса должна быть практическая, прикладная сторона. С той же целью мы, главные внештатные терапевты, создали удобный инструмент для врачей первичного звена. Это Алгоритмы, инструкции по разным нозологиям, с которыми можно оперативно свериться прямо во время приема. У врача в поликлинике совсем немного времени, чтобы осмотреть пациента, поставить диагноз и дать рекомендации. 

Эти алгоритмы представляют собой плотный картон формата А4. На одной стороне представлена диагностика, а на второй — лечение. Четкие инструкции, как себя вести в случаях наиболее часто встречающихся патологий. Например, боль в спине, в сердце, головная боль, артериальная гипертония, атеросклероз и т.д. Мы собираем обратную связь и видим, что Алгоритмы востребованы, врачи используют их в повседневной работе. Наша задача — каждый год эти алгоритмы пополнять. Потому что время идет, и рекомендации немного меняются. 

На Конгрессе «Человек и лекарство» мы вкладываем Алгоритмы в портфель участника. Также их можно скачать в электронном виде на сайте Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины. 

— Есть ли какие-то более интерактивные, чем лекции, форматы работы на Конгрессе? 

— Да, например, дискуссии. Мы уже настолько привыкли к лекциям со слайдами, когда есть докладчик и есть слушатели. Но сейчас много образованных врачей. Мы хотим дать им возможность высказаться и задать важные вопросы. В то же время, эти врачи очень хорошо знают действительность, а не только теорию. Поэтому дискуссионные площадки крайне важны для всего медицинского сообщества. Идет здоровое обсуждение, врачи своими вопросами могут ставить экспертов в неудобное положение. И это тоже очень хорошо. Представьте, например, такую тему для дискуссии — диспансерное наблюдение. Она интересна и кардиологам, и неврологам, и терапевтам, и онкологам, и еще очень многим. И каждый имеет возможность сказать, что именно в существующей системе ему хотелось бы изменить или добавить.

— В рамках Конгресса «Человек и лекарство» уже в четвертый раз пройдет Съезд молодых терапевтов. Как построена работа на этом Съезде? 

— Я расцениваю работу с молодежью как одно из самых увлекательных и важных занятий. У ребят другой взгляд, интересные идеи, они много читают и оценивают прочитанное сквозь призму научной независимости. Мы уже проводили, и в этом году повторим конкурсы научных работ среди молодых ученых. И такой же конкурс среди студенческих научных работ. Также мы проводим конкурс клинических случаев. Молодые участники присылают нам свой клинический случай, мы его оцениваем. И тем, кто прислал наиболее интересную историю, мы даем возможность устно представить свою работу на Конгрессе. Причем, это не обязательно должен быть редкий случай. Он может быть и не слишком сложным, но просто очень интересно представленным. В любом клиническом случае можно найти так много интересных нюансов! 

Наша цель — привлечь внимание к клинической медицине. Потому что во главе угла всегда пациент. Попутно мы хотим развить у молодых врачей навыки представления материала, подготовки интересной истории. В медицине это очень важно. 

Но, пожалуй, самая яркая часть Съезда молодых терапевтов — Всероссийская студенческая олимпиада. Это завершающий этап Конгресса. В Москву съезжаются команды со всей страны, лучшие из лучших представители своих ВУЗов. В этот момент я понимаю, что молодежь сейчас совершенно потрясающая. Они умные, начитанные, амбициозные и настойчивые. Нам так понравился этот формат работы, и он вызвал такой большой резонанс, что в этом году мы впервые решили провести еще одну олимпиаду, но только для молодых врачей первичного звена. Для них очень важен и широкий кругозор, и умение ориентироваться, и четкое знание алгоритмов работы. Мы хотим показать, насколько это увлекательное занятие — быть терапевтом и, в том числе, участковым терапевтом. Нам надо поднять престиж этой профессии. В этой олимпиаде участники будут состязаться уже не командами, а персонально.

— Есть у Конгресса выставочная часть? 

— Да, и нам очень нравится, как мы ее устроили. Мы приглашаем поставить свои стенды лучшие поликлиники регионов, лучшие медицинские ВУЗы. В этом году ждем поликлиники, которые являются эталоном новой модели. Это так называемая бережливая поликлиника. Бережливая не потому, что денег жалко, а потому что бережем время — и пациента, и врача. Есть специальные технологии, — их разработала госкорпорация Росатом, — которые сейчас переносятся на медицину. И важно этим опытом делиться. У нас на этих выставках всегда идет оживленное общение, врачи и организаторы делятся практическим опытом, и это очень интересно. Мы обязательно ждем в этом году центры медицинской профилактики. Участие в этой выставке, конечно же, бесплатное.

— Есть ли вопросы, которые хотелось бы решать на Конгрессе, но пока не получается? 

—  Название Конгресса — «Человек и лекарство». И мне бы хотелось больше говорить о лекарствах. Они очень разные, с разными свойствами и побочными эффектами. Про все это нужно говорить открыто — какие есть плюсы, какие минусы. Минусы нужно регистрировать. То есть должна активно работать команда клинических фармакологов на Конгрессе. Нужно, чтобы врачи знали, какие лекарственные взаимодействия рациональные, а какие — нет. Это был бы очень полезный разговор, который мы, безусловно, вели бы, опираясь на медицину, основанную на доказательствах. Мы обязательно сделаем это. Может быть, уже на следующем Конгрессе.