Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Ольга Шарапова: «Непростое время, которое мы пережили, имеет и положительные моменты — оно сплачивает и направляет» №1(106), 2021 год

Лариса Токарева

Депутат Мосгордумы, главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница имени В.В. Виноградова», доктор медицинских наук, профессор Ольга Шарапова — человек уникальный. Несмотря на сложности, она смогла в кратчайшие сроки не только обеспечить коллектив многопрофильной клиники всем необходимым для работы с пациентами, инфицированными COVID-19, но и настроить сотрудников на бескомпромиссную борьбу с пандемией, очень изобретательно отвечая на всё новые вызовы. Относясь к той редкой когорте людей, которых трудности не только не пугают, а напротив, закаляют и даже вдохновляют, Ольга Викторовна сумела найти возможность и для серьёзных занятий наукой. Вот её рассказ. 

МОБИЛИЗАЦИЯ

— По поручению Департамента здравоохранения Москвы с первых дней пандемии мы создали несколько бригад для работы в аэропортах; в их составе были и врачи, и средний медперсонал. Каждый день отправляли по 20 человек на круглосуточное дежурство. Бригады встречали прибывающие самолёты и брали у пассажиров мазки на коронавирус.

Я помню всё буквально по дням. Как убеждала медицинский персонал, что необходимо проводить работу в столичных аэропортах, следила за безопасностью персонала: из средств защиты у нас тогда были маски, перчатки, очки, бахилы и медицинские халаты с шапочками.

После выхода Указа мэра Москвы от 5 марта 2020 г. No 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» мы за десять дней переделали один из корпусов под пациентов с COVID-19. Благодаря Департаменту капитального ремонта в каждую палату провели кислород (раньше он был только в реанимации и в палатах интенсивного наблюдения), сделали туалеты. Департамент здравоохранения передал нам великолепные аппараты ИВЛ, помог создать хорошую лабораторную базу, доставил средства индивидуальной защиты (СИЗ) для сотрудников, так как одним из первейших вставал вопрос о защите персонала. И, надо сказать, костюмов у нас всегда было в достатке и в клинике, и в амбулаторном звене.

В ковидном корпусе на обслуживание 236 коек было задействовано 180 медиков. Каждый день мы брали у персонала анализы, чтобы обезопасить и самих сотрудников, и наших пациентов. Кормили больных в палатах.

Официально пациентов с COVID-19 скорая стала привозить в ГКБ имени В.В. Виноградова с 12 апреля. Но инфицированные коронавирусом поступали к нам и раньше, только под другими диагнозами: инсультами, инфарктами, травмами, — коронавирусная инфекция была уже сопутствующим заболеванием. Тогда ещё не делали ПЦР-диагностики. Сделать же всем компьютерную томографию не представлялось возможным, так как мы постоянно принимали по 100–200 пациентов с соматическими заболеваниями, нуждающихся в срочной диагностике с помощью КТ.

НАУКА НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ, ИЛИ ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

— И здесь нам очень пригодилась помощь кафедры внутренних болезней с курсом кардиологии и функциональной диагностики имени академика

В.С. Моисеева РУДН, возглавляемой доктором медицинских наук, профессором Ж.Д. Кобалава. Её сотрудниками был разработан ряд диагностических позиций по исследованию лёгких с помощью УЗИ. Совместно с нашими врачами учёные-медики осматривали пациентов ковидного отделения, курировали их, принимая общее решение о назначении тех или иных препаратов. В марте мы уже начали проводить лечение пациентов с учётом нарушения свёртываемости крови (коагулограммы).

А при поддержке лаборатории патологии гемостаза медико-профилактического факультета Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, возглавляемой академиком РАН А.Д. Макацария, мы начали использовать в лечении COVID-19 большие дозы фраксипарина (для пациентов реанимационных боксов) и ксарелто (для больных с нарушением свёртываемости крови). За четыре месяца (до 9 июля) через наш ковидный корпус прошло в общей сложности около 3 тысяч пациентов, из них через отделение реанимации (18 коек) — 600 человек.

Надо сказать, особо тяжёлые состояния с неблагоприятным прогнозом в основном встречались у больных преклонного возраста и пациентов, имевших сахарный диабет 2-го типа. И на тот период мы понимали, что пациенты, имеющие соматические заболевания, больше подвержены осложнениям в виде тромбозов.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ,

ИЛИ Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ВСЁ!

