Импортозамещающие разработки в пульмонологии №1(119), 2023 год
Бронхиальная астма — одно из основных неинфекционных и самых распространённых хронических заболеваний среди детей. Всего диагноз бронхиальная астма в мире имеют около 360 млн человек. Специалисты прогнозируют, что к 2025 году данное заболевание может развиться дополнительно ещё у 100–150 млн человек. Получение своевременной терапии ингаляционными препаратами позволяет пациенту контролировать течение болезни и вести при этом активную жизнь.
Заболеваемость астмой во всём мире по-прежнему растёт, а пандемия COVID-19 побудила организаторов здравоохранения в разных странах задуматься о доступности профильной терапии.
В России, с учётом складывающейся геополитической ситуации и того обстоятельства, что бронхиальной астмой страдают 6,9 % взрослых и 10,6–16,9 % детей и подростков, приоритетным становится формирование портфеля отечественных пульмонологических лекарств. Эту задачу успешно решает биофармацевтическая компания полного цикла «ПСК Фарма»: по итогам 2022 года, согласно аналитическому отчёту DSM Group, именно её 3 препарата для терапии астмы и ХОБЛ вошли в топ-10 МНН по импортозамещению:
- локализованный препарат Будесонид + формотерол занял 80 % рынка в денежном выражении. Этот же продукт из линейки «ПСК Фарма» стал драйвером роста в категории антиастматических препаратов и препаратов для лечения ХОБЛ, по версии Alpharm;
- аэрозоль для ингаляций Беклометазон + формотерол сразу же занял 31 % рынка в денежном выражении;
- Салметерол + флутиказон упрочил свои позиции (+11 %), оставшись лидером закупок, что аналитики объясняют увеличением закупок препарата.
Препараты для терапии астмы и ХОБЛ составляют приоритетное направление продуктового портфеля «ПСК Фарма», обеспечивая ей, по подсчётам аналитиков Headway, два года подряд первое место в этой категории. Среди импортозамещённых препаратов для пульмонологии, которые стали первыми воспроизведёнными в России, компания в 2022 году стала выпускать
- монопрепарат на основе флутиказона в виде дозированного аэрозоля для ингаляций;
- дженерики гликопиррония бромида и комбинации гликопиррония бромида с индакатеролом;
- всё ещё остающийся единственным на отечественном рынке препарат, содержащий в качестве действующего вещества ингаляционный топический глюкокортикостероид — циклесонид.
Как видим, это только уникальные разработки на импортоопережение, созданные и выведенные на российский рынок за 2022 год. Указанные продукты уже по достоинству оценило пульмонологическое сообщество. «Игаляционные препараты в портфеле «ПСК Фарма» сегодня стали «золотым стандартом» в терапии астмы и ХОБЛ», — отмечает главный внештатный аллерголог-иммунолог Минздрава Самарской области, заведующий кафедрой общей и клинической иммунологии и аллергологии Самарского государственного университета Минздрава России Александр Жестков.
Всего же на апрель 2023 года в портфеле «ПСК Фарма» 23 регистрационных удостоверения на пульмонологические препараты в любых лекарственных формах: аэрозоли для ингаляций, порошки для ингаляций, растворы и суспензии для ингаляций. Ещё ряд продуктов для пациентов с ХОБЛ и астмой находится на III стадии клинических испытаний.
Почему важно проводить испытания антиастматических препаратов in vitro?
В целом, для вывода на рынок воспроизведённых препаратов, по правилам ЕАЭС, достаточно лабораторных испытаний in vitro. Однако «ПСК Фарма», помимо таких лабораторных исследований, проводит испытания in vivo на людях. Разработчики убеждены, что исследований «в пробирке» для этого типа лекарств недостаточно.
