В приоритете — повышение уровня жизни наших медицинских работников №2(120), 2023 год
Рязанская областная организация Профсоюза работников здравоохранения РФ организована 18 ноября 1937 года. На начало 2023 года численность её составляет 22 532 человека: 2923 врача, 6360 средних медработников, 479 педагогических работников, 3969 прочих работников и 8801 студент.
Социальное партнёрство как система сложилось в нашей организации с 1998 года, когда было заключено первое Региональное отраслевое соглашение между управлением здравоохранения Рязанской области и Рязанской областной организацией Профсоюза. В то время только в 10 % учреждений отрасли действовали коллективные договоры. За 25-летний период механизм соцпартнёрства стал основой и неотъемлемым элементом регулирования трудовых отношений в региональном здравоохранении. Коллективные договоры действуют в 97 % учреждений.
Действующее РОС закрепляет ряд положений, которые улучшают положение работников, по сравнению с федеральным законодательством.
- Соглашение имеет прямое действие в учреждениях, где не заключены коллективные договоры. Например, в областном клиническом кардиодиспансере при отсутствии КД действуют положения регионального отраслевого соглашения, а это и минимальные размеры доплат работающим во вредных условиях труда, и дополнительные отпуска и гарантии профактиву, и многое другое.
- Работодатели принимают локальные нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые отношения, с учётом мнения профсоюзного комитета, в том числе если численность профорганизации менее 50 % от общего количества работников.
- В случае нарушения срока выплат работникам (зарплата, отпускные, выплаты при увольнении и т.п.) выплаты производятся с уплатой процентов в повышенном размере (1/100 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
- Продолжительность дополнительных отпусков работникам, занятых во вредных и/или опасных условиях труда, устанавливается не ниже предусмотренной Списком 1974 г.
- Доплаты за работу в ночное время при оказании экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи производятся в размере 50 и 100 % от должностного оклада, а также всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системами оплаты труда.
Очень важным является положение Соглашения об обязанности работодателей до утверждения отчёта о проведении спецоценки направлять полученные результаты в обком Профсоюза для проведения независимой экспертизы качества проведения СОУТ. Только после получения от областного комитета соответствующего заключения итоги СОУТ утверждаются и вводятся в действие.
Профсоюзная инспекция обкома в обязательном порядке проводит предварительную экспертизу проектов коллективных договоров. Региональным отраслевым соглашением предусмотрена возможность установления в колдоговорах учреждений дополнительных социальных льгот для членов Профсоюза. Данная возможность предусмотрена и Трудовым кодексом. По сути, профсоюзная работа вписана в общую канву жизнедеятельности лечебных учреждений. На общественных началах профактив обеспечивает выполнение важных функций, в том числе в интересах работодателя: это и контроль за охраной труда и безопасностью на рабочих местах; это и огромная работа по разработке и заключению колдоговора, ведь чаще всего инициаторами являются профсоюзные органы. Сюда же можно отнести различные общие мероприятия, приуроченные к юбилеям учреждений; работу с ветеранами; проведение профессиональных конкурсов. Однако из-за сложной и жёстко контролируемой системы финансирования учреждений отрасли предусмотреть в колдоговоре дополнительные льготы и гарантии членам Профсоюза за общественную работу невозможно. Региональное министерство труда и занятости населения стоит на позиции признания данных фактов в качестве дискриминационных по отношению к работникам, не являющимся членами Профсоюза. Единственным и одновременно очень сложным путём решения этой проблемы является заключение в учреждениях отрасли отдельных Соглашений в отношении членов Профсоюза. Данная проблема сейчас стоит в разработке и ЦК Профсоюза, и многих региональных организаций.
Подводя итог, можно констатировать, что в течение длительного времени в отрасли складывалась система социального партнёрства. Она успешно работает, но нуждается в дальнейшем развитии. Применение законодательно установленной процедуры проведения коллективных переговоров, использование возможности запрашивать у работодателя практически любую информацию для целей заключения коллективного договора, исполнение норм закона при оформлении представительства профсоюзами интересов работников, не являющихся членами Профсоюза, — всё это может повысить значимость системы соцпартнёрства, найти резервы для дальнейшего повышения уровня жизни наших работников.