Гарвардский опыт на «Оргздраве» №2(80), 2016 год
«Если вы не едете в Гарвард, то Гарвард едет к вам»: у организаторов здравоохранения появилась уникальная возможность узнать, как обучают менеджменту в Гарвардской школе общественного здоровья. Впервые в России на международной конференции для главных врачей «Оргздрав-2016» (Москва, 26–27 мая) выступит преподаватель и создатель образовательных программ для руководителей здравоохранения профессор Оуэн Тревельян (Eoin Trevelyan), а лекторы ВШОУЗ представят кейсы из российских реалий здравоохранения.
Что такое «кейс» и почему это важно?
Родиной кейс-метода обучения является Гарвард. Суть методики case-study (от английского case — случай) заключается в том, что в процессе обучения используются реальные случаи из практики. Каждый пример участники обсуждают в группе, делятся наблюдениями, а после этого предлагают свой алгоритм действий. Одно из преимуществ методики case-study в том, что она учит активно мыслить, задавать правильные вопросы и находить оптимальные решения.
История кейс-метода
История методики case-study берёт своё начало в 1870 году в Гарварде. Экономические реалии того времени обнажили дефицит управленцев высокого уровня. Для их подготовки нужны были специализированные образовательные программы. В 1908 году была создана Гарвардская бизнес-школа, первая программа которой Master of Business Administration (МВА) до сих пор является золотым стандартом подготовки топ-менеджеров. В рамках этой программы был введён специальный курс «Искусство ведения бизнеса», который строился на основе case-study и получил широкую известность. Позднее Гарвардская бизнес-школа стала выпускать сборники кейсов вместо лекционных пособий и в этом серьёзно преуспела. Наиболее широкое применение данной методики пришлось на область медицины и юриспруденции. Сейчас в среднем обучающиеся Гарвардской бизнес-школы за время учёбы разбирают до 700 кейсов, что составляет более 90 % их образовательного процесса.
Повсеместное распространение методики в мире началось в 1970–1980 годы. Тогда же она получила известность в СССР. Анализ случаев из практики начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях вузов. Новый виток интереса к методике case-study появился в 1990 годы, в период реформирования экономики и повышенного спроса на специалистов, которые умеют действовать в ситуации неопределённости и высокой степени риска.
Кто он — Оуэн Тревельян (Eoin W. Trevelyan)
Профессор Оуэн Тревельян — ведущий преподаватель и создатель всемирно признанной образовательной программы для главных врачей клинических медицинских служб Гарвардской школы общественного здоровья (Harvard T.H. Chan School of Public Health). Профессор Тревельян имеет более чем 40-летний опыт работы в департаменте развития лидерских качеств и создании программ обучения руководителей здравоохранения. Он является экспертом в области стратегий развития медицинских организаций. Деятельность профессора Тревельяна как независимого консультанта и его научные интересы охватывают большой список организаций, включая компании Fortune 500, исследовательские и консалтинговые фирмы, мультинациональные фармацевтические компании, академические медицинские центры, больницы и медицинские школы, правительственные организации, национальные институты здоровья (NIH), Международную комиссию по аккредитации медицинских организаций (JCAHO), Всемирную организацию здравоохранения (WHO) и общественную радиовещательную компанию США (PBS).
Гарвард — ВШОУЗ
В России традицию кейс-обучения руководителей здравоохранения продолжит Высшая школа организации и управления здравоохранением, которая 26–27 мая проводит в Москве конференцию «Оргздрав-2016» совместно с Российским обществом организаторов здравоохранения. Руководитель ВШОУЗ Гузель Улумбекова даст ответ на вопрос, почему в некоторых регионах РФ растёт смертность. Кейс по этой теме включён в программу «Оргздрава». Кейсы для главных врачей по другим темам — в обучающих программах Школы (ВШОУЗ), которая стартует с осени 2016 года.
Фотоматериалы
Профсоюз работников здравоохранения РФ
Профсоюз работников здравоохранения РФ представлен в 80 субъектах Российской Федерации. Объединяет работников здравоохранения, студентов и учащихся учреждений высшего и среднего профессионального образования. Цель деятельности – представительство и защита индивидуальных, социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов членов Профсоюза, а в области коллективных прав и интересов – независимо от членства в Профсоюзе.
ckprz@mail.ru
8(495) 938-84-43
http://www.przrf.ru/