В «ПСК Фарма» при выполнении испытаний in vitro применяют многоступенчатый каскадный импактор — прибор, который позволяет сопоставить распределение частиц действующего вещества на отдельных ступенях в исследуемом и референтном препарате. Опция уже на этапе in vitro позволяет увидеть, удовлетворяет ли исследуемый препарат критериям эквивалентности референтному лекарству: те ли же там действующее вещество и лекарственная форма, не влияют ли различия во вспомогательных веществах на эффективность и безопасность препарата. Так же с помощью импактора разработчик доказывает, что через дозирующее устройство ингалируется примерно тот же объём средства, что и через устройство референтного препарата (отличие не должно превышать 15 %), а у препаратов — сопоставимые методы применения.
Тем не менее исследователи «ПСК Фарма» полагают, что полученная в результате подобных испытаний информация недостаточна: на основе лабораторных данных нельзя со 100 %-ной уверенностью гарантировать астматику, что, например, увеличение или уменьшение дозировки дженерика никак не скажется на терапевтическом эффекте.
Не стоит забывать, что ингаляционные препараты — это продукты с изменчивой биодоступностью, а значит, требуют доказательства биологической эффективности. Поэтому ещё на этапе оценки проекта и перспективы разработки пульмонологических препаратов «ПСК Фарма» закладывает в бюджет проведение in vivo исследований (испытание на добровольцах). Во время выполнения таких испытаний соответствие воспроизведённого препарата референтному подтверждается за счёт оценки их фармакокинетики и фармакодинамики. Сопоставляется «лёгочное распределение» — количество действующего вещества, поступающего в дыхательные пути, сравниваются показатели эффективности и безопасности.
Если испытание проводится на более широкой группе добровольцев и пациентов, можно изучить в том числе соотношение эффекта и дозы, как на препарат реагируют участники с заболеваниями разной степени тяжести, как лекарство показывает себя в комбинации с другими препаратами, и иные параметры. Тем самым производитель заранее получает возможность выявить, а значит, и предотвратить возможные нежелательные фармакодинамические эффекты у пациентов.
Прохождение разработкой этапных — и in vitro, и in vivo — исследований важно как для потребителя, который должен быть уверен, что приобретённый продукт точно поможет, так и для регулятора, для которого клинические исследования — оптимальное, наиболее убедительное доказательство биологической эффективности. Именно такую модель исследований выбирает для своей профильной продукции «ПСК Фарма», ставшая, по данным Headway Company, на рынке госзаказа в период с января 2022 года по январь 2023 года лидером среди поставщиков препаратов для терапии астмы и ХОБЛ. В этом сегменте «ПСК Фарма» значительно обогнала зарубежные компании и заняла почти 21 % рынка в натуральном выражении.
Компания работает не только над воспроизведёнными препаратами, но и готовит к выводу на рынок собственные разработки. В ближайшее время «ПСК Фарма» планирует начать клинические исследования трёх инновационных лекарств, два из которых предназначены для терапии бронхиальной астмы. Первый — тройная комбинация для лечения пациентов с тяжёлой формой заболевания. Этот препарат не имеет аналогов не только в России, но и в мире. Ещё одна разработка, близкая к стадии клинических исследований, предназначена для лечения бронхиальной астмы у детей. Третья молекула — кортикостероид нового поколения.
Повышение доступности ингаляционных препаратов — важный вопрос для обеспечения благополучия общества, особенно в горячий весенне-летний период. Всплеск ОРЗ является одним из факторов риска обострения хронических обструктивных заболеваний лёгких, особенно у детей. Пациентам с астмой и ХОБЛ врачи рекомендуют быть более осторожными в условиях температурных качелей и, даже если наблюдается ремиссия заболевания, не отказываться полностью от применения базисной терапии. Рост спроса на этот вид продукции в сезон простуд повышается и среди пациентов, не страдающих хроническими заболеваниями лёгких, ведь бронходилятаторы используются для купирования бронхоспазма на фоне острых бронхитов и бронхиолитов.
Спектр выпускаемых «ПСК Фарма» препаратов включает ингаляционные глюкокортикостероиды, составляющие основную группу лекарственных средств для лечения астмы, а также бронходилятаторы короткого и длительного действия. Ассортимент различных молекул, лекарственных форм и дозировок постоянно расширяется, потому что выбор конкретного препарата для лечения астмы или ХОБЛ врач производит индивидуально, исходя из особенностей течения заболевания.