— К сожалению, наши доктора и сёстры каждый день подвергались риску инфицирования. И если не в клинике, где мы за этим следили, то по дороге на работу или с работы. В начале пандемии медицинский и технический персонал нашей больницы болел так же, как и другие москвичи, поэтому моя задача как организатора была в том, чтобы обезопасить наш персонал. Одно из коммерческих отделений мы отдали под гостиницу для наших сотрудников. Около двадцати человек имели возможность ежедневно оставаться и отдыхать в условиях максимально приближенных к домашним. Конечно, мы воочию ощущали нехватку медицинского и технического персонала в первый месяц пандемии. И я очень благодарна Департаменту здравоохранения Москвы за то, что там услышали наше обращение о выделении дополнительных врачей, среднего и технического персонала для работы в нашей больнице. В момент начала пандемии к нам было направлено около семидесяти человек для работы в нашем ковидном корпусе. Для данной категории сотрудников Департамент предоставил возможность размещения в гостиницах Москвы, так как большинство приехало из других субъектов Российской Федерации.

Был один день, который я до сих пор вспоминаю как кошмар — когда заболела большая часть технического и младшего персонала. Тогда, собрав на совещание всех сотрудников администрации, я объяснила им, что на обслуживание больных у нас не хватает около 60 человек. Сказала так: «Я не имею права вас заставить, но обращаюсь к вам с просьбой о помощи!». И тогда обязанности буфетчиц, поваров, уборщиц, кастелянш, санитарок стали выполнять бухгалтеры, экономисты, сотрудники контрактной службы. Дежурили все, уговаривать никого не пришлось. Даже готовили сами. Остался один повар, он и командовал.

Так что обстановка в эти тяжёлые дни у нас была практически прифронтовая. Медики ковидного корпуса испытывали огромные физические нагрузки — а в СИЗ работать очень жарко и душно, плюс эмоциональный накал. Поэтому выдерживали не все. Честно говоря, сама я с территории больницы недели две практически не выходила: постоянно возникали проблемы, требующие немедленного решения. Спала здесь же, у себя в кабинете, на диване, поскольку где-то до двух ночи мы мыли отделение и перестилали постели больных, а с семи утра я уже должна была быть главным врачом. Думаю, весной и летом 2020 года многие главные врачи оказались в подобной ситуации.

Но всё-таки я хочу отдать должное докторам и сёстрам ГКБ имени В.В. Виноградова: в целом они сработали очень достойно. Не считаясь со временем, заболевших коллег — терапевтов и реаниматологов — в ковидном отделении подменяли гинекологи, травматологи, неврологи, хирурги.

Была проблема и с информационным обеспечением: выходили из строя больничные компьютеры, ломалась множительная техника, на которой распечатывали выписки. Здесь уже докторам помогала наша специализированная информационная группа. Все проблемы с сантехникой и прочим оборудованием также решала наша техническая группа.

В начале осени, когда стало уменьшаться количество пациентов с новой коронавирусной инфекцией, перед нами была поставлена задача по проведению высокотехнологичных оперативных вмешательств и лечения плановых пациентов. В связи с этим мы открыли диагностическое отделение и через него начали вновь проходить (и продолжают до сих пор) все плановые пациенты, которые идут на лечение по высокотехнологичным или специализированным видам оказания медицинской помощи. В общей сложности с августа по декабрь 2020 года в плановом порядке через наше диагностическое отделение прошло около шести тысяч пациентов. Всем пациентом в обязательном порядке брали мазки ПЦР и кровь на антитела, а также проводили обследование для того, чтобы наши пациенты не стояли в очередях в поликлиниках.

ПРОГРЕССИВНОЕ ВРЕМЯ, ИЛИ ТЕЛЕМЕДИЦИНА

НА СЛУЖБЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

— Начало пандемии в Москве мобилизовало все возможности здравоохранения.

К примеру, нам удалось приблизить медпомощь для беременных. У нас 12 женских консультаций. В двух из них и в родильном доме при ГКБ имени Виноградова мы оборудовали телемедицинские кабинеты, где врачи могут общаться с пациентками при помощи новейших технологий.

В других женских консультациях женщины после сдачи анализов получали ответ на свою электронную почту, а затем врачи консультировали их по телефону.

Чтобы чётко понимать состояние здоровья беременных, мы написали множество информационных программ, стандартизировали опросники для врачей. В послеродовый период мы также ввели общение с пациентами при помощи телемедицины.

