Николай Горяев: «Руководителю необходимо мыслить стратегически» №3(105), 2020 год
ГУЗ «Краевая больница № 3» Министерства здравоохранения Забайкальского края по качественному уровню — одно из лучших ЛПУ в составе региональной системы здравоохранения. О том, как справляется больница с трудностями, вызванными новой коронавирусной инфекцией, что способствует эффективной работе врачей даже в такой сложной ситуации, рассказывает главный врач больницы Николай Горяев.
— Николай Ильич, сегодня всеобщее внимание приковано к тому, как здравоохранению удаётся справляться с новой коронавирусной инфекцией. Расскажите о тех мерах, которые были предприняты в Краевой больнице № 3 для противостояния COVID-19.
— Мы сосредоточили внимание в первую очередь на организационных вопросах и провели мероприятия по организации медицинской помощи при массовом поступлении в медицинские организации пациентов с различными инфекционными заболеваниями, травмами, осложнениями. Здесь мне как руководителю очень пригодились знания, которые я получил на военной кафедре Омского государственного медицинского института, будучи студентом. На занятиях отрабатывались вопросы тактики медицинской службы при массовом поступлении раненых, больных и поражённых. Система гражданской обороны также занималась освещением этих вопросов. К сожалению, сейчас эти кафедры ликвидированы, а они учили мыслить стратегически, ведь каждый руководитель медицинской организации должен предвидеть внештатные ситуации и уметь быстро решать организационные вопросы, предусмотренные для таких случаев, оценить ситуацию, рассчитать силы и средства.
Наша больница неоднократно сталкивалась с подобными ситуациями, когда действовать нужно было быстро и чётко. Так, несколько лет назад к нам за несколько часов поступило около 200 человек с пищевыми отравлениями. Мы справились собственными силами: всем была оказана своевременная медицинская помощь, потерь удалось избежать.
Коронавирусная инфекция также не стала для нас неожиданностью. Когда в конце 2019 года появилась информация о ней, это сразу нас насторожило. Мы стали действовать на опережение: провели дооснащение подразделений больницы средствами индивидуальной защиты, лекарствами. Хорошо укомплектовали всем необходимым инфекционное отделение, которое соответствует всем требованиям. В настоящее время реанимационные палаты оснащены аппаратами ИВЛ, кислородными концентраторами, мониторами, средствами индивидуальной защиты.
В нашей больнице имеется всё, чтобы диагностировать новую коронавирусную инфекцию. И здесь тоже руководство действовало на опережение: лет 15 назад была организована лаборатория ПЦР, и, когда началась эпидемия, мы имели возможность быстро, в рамках своей больницы проводить исследования с использованием ПЦР-диагностики.
Ещё одно преимущество: у нас есть отделение компьютерной диагностики, где все пациенты при необходимости могут пройти компьютерную диагностику органов грудной клетки.
Важная роль в борьбе с опасным вирусным заболеванием отводится маршрутизации пациентов. Пациенты с COVID и подозрением на него поступают в инфекционное отделение, где проводятся диагностика и лечение. При необходимости, в зависимости от тяжести состояния, больного переводят в один из моностационаров Забайкальского края.
Каждого пациента консультируют главные специалисты Министерства здравоохранения: главный внештатный пульмонолог Забайкальского края, выдающийся специалист в этой области Сергей Анатольевич Лукьянов, главный анестезиолог-реаниматолог Министерства здравоохранения Забайкальского края Константин Геннадьевич Шаповалов. После консультации уточняется маршрутизация пациента.
Чтобы поликлиника работала в штатном режиме, чтобы не перекрещивались потоки больных с респираторными заболеваниями и с подозрением на коронавирусную инфекцию, мы организовали монокабинеты. Это позволяет пациентам, минуя поликлинику, прийти на амбулаторный приём в монокабинет, где их принимают врач и медсестра, снабжённые средствами индивидуальной защиты.
Ещё один термин, применимый к условиям пандемии: «медицинская сортировка». При массовом поступлении пациентов, как в случае эпидемии, вызванной коронавирусной инфекцией, важно разделить нуждающихся в медицинской помощи по группам, чтобы оказать помощь в первую очередь тем, кто наиболее в ней нуждается.
— По стране прокатилась волна информации о том, что в больницах не хватает лекарственных препаратов. Как обстоят дела с лекарственным обеспечением в ГУЗ «Краевая больница № 3»?
— Сейчас в регион поступили лекарственные препараты для бесплатного отпуска пациентам, которые находятся на амбулаторном лечении. Таких больных посещает врач. Он определяет тактику ведения пациента и, в зависимости от тяжести заболевания, назначает схему лечения. В соответствии с рекомендациями врача выдаются лекарства.
Сегодня мы ожидаем поступление вакцины, и уже определён тот контингент, который в первую очередь сталкивается с коронавирусной инфекцией.
— Медицинские работники, несмотря на применяемые средства защиты, тоже болеют. Как быть в ситуации кадрового дефицита?
— Когда идёт массовое поступление пациентов — в данном случае с коронавирусной инфекцией, — происходит несоответствие сил и средств. Не хватает медработников, оставшийся в строю персонал не может объять необъятное. Поэтому привлекаются не профильные медицинские работники, а врачи других специальностей, лаборанты, медицинские статистики и др. Большую помощь оказывают нам волонтёры — студенты медицинских вузов, которых мы привлекаем к различному виду работ, ставим на такие виды деятельности, где они уже могут справиться, не навредят ни себе, ни пациенту.
— Инфекционное отделение больницы находится в отдельно стоящем здании, и, кажется, это тоже сыграло положительную роль в борьбе с COVID?
— Сейчас принято строить огромные медицинские центры, где в одном здании находятся все отделения. Но это очень плохо в случае эпидемии или просто вспышки инфекции. Территориальных разграничений нет, и полыхают все подразделения — такое часто случается. Приходится закрывать всё; такая практика, к сожалению, имеет место.
У нас децентрализованный тип построения больницы: инфекционное отделение в одном здании, акушерское и детское — отдельно, хирургия — отдельно. И это очень важно в таких ситуациях, связанных с поступлением инфекционных пациентов.
Такой тип построения более затратен по финансам, но, как доказано практикой, более безопасен, что мы смогли в полной мере оценить в условиях эпидемии.
— Коснулись ли изменения, связанные с новой реальностью, тех категорий больных, оказание медицинской помощи которым отложить нельзя?
— Та чрезвычайная ситуация, которая возникла в связи с коронавирусной инфекцией, внесла коррективы и в организацию оказания медицинской помощи соматическим больным: онкологическим, страдающим сосудистыми заболеваниями и др.
На базе ГУЗ «Краевая больница № 3» находится первичный сосудистый центр. К нам поступают пациенты из девяти районов, которым требуется специализированное лечение. Поэтому здесь мы тоже организовали оказание медицинской помощи так, чтобы не было занесения и распространения инфекции при поступлении больного. Инсульт может настичь человека где и когда угодно, и мы не знаем, является ли этот человек носителем инфекции. Необходимо не допустить занос инфекции в отделение — это опасно и для персонала, и для других пациентов.
Мы и здесь сработали на опережение: определили обсерватор для вновь поступающих пациентов. Теперь они госпитализируются в отдельный блок, где им оказывается необходимая медицинская помощь в полном объёме до выяснения их инфекционного статуса. Каждый поступивший является заведомо инфицированным, с ним проводятся все необходимые мероприятия, чтобы выяснить, так ли это. В ПЦР-лаборатории больницы проводится анализ на коронавирус, и в течение 12 часов мы получаем результат. Если он отрицательный, пациент переводится в палату. Бывает, что у человека и инфаркт миокарда, и коронавирус. Такие больные получают адекватное лечение, но не контактируют с другими пациентами. Предварительная обсервация дала нам возможность предотвратить распространение болезни среди пациентов в первичном сосудистом отделении. При этом мы не ограничивали оказание помощи нашим пациентам, проводили всё необходимое лечение. Замечу, что у нас самый низкий процент летальности при инфаркте миокарда.
Онкологические пациенты — самый уязвимый контингент: их лечение нельзя отложить. Но, в отличие от сосудистых больных, им оказывается плановая медпомощь. Это позволяет провести все анализы, чтобы не занести инфекцию, до госпитализации.
Мероприятия по предотвращению распространения инфекции среди персонала и пациентов больницы позволили не ограничивать и плановую хирургию. Пациенты из районов также поступают в палаты обсервации, проводится анализ. Это увеличивает количество койко-дней, но меньше риск заражения. Кроме того, при коронавирусной инфекции хирургическое вмешательство опасно для здоровья самого больного.
— ПЦР-лаборатория обслуживает не только Краевую больницу № 3?
— На территории восточной зоны Забайкальского края ПЦР-лаборатория есть только у нас. К нам прикреплены девять районов, откуда везут анализы. Поэтому сейчас мы перегружены. Персонал работает круглосуточно, включая субботу и воскресенье, чтобы справиться с беспрецедентным объёмом работы. Сегодня на совещании сотрудницы лаборатории смеялись, подшучивали над собой, но я вижу, что они находятся на пределе своих сил и возможностей.
ПЦР-лаборатории должны быть во всех медицинских организациях, поскольку именно в них возможно идентифицировать вирусные инфекции. А когда тип вируса гриппа определён точно, то и соответствующее лечение будет наиболее эффективным.