Безусловно, мы требовали, чтобы весь персонал женских консультаций в обязательном порядке использовал СИЗ.

НАДЕЖДА НА АВОСЬ,

ИЛИ ЭТО МЫ НЕ ПРОХОДИЛИ...

— К сожалению, у нас в стране немалая часть народа при любых обстоятельствах традиционно не устаёт надеяться на «авось». И сегодня это те, кто не признаёт важность прививки от коронавируса.

Сама я привилась ещё в сентябре 2020 года. Прививочную кампанию ещё не объявляли, но медикам уже предложили вакцинироваться. Большинство быстро согласились, но были и те, кто наотрез отказался.

Мне близки по духу высказывания Д.А. Медведева о сложностях прививочной кампании. И как врачу, и как депутату. Наверное, не всегда надо в убеждении использовать только «пряники».

И ещё. Очень важно, чтобы врач был грамотным, и оценка его профессионализма проводилась бы объективно.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ МЕДИКОВ

— Отрадно осознавать, что по инициативе Департамента здравоохранения открыт Кадровый центр, где столичные врачи будут подтверждать свои знания, проходить аккредитацию и получать дальнейшее профессиональное развитие.

На базе Кадрового центра будет осуществляться контроль при трудоустройстве специалистов в городские медицинские учреждения, а также проходить аккредитация и аттестация врачей, в том числе и тех, кто приезжает из других регионов. Кроме того, при наличии нареканий на работу того или иного медика руководство учреждения здравоохранения теперь имеет право внепланово отправить такого сотрудника в Кадровый центр, чтобы определить, насколько его знания соответствуют сегодняшнему уровню.

Экзамен включает ответы на специально подобранные тесты, а также умение проводить те или иные манипуляции. Минздравом России определён алгоритм, по которому комиссия проводит аккредитацию каждого специалиста.

Планируется, что в Кадровом центре также должны будут пройти обучение врачи открывающихся после ремонта столичных поликлиник. И эти требования основаны не на пустом месте: практически во всех учреждениях здравоохранения сейчас обновляется оборудование, и на нём должны работать грамотные специалисты.

Благодаря такой вот помощи от ДЗМ мы сможем при любых обстоятельствах сформировать сплочённый, работоспособный коллектив настоящих профессионалов, ведь в ГКБ имени В.В. Виноградова сейчас внедряется большое количество новых технологий. Это будут те люди, с которыми мы сможем сохранить и преумножить наши показатели эффективности лечебной работы.

ПАНДЕМИЮ ПЕРЕЖИВЁМ,

ДУМАТЬ НАДО О ЗДРАВООХРАНЕНИИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

— Тем, кто спортсмен и увлекается бегом, должно быть знакомо состояние, когда дыхание останавливается и нет больше сил, чтобы бежать дальше. Финиш близко — и понимаешь, что останавливаться нельзя: надо сделать последний рывок — и именно тогда открывается «второе дыхание».

Точно так же и в жизни: в моменты, когда становится трудно, надо сделать над собой усилие, чтобы совершить рывок вперёд.

Для нашей больницы одним из шагов вперёд станет введение неонатального корпуса, рассчитанного на 78 коек, где новорождённые будут находиться вместе с мамами. И речь идёт о детях, которые будут рождаться не только в нашем родильном доме, но и поступать из других роддомов, находящихся рядом. Для нас это очень важно, так как мы развиваем технологии выхаживания недоношенных детей и в развитии диагностики новорождённых. Хочу отметить прекрасную новость о том, что Правительство РФ приняло постановление в части скрининга новорождённых.

Для нас не прекращает быть актуальным развитие цифровизации здравоохранения. Сегодня врач собирает информацию уже не со слов больного, а при помощи системы ЕМИАС, когда есть возможность узнать всё о состоянии здоровья пациента.

Завтрашний день невозможно представить без развития телемедицины, особенно по ведению беременных женщин, чтобы у каждой будущей мамы была возможность уточнить у своего лечащего врача все необходимые вопросы без очного посещения женской консультации.

Новые технологии в диагностике и оперативном лечении активно развиваются в нашей больнице и являются неотъемлемой частью для нашего медицинского учреждения наравне с материальной базой, подготовкой высококвалифицированных кадров и умением отвечать на вызовы современного